Палитра Алаколя

Палитра Алаколя

Олег БЕЛОВ
Существует множество способов отметить майские праздники. Как говорится, кому поллитра алкоголя, кому палитра Алаколя. Мы, как люди с высоким содержанием Алаколя в крови, уже в седьмой раз выбрали Пёстрое озеро и отправились на фестиваль наблюдения за птицами «Крылья Алаколя». В этом году он наблюдал самый большой десант художников за свою семилетнюю историю. В их числе алматинские «АРТизаны», а также известный алматинский художник Кармине Барбаро, который на наших глазах написал и подарил центру “Пеликан” и журналу «Ветер странствий» свои картины. Глядя на это арт-нашествие, Алаколь тоже решил показать художникам свою палитру.

В этом году организаторы фестиваля – акимат Алматинской области, центр семейного отдыха «Пеликан» и журнал «Ветер странствий» решили увеличить размах «Крыльев» и расширить состав участников. Туристы прибыли не только на поезде, но и трех автобусах из Алматы, Риддера и Усть-Каменогорска. Удивительно, но жители Талдыкоргана, ближайшего к Алаколю города, до сих пор не принимают активного участия в фестивале.

Важным изменением фестиваля стало приглашение известных наблюдателей за птицами из России. Это были специалисты из Томска и Новосибирска – Андрей Баздырев и Константин Романов. Во время семинара они представили свои презентации, поделились опытом, дали ценные советы. Кстати, за три дня фестиваля им удалось увидеть 84 вида птиц. В семинаре, среди участников которого были и студенты Учарала, также приняли участие Анна Соловьева (туроператор «Компас») – новатор экотуристических направлений, Майра Рахимбекова – преподаватель университета «Туран».

Вместе с Натальей Боровой и Ольгой Зориной мы разработали концепцию «Птичий арт-базар», в результате чего в «Пеликане» появился лагерь художников, основу которых составила алматинская группа «АРТизаны» – Сева Демидов, Сергей и Ирина Черкашины, Анна Морисенко, Лариса Еропкина, Лариса Арюткина, Галия Утебекова. Там проходили выставки, мастер-классы, дефиле, была развернута ярмарка художественных изделий из металла, кожи, керамики. Можно сказать, фестиваль породнился с FourЭ.

Каждый день проходили экскурсии, наблюдения за птицами. К числу опытных фотографов в этом году добавился Юрий Беккер из «Казахстанской правды» с целой серией фототрофеев, в числе которых прекрасные снимки усатой синицы. Во время кинопоказа «Пеликадры», были представлены видеоработы не только Виталия Дворецкого, но и Олега Парамонова с премьерами фильма «Бархатный Алаколь» https://www.youtube.com/watch?v=UmDi1GfJn3A и клипа группы «Аквафон» «Чок-чок» https://youtu.be/ulI7NJdvyv8.

 Группы «Северный ветер» и «Аквафон» наполнили фестиваль танцевальной энергией и авторскими песнями. У костра в честь Дня Победы состоялся вечер военных песен, в котором приняли участие все гости фестиваля.

Встреча восхода – обязательная часть фестиваля “Крылья Алаколя”. Рождение дня на Пестром озере – это всегда незабываемо и неповторимо. Но для этого нужно найти в себе силы проснуться пол пятого.

В этом году фестиваль испытал настоящее нашествие йожиков, как мы в шутку называем йогов. Сразу несколько преподавателей проводили свои занятия. Мы примкнули к группе Yogaland.kz, которой руководил Владислав Югай, открывший нам секреты пранаямы и квадро-йоги.

Счастье не за горами

Привычная территория центра «Пеликан» стала обрастать причудливыми работами художников. МАФ – малая архитектурная форма в виде птицы была создана Ларисой Арюткиной из обрезанных веток.

Сева Демидов вызвал фурор своими причудливыми шапками, многие из которых перекочевали на головы участников фестиваля.

- Сева, твои шляпы что-то обозначают?

- Конечно, что-то обозначают, но для меня важно, чтобы человек, одев эту шапку, мог себя почувствовать в каком-то новом качестве, открыл в себе какую-то новую грань.

- Какое количество головных уборов ты создал?

- Я иногда сам себя об этом спрашиваю. Не очень интересно заниматься архивацией. Я думаю, что несколько сотен есть. В прошлом году у меня был апогей – я организовывал выставку и сделал две сотни 200 шляп. В срденм я делаю в год 50-60. Уже порядка 10 лет я занимаюсь шапками. Могу закидать ими кого угодно.

- Отправляюсь в путешествие ты тоже одеваешь свои экстравагантные наряды или превращаешься в обычного туриста?

- Дорога – вещь ответственная. Нужно чтобы тебе было комфортно. А когда ты приезжаешь на место, то уже можешь себе позволить художественный образ.

- Как ты попал на «Крылья Алаколя?

- Я получил приглашение на этот фестиваль в январе. У меня было тяжёлое настроение. Новый год отсвистели. Всю энергию потратил. Какой ещё фестиваль? Ничего не хочу. Мне бы зарыться в какую-то берлогу. Но Ольга Зорина не отставала от меня и говорила: «Тебе же не нравится твое состояние? Ты же хочешь из него выйти? Вот реальный шанс». Надо быть полным идиотом, чтобы от этого отказаться. Постепенно я начал из этой ямы выкарабкиваться и меня начали посещать какие-то идеи. Так возникла идея создания серии коллажей «Письма без слов». У меня в мастерской много каких-то журналов, вывесок, почтовых марок. Эти марки летают по свету как птицы, и нам всем хочется полетать. Испытать какую-то новую степень свободы. Поэтому в коллажах я использовал карты каких-то городов, штампы почтовых конвертов, которые куда-то на самолёте летели. Я разместил их на дереве напротив коттеджа, в котором мы остановились на «Пеликане». Для меня важен не столько замысел, сколько возможность раствориться в этом пространстве. И тогда всё будет попадать в канву. Ты будешь отмечать единение с миром. Что касается это инсталляции на дереве, я ничего подобного не делал, но, наверное, идея не нова.

- Это дерево опустило свои ветви по тяжестью работ, или оно изначально было таким?

- Это дерево с раскидистыми ветвями как раз росло перед нашим коттеджем. Не надо сильно что-то придумывать, напрягаться. Ты просто настраиваешься на волну, и мир преподносит тебе всё, что понадобится. И в этом ясная метафора -далеко за счастьем ходить не надо. Оно всегда рядом.

Сюрпризы на каждом шагу

Многие берут с собой на фестиваль “Крылья Алаколя” своих детей, и правильно делают. Потому что это прекрасный урок природоведения, зоологии, истории, музыки, изобразительного искусства и любви к родине. В этом году с нами были веселые клоуны, в которых сразу влюбились и дети, и взрослые. В их роли выступили профессиональные артисты Михаил Васильцов и Евгения Русанова. Миша не только научил детей делать фигуры из шариков, но и стал победителем турнира по бильярду среди взрослых, и всё потому, что в паузах между ударами он жонглировал шарами и смешил соперников. Кстати, оба клоуна и все дети приняли участие в съёмках нового клипа группы “Аквафон” “Взлетаю легко”.

Второй день фестиваля был наполнен секретами мастеров. Утром художник Кармине Барбаро и его супруга Шарбат (образовательный центр «Италия») устроили обучающий пленэр на берегу Алаколя, в котором приняли участие пять человек. Каждая работа получилась интересной. Большинство голосов было отдано совместной работе Евгения Черненко и Лоры Жумагуловой из Восточно-Казахстанской области. Они единственные из всех авторов изобразили над водой трёх чаек.
На птичьем арт-базаре свои мастер-классы проводили кукольница Лариса Еропкина и мастерица Анна Миросенко. Лариса научила нас делать красивые кулоны в стиле бохо, Анна – расписывать броши в форме птичек акриловыми и акварельными красками. Талантливый художник и этномузыкант Сергей Черкашин показал мастер-шоу, во время которого он за считанные минуты создавал украшения из кожи, металла и драгоценных камней. Сергей Черкашин: «Во время своего мастер-класса одно из своих изделий я сделал из бычьей кожи, меди, рога и кольца латуни. Оно было изготовлено за 10 минут. Я назвал его «Умай. Потому что на нашем фестивале состоялось дефиле Галии Утебековой «Возвращение Умай». Её воздушные девушки очаровательно парили по подиуму, что вдохновило меня на посвящение этой богине».

Искусство художников было востребовано и во время заключительного гала-концерта на открытой сцене «Пеликана». Лариса Еропкина подготовила сюрприз – она сделала оригинальные ордена, которые были вручены самым активным участникам фестиваля.

Авторские песни групп «Северный ветер» и «Аквафон», а также стихотворения Анастасии Ковалевой под гитарный аккомпанемент стали завершающим аккордом основной программы фестиваля.

Но оказалось, что это еще не всё. Последний день преподнес удивительный сюрприз. Тихое озеро, словно предчувствуя разлуку, вдруг покрылось гребнями волн. Я объездил полмира. Встречал восход в Грэнд-каньоне. Бродил по Сахаре и Великой Китайской стене. На самая необычная фотосессия состоялась в этот день на фестивале “Крылья Алаколя”. За полчаса до отъезда, когда все паковали чемоданы, мы рванули из “Пеликана” на берег озера, чтобы увидеть, как штормит Алаколь. Эдик захватил гитару и решил с Наргиз спеть несколько песен в холодном прибое. Вряд ли вы найдете другую группу кроме “Северного ветра”, которая в начале мая полезет в холодные волны во время шторма и начнет петь. Брызги летели в объектив, ветер сносил штатив, сбивал с ног. Но в ритм прибоя неслась лихая песня “Северного ветра”, и мы понимали, что суровый Алаколь решил подарить нам эту удивительную погоду, чтобы спеть с нами вместе, подарить свои крылья и попрощаться до следующей встречи, до следующего ветра.

 Фото предоставлены участниками фестиваля

Ваш комментарий