Почему агротуризм находится в забвении

Один в поле не воин

Пандемия потихоньку отступает, а значит, большинство людей вновь возвращаются к прежнему ритму жизни, который не иначе как беличьим не назовёшь: встречи, телефонные звонки, zoom-конференции, WhatsApp… Всё – день пролетел. Из-за развитой сети коммуникаций не удаётся отвлечься даже в выходные дни. Как уже не раз доказано, единственный способ полноценно отдохнуть – это убежать подальше от города, желательно туда, где мобильная сеть выдаёт не больше, чем 2G, а ещё лучше, чтобы её не было вовсе. И таких мест в Казахстане более чем достаточно. Да, трассы вдоль основных магистралей радуют автолюбителей благами современной цивилизации, но стоит отъехать в сторону, как понимаешь, что вокруг мегаполисов существует совершенно другая реальность, со своим темпом жизни, ценностями и приоритетами.

Сельчане, конечно, не рвутся возводить стеклянные небоскрёбы и не отслеживают выпуски новых поколений современных гаджетов, но и от жизни не отстают. Пожалуй, самый яркий тому пример – проект «Фермеры Чилика», созданный общественной организацией «Фонд местных сообществ Енбекшиказахского района» (ФМС) при поддержке ФМК (Филип Моррис Казахстан). Он существует с 2014 года, за этот период участники ФМС добились таких результатов, о которых ранее, может быть, и не мечтали сами.

Не секрет, что многие фермеры живут благодаря тому, что выращивают на своих грядках – экологически чистая и натуральная продукция – то, чего так не хватает в современных магазинах. Фермерская продукция если и попадает, то исключительно на рынки, и в основном через перекупщиков. До сих пор существует достаточно длинная и сложная цепочка поставок овощей на прилавки Алматы, в результате чего их себестоимость возрастает, а качество продукта не всегда радует. В конечном итоге многие фермеры вынуждены сдавать урожай за полцены, что называется, прямо с полей. Конечно, такой бизнес даёт возможность заработать небольшую сумму денег, но говорить о прибыльном деле не приходилось. А какой выход? В супермаркеты по 100–200 килограммов за сезон не принимают, да и бюрократии там столько, что некоторые сельчане боятся её как огня. И потом, любому крупному игроку, который занимается конечной реализацией продукции, сложно или даже нереально работать с отдельными фермерскими хозяйствами, поскольку возникает целый ряд юридических барьеров. В свою очередь, ФМС удалось разрушить все эти преграды. Перед фондом стояла сложнейшая задача – от обучения фермеров ведению бухгалтерского учёта до организации поставок конечного продукта потребителю.

«Фермеры Чилика» – это единственный кооператив в стране, созданный эволюционным путём. Важно было создать условия, в которых люди сами пришли бы к идее необходимости создания кооператива.

ФМС объединил и обучил фермеров, они сами созрели, определив, что сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) – это единственный способ развиваться дальше, а не стоять на месте.

На заре этой кооперации многие фермеры не хотели объединяться и не верили, что вместе можно зарабатывать больше. Однако сейчас, спустя 6 лет, ситуация изменилась радикально.

В ФМС решили двигаться дальше и заняться развитием в Енбекшиказахском районе принципиально нового направления – агротуризма.

На интернет надейся, а сам не плошай

Забегая вперёд, скажем, что первый блин вышел комом. Но значит ли это, что на агротуризме стоит ставить крест? С этим и рядом других вопросов мы обратились к исполнительному директору ФМС Бакытгуль Ельчибаевой.

Бакытгуль, тема агротуризма уже не раз поднималась в разных сегментах и отраслях. Известно, что ранее вы уже пробовали запускать аналогичный проект на базе ФМС. Расскажите подробнее об этом опыте.

– В 2018 году мы предприняли попытку организации агротуризма. Тема в нашем районе неизвестная, поскольку никто ранее этого не делал. Но мы не испугались и решили стать первопроходцами. Конечно, изначально мы ознакомились с аналогичными проектами как у нас в стране, так и за её пределами. На основании полученных материалов сделали собственное пособие по основам сельского туризма, которое и послужило путеводителем для старта агротуров в селе Чилик.

Изначально согласились принять участие три человека – агроном Павел Ковунов со своими отдельно стоящими тепличными хозяйствами, а также фермеры Марат Мансуров и Шухрат Хелилов. Маленький пул, большие надежды и… полезный опыт.

Мы планировали организовывать туры для городских жителей. Для тех, кто хочет посмотреть, что такое сельское хозяйство. Без всякого сарказма, многие современные дети считают, что молоко производит супермаркет, а коровы на упаковке – это не более, чем украшение. Мы увидели в агротуризме возможность расширить кругозор, как подрастающего поколения, так и взрослых людей. На самом деле даже немногие взрослые люди знают, что помидорный куст можно вырастить до высоты двух-двух с половиной метров. И в этом агролесу можно не только гулять, но и собирать понравившиеся плоды. Интересно? Ещё бы!

Какие были ожидания от проекта и что вышло на практике?

– В нашей практике реализация агротура с участием моделей, в числе которых была и Сабина Азимбаева, мисс Алматы – 2017, кто представлял страну на международном конкурсе красоты «Мисс Вселенная – 2018». Девушки получили невероятный опыт и массу впечатлений. Но этот тур был ознакомительный, целью которого, как мы рассчитывали, будет охват широкой аудитории.

Далее у нас было два пробных запуска, но оба оказались неудачными. В первый раз подвела погода. Поскольку это уже была осень, то на день выезда была дождливая погода, и участники, которых собрался полный автобус, попросили перенести экскурсию. Увы, и последующие выходные с погодой не повезло – группа расформировалась.

Когда мы начали готовить второй тур, то не сумели набрать достаточное количество человек, что с учётом транспортных расходов, было нерентабельно и даже убыточно для нас. В сезон 2019 года мы бросили все силы на увеличение объема поставок, а в планы 2020-го вторгся карантин.

По вашему мнению, почему не удалось запустить направление агротуризма? Что помешало?

– Тема агротуризма ещё слабо развита в Казахстане. Если, допустим, в Европе и США агротуризм имеет большую популярность, то у нас нужно больше работать именно по части развития культуры сельского туризма. Люди не знают, что это за продукт и, что свойственно каждому человеку, опасаются неизведанного. С нашей стороны, конечно, нужно полное включение в тему, чего мы себе не смогли позволить при первой попытке. Осень – пора урожая, когда много сил и времени уходит на проработку основного фермерского направления, а сделать все параллельно и единовременно было очень трудно.

Второй аспект, я считаю, что здесь нужна большая маркетинговая стратегия по продвижению тренда. Да, мы, допустим, запустили свою страничку в социальных сетях, но подписчиков на тот момент было очень мало.

Отсюда и результат. Интернет-площадка –это большой пласт по работе с обществом, но здесь нужно время, чтобы набрать ту самую аудиторию.

Мировое признание

Будете ли вы пробовать развивать данное направление в будущем и какие именно перспективы вы видите на примере фермеров Чилика?

– Пытаться, однозначно, да. Но здесь важно понимать, что мы неправительственная и некоммерческая организация, то есть как таковых средств на развитие того или иного направления у нас нет. Конечно, прогнозы могут быть более оптимистичными, если найти инвестора/грантодателя – людей, неравнодушных и заинтересованных в развитии внутреннего туризма и агронаправления в частности.

Возможно, хорошим подспорьем станет ещё одна ветка, которую мы запустили в текущем году. Это группа женщин, которые выращивают томаты на приусадебных участках. Как утверждают эксперты, женщины более склонны к медийности. И если наши мужчины задумывались перед тем, как принять участие в стартапе, делая при этом акцент на фермерское хозяйство, выращивание и сбыт готовой продукции, то с женщинами вышло наоборот: уже на этапе изучения азов земледелия они стали предлагать развитие через соцсети и агротуры в том числе.

Как правило, каждый фермер на селе в подсобном хозяйстве имеет не только огород, но и домашнюю утварь. Какой вы видите перспективу расширения агротура, разнообразив её не только сбором овощей, но и, скажем, возможностью подоить корову, обрить овцу и т. д.?

– Здесь мы опять возвращаемся к тому вопросу, когда фермер настроен на производство. И на данный момент для фермеров агротуристические проекты кажутся наименее интересными, поскольку нет той экономической составляющей, которую они могут «пощупать». Выращивая помидоры, фермер чётко знает, что получит конкретную сумму денег за определённый объём выращенной продукции, а в случае с агротуром гораздо сложнее делать прогнозирование, ведь многое зависит от числа посетителей, количества опций, которые будут предложены туристу и т. д. В конце концов, от погоды. И это отталкивает.

Здесь есть ещё один важный момент. Для фермеров главное убранство – это их огород или поле. В сёлах не придают большого значения «лоску» во дворе дома или каких-то подсобных помещений. А для горожанина окунуться в столь неподготовленную среду может оказаться не самым лучшим опытом.

Если говорить о расширенном спектре услуг, то, конечно, нужно подходить комплексно. И готовить тур в буквальном смысле с калитки того фермерского дома, в котором всё будет организованно. В противном случае впечатления от такого тура могут остаться противоречивыми и как следствие останутся не самые лучшие рекомендации, что явно не будет способствовать развитию агротуризма. Мы будем пробовать. Если удастся наладить постоянные рейсы на сбор урожая, то, возможно, введём и остальной сельскохозяйственный быт. А ещё лучше построить отдельный туристический хутор, в котором можно создать и поддерживать декорации, скажем, XVIII–IX веков, как это реализовано во многих европейских странах, – подытожила Ельчибаева.

Хватит ли запала у чиликских фермеров, покажет время, однако что-то подсказывает, что у алматинцев появится возможность глотнуть сельского воздуха и прочувствовать этот мир изнутри. Фермеры не сдаются, ведь и к объединению они шли не семимильными шагами, а, скорее, неторопливо, как это заведено в селе. Сейчас же в их копилке уникальная награда – в 2018 году проект «Фермеры Чилика» получил международную премию CSR Excellence Award в номинации «Лучший социально-экономический проект года», обойдя в конкурентной борьбе около 100 номинантов из других стран.

ФМС – отличный пример для подражания, опыт которого способен оживить многие районы и даже области Казахстана. Ведь в не таком далёком прошлом (в 1991 году) сельское хозяйство страны давало 29,5 процента от ВВП, сейчас же этот показатель колеблется в пределах 4 процентов.

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *