20 лет назад в Непале отмечали 50-летний юбилей первовосхождения на главную гору планеты и группа алматинцев отправилась в трекинг под Эверест – это культовый маршрут по территории национального парка Сагарматха.

Мы шли под рододендронами, переходили широкие бурные реки по длинным висячим мостам, встречали караваны яков. У монастыря Тьянгбоче як чуть не бросился на Людмилу Савину – первую женщину в Казахстане, совершившую восхождение на Эверест. На ней были красные спортивные брюки, а отогнал разбушевавшееся животное участник первой советской гималайской экспедиции на Эверест 1982 года Юрий Голодов. Руководил трекингом легендарный Казбек Валиев – первый казах, достигший вершины Джомолунгмы. В общем, это было приключение в звёздной компании.

Помню, как на переходе из лоджии Лобуче в Горакшеп встретила Райнхольда Месснера. Спросила, он ли это, и легенда мирового альпинизма, улыбнувшись, развел руки – я. Я тоже развела руки в стороны, потому что в тот день доверила нести свою камеру одному из членов нашей группы.

На пик Кала-Патар поднялись в темноте, говорили, что оттуда  открывается лучший  вид на Эверест. Я установила на штатив камеру и включила её. Как только стало светать, на синем экране видоискателя возникли два соседних восьмитысячника – Лхоцзе и Эверест. А когда группа вернулись в лоджию Лобуче, мы с Людмилой Савиной видели огромный красный шар, который летел вверх по ущелью почти над самой землей. Гималаи – другой мир и такие вещи там воспринимаются нормально. Мы спустились из высокогорья в лес. Я встала у тропы на колени, чтобы снять ползающую по пню божью коровку, и получила тычок в спину. Первый в подошедшем сзади караване груженый як пихнул меня чьим-то баулом, свисающем с его лохматого бока. А мог и рогами…

29 мая 2003 года мы были в Катманду, где проходили торжества по поводу полувекового юбилея Эвереста. В столице Непала мы слушали выступления легендарных альпинистов Райнхольда Месснера, Питера Хабелера, Эдмунда Хиллари и Юнко Табей, которая стала первой женщиной, достигшей вершины Эвереста. Участников саммита приветствовали королевские особы, чествовали шерпов, которые побывали на вершине Эвереста много раз и делали скоростные восхождения, восходители со всего мира получили памятные юбилейные медали. Я снимала встречу членов сборной СССР образца 1982 года в посольстве Британии и встречу у королевского дворца, когда в народ вышли представители монаршей семьи. Толпа двинулась, пришлось поднять камеру над головой, и я поняла – если не удержусь на ногах, могут затоптать.

Мудрые говорят, что человек всегда пребывает на Эвересте, потому что его эго раздуто до небес. Когда люди с большой Земли пришли в затерянный мир гор, буддийские монахи искренне не понимали, зачем идти на вершину ногами, если можно подняться туда в духе. Но с тех пор Гималаи стали магнитом для искателей приключений, а открыл двери этой страны для туристов одесский танцор. Сначала с лёгкой руки балеруна Бориса Лисаневича в Калькутте появился элитный «Клуб 300». В 1944 году Лисаневич познакомился с непальским королем Трибхуваном. Непал был закрыт для иностранцев из-за политики изоляции, проводившейся феодальным кланом Рана, но в 1951 году в стране установилась конституционная монархия. Лисаневич перебрался в Непал, где открыл первый отель и ресторан для иностранцев. Из разных источников известно, что в дальнейшем он стал «первым менеджером туризма в Непале и консультантом правительства», а страна превратилась в «азиатскую Швейцарию». В Непале в своё время тусили хиппи, бывшее королевство стало привлекательным для путешественников и альпинистов всего мира, теперь туризм является важнейшим источником иностранной валюты.

После восхождения на Эверест

Виртуальное восхождение

Максут Жумаев взошёл на Эверест дважды – в 2007 году в двойке с Василием Пивцовым и в 2018 году вместе с другом из России, когда впервые в жизни использовал кислород. И вот теперь он предлагает другим совершить виртуальное восхождение на Эверест, чтобы люди, при помощи соответствующего антуража и фотографий, могли представить этот путь. Жумаев провёл мастер-класс для сотрудников крупной компании, которые собрались на деловую встречу в Алматы со всего СНГ. Виртуальное восхождение на Эверест было частью культурной программы для гостей.

Добро пожаловать на Эверест!

В сосновом парке установили несколько палаток, обозначающих лагеря на маршруте, протянули между ними верёвки, на которых закрепили фотографии, сделанные в реальных лагерях на Эвересте. Ботинки, снаряжение и экипировку разложили у большой палатки базового лагеря, откуда началось виртуальное восхождение. Максут рассказал о церемонии пуджи, когда ламы жгут ритуальный огонь и читают молитвы в надежде умилостивить духов гор. Разноцветные флажки с отпечатанными на них молитвами треплет ветер и священные тексты уносятся в небо. Можно сжечь изображение модели из глянцевого журнала – тоже своеобразное жертвоприношение. Ламы бросают в воздух щепотки риса и муки. А на одной из фотографий швейцарец жарит яичницу в металлических поддонах на огне крохотных декоративных свечей. Гости не верят и спрашивают – долго ли жарились яйца. Но в первый день экспедиции торопиться было некуда.

Жумаев пригласил меня попеть под гитару и рассказать гостям что-нибудь интересное. Он и сам великолепный рассказчик, так что на песни времени не осталось. Но если Максут может говорить о своих впечатлениях и о пережитых в горах моментах, я могу поведать о разных экспедициях за сорокалетний период истории казахстанского альпинизма в Гималаях. В мае 2022 года Федерация альпинизма и спортивного скалолазания Казахстана  провела встречу, посвящённую 40-летию первой советской гималайской экспедиции на Эверест 1982 года и 25-летию казахстанской экспедиции на Эверест в 1997 году. Я была ведущей и вызывала альпинистов на сцену. Пригласив Максута Жумаева, попросила рассказать о разнице между кислородным и бескислородным восхождением на восьмитысячник.

Как много у гидов хлопот

«В чём разница? В темпе. Наша с Василием Пивцовым спортивная связка шла по маршруту с севера. Мы поднялись с высоты 7800 до вершины Эвереста за 20 часов. А с юга, с кислородом, на подъём у меня ушло 12 часов вверх и  6 часов вниз. В 2018 году я поставил эксперимент. На вершине Эвереста решил экономить кислород, снял маску и стал фотографировать. Минут 15 я выдержал, хотя слышал, что на такой высоте начинается острая гипоксия, альпинисты раздеваются, потому что им становится жарко, и начинается агония. Картинка перед глазами стала расплываться, и я понял, что теряю сознание. К тому времени у меня опустел баллон, я подключил новый и надел маску.

Снаряжение, которым альпинист пользовался во время восхождения

На вершине Эвереста у меня была и такая ситуация. С дыханием уходит много влаги и кислородная маска забивается. Я об этом не знал и по-армейски начал хлопать себя по лицу, чтобы отбить от маски лед. Я был на грани жизни и смерти – если бы испортил клапан, то остался бы без кислорода, а к этому мой организм был не готов. Тогда я понял, что надо иметь запасную маску. Без кислорода ты с горой – один на один. Кислород – это допинг, он убирает барьеры гипоксии, но и кислород – не панацея».

Жумаев, объяснял гостям, как пользоваться снаряжением, верёвкой, лестницами, кислородным баллоном. Он родился в Западном Казахстане, там, где легендарный начдив Чапаев переплывал реку Урал. В детстве мальчишки на велосипедах уезжали в степь за тюльпанами. Став студентом, степняк приехал в Алматы, на каникулы к своей тёте, и решил заработать, помогая туристам носить в горах грузы. А когда совершил своё первое восхождение, то увидел с высоты вершины клубящиеся облака, вспомнил поля тюльпанов и почувствовал себя счастливым.

В самом начале его спортивной карьеры случилось невозможное – тренер Ерванд Ильинский включил третьеразрядника в сборную команду Казахстана. Десять лет и десять дней ушло у него на выполнение программы восхождений на все 14 высочайших вершин мира. Заслуженный мастер спорта РК Максут Жумаев стал 27-м членом клуба «Quest-14» и 12-м альпинистом, взошедшим на все восьмитысячники без использования дополнительного кислорода.

Мимо «Кхумбулатории» – на ледопад Кхумбу

С юга наиболее опасным участком является ледопад Кхумбу, который продвигается на метр в сутки, и все мы знаем и о глобальном потеплении. В ледопаде постоянно образуются новые трещины, ледяные глыбы ломаются и шерпам постоянно приходится прокладывать новые варианты пути по лабиринту сераков. В 1982 году доктор первой советской гималайской экспедиции Свет Орловский написал фломастером на своём кемпинге – «Кхумбулатория». Эту фотографию видели все, кто читал книгу Юрия Роста «Эверест-82».

За участие в коммерческой экспедиции надо заплатить 60 тысяч долларов, но идти всё равно придётся своими ногами. «Коммерческий альпинизм? Каждому – своё, – говорит Максут. – Мне, как альпинисту, проще заниматься коммерческим альпинизмом, а вот коммерсанту заниматься спортивным альпинизмом нереально. В спортивной команде я – винтик. И я, как все остальные, отвечаю за работу всего механизма, а в коммерческом альпинизме я капитан сборной и отвечаю за всё. Но я не могу отвечать за подготовку клиента, и чем круче гид, тем больше дыр он закрывает в его подготовке. То есть я восполняю недостаток альпинистского образования у клиента».

Жумаев провёл гостей по «четырём лагерям» и задержался возле фотографий, сделанных на вершине Эвереста. Он держит вверх указательный палец, повторяя жест статуэтки некоего короля, чья бронзовая фигурка установлена на высоте 8848 метров над уровнем моря. Многочисленные восходители, постояв в очереди перед узким гребнем, ведущим к вершине, стремятся сфотографироваться на том же месте. Бывает, на этом участке умирают из-за того, что в баллонах заканчивается кислород.

Кто-то из участников мастер-класса спросил, а разве нельзя договориться на берегу, в какой последовательности подниматься на вершину, чтобы не толпиться. И почему государство не может регламентировать такие вопросы? Но как же далеки городские люди от гор… Кто-то даже принялся считать на калькуляторе, сколько за сезон зарабатывают шерпы, если в одно время под Эверестом могут оказаться три тысячи человек. Я подумала, что рядовые шерпы зарабатывают на два мешка риса, а вы ещё скажите, что правительство Непала должно регулировать сход снежных лавин! Не всё решает человек, есть над нами могучие силы, которые на старте всех гималайских экспедиций пытаются задобрить ламы с помощью молитв и огня.

Капканы в горах

С Максутом интересно говорить о тонких, нематериальных вещах. На Эвересте он видел в полумраке тени. Считает, что это погибшие альпинисты, которые уже перешагнули грань между мирами, но всё ещё продолжают своё восхождение. В эзотерических книгах пишут, что умершие люди долго теряют память о себе, вот и эти призраки не обрели покой.

В пуховом комбинезоне Жумаев был на Эвересте

В 2009 году Максут Жумаев и Василий Пивцов попали в лавину на Лхоцзе. Максут писал в дневнике: «Я понял, что мы в капкане. В темноте меня не покидало чувство, что мы здесь не одни. Рядом с нами, вокруг нас, под нами – лавины. На тропе лежали застывшие волны скатившегося по склону снега и путь вниз напоминал преодоление полосы препятствий. Стараюсь идти быстро, след в след, но не получается. Вася впереди, он уже начал спускаться вертикально вниз, но мне осталось пройти последнюю верёвку по диагонали. Только перещелкнул на станцию самостраховку и… тишина. Так тихо, что я не слышу своего дыхания, но понимаю, что неведомая сила несёт меня вниз. Я в лавине. Она пульсирует и накатываясь волнами!

Одно из самых страшных зол для альпиниста – это лавина. Каждый, кто сталкивается с этой опасностью, невольно моделирует своё поведение. Я чувствую, что тянет сначала одну ногу, затем вторую. Это верёвка обвила ногу и растягивает меня на части. Лавина тащит вниз, вниз, я на мгновение зажмурился, съёжился, напрягся всем телом. Только бы выдержала верёвка, только бы не переломало ногу. И тут лавина отпустила. Она, как живое существо, ушла, а я остался на перилах. Лежу кверху ногами, правая затянута в верёвке, самостраховка натянута на станции. Первым делом освободил рот от снега, с первым глотком воздуха пришло понимание, что лавина сорвала пуховые варежки, и я остался с голыми руками. И я не знаю, что случилось с Васей.

Василий Пивцов

Поворачиваю голову и вижу: Васо стоит на перилах и сообщает в базу по рации: «Мы попали в лавину, Жумаев лежит выше на склоне и стонет», а я не стонал, я пытался попросить Васю о помощи. На рюкзаке одна лямка порвана и он под снегом, шевелиться трудно. Делаю усилие и переваливаюсь на бок, дотягиваюсь до верёвки и поднимаюсь на ноги.

Вася: «Целый? Идти можешь?». Я отвечаю: «Да». Хромая на обе ноги, подхожу к Васе. Он стоит, прищёлкнутый к концу оборванной верёвки. Думать и говорить времени нет. Мы уходим дальше с лавинного следа, ближе к разломам ледопада, где есть шанс выжить, пересидев ночь в ледовой трещине. Верёвка, по которой мы спускались, маятником уводит нас вниз. Мы соединяем самостраховки и идём нога в ногу. Через сотню метров нашли перильные верёвки, которые ведут к 3 лагерю. Шли без оглядки и как можно быстрее, Вася первым разрезал снежную целину, а снега местами было выше колена. Лёгкий, пушистый и его много, очень много».

Высотная гипоксия

Некоторые люди генетически не имеют возможности к адаптации даже на небольшой высоте, что связано с отсутствием дыхательных ферментов, без которых невозможен транспорт кислорода в мозг. В горах человек подвергается таким факторам, как повышенное воздействие солнечной радиации и космического излучения, гипоксия и гипокапния, то есть снижение содержания кислорода и углекислого газа в крови. В Казахском Институте физиологии человека и животных с помощью сильнейших высотников страны, в том числе Пивцова и Жумаева, проводилась работа по исследованию воздействия высоты на человеческий организм. Изучение состояния человека в экстремальных условиях представляет научный интерес, эти знания имеют значение для тех, кто работает в зоне высокогорья, для авиационной и космической медицины. Опыты в барокамере показали: примерно с высоты 8000 метров у людей угасает способность контролировать свои мысли и действия. В течение короткого времени наступает бессознательное состояние, а на горе это означает верную гибель.

Ама Даблам

Альпинисты должны пройти акклиматизацию перед восхождением, чтобы гора не стоила им жизни. Из-за недостатка кислорода на высоте погибают клетки мозга, преимущественно те, которые ответственны за поддержание высших человеческих функций: сначала нарушается память, затем центр речи, и, наконец, человек теряет зрение и слух. «Эверест без кислорода – самоубийство», – писал Питер Хабелер. В книге «Победа в одиночестве» он высказался о восхождении на восьмитысячник: «…Это должна быть борьба в одиночку. Не только с жуткой горой и её неизвестными опасностями, не только с физическим истощением, арктическим холодом, с коварной высотной болезнью, с ужасающей уверенностью, что если что-то случится наверху, нет никакой возможности спасения… Каждый полагается только на самого себя…»

Райнхольд Месснер писал после восхождения на Эверест без кислорода: «В состоянии умственной абстракции, я был как одно, с трудом дышащее, сжатое лёгкое, парящее над туманом и вершинами. Я почувствовал, что теряю зрение». Известный российский альпинист Владимир Шатаев писал: «После восхождения Месснера и Хабелера, совершенного в 1978 году на Эверест с Южного седла впервые без кислорода, стало ясно, что наиболее престижным может быть восхождение, пройденное без применения живительного газа».

В 1996 году на заседании Генеральной Ассамблеи Международного Союза альпинистских ассоциаций была принята формулировка – признать разницу между восхождениями на восьмитысячники с кислородом и без кислорода. К 2011 году казахстанцы оказались в мировой десятке по количеству восхождений на восьмитысячники без применения дополнительного кислорода.

Что узнали гости

Одна из функций туризма – познавательная. Гости города Алматы решили деловые вопросы, а мастер-класс от знаменитого альпиниста и горного гида можно считать экскурсией в культурной программе. В числе участников мероприятия был бывший алматинец, проживающий в Санкт-Петербурге, Геннадий Ли. Он внимательно смотрел и слушал, не перебивал, не задавал вопросов. Геннадий поблагодарил Максута и сказал, что совершил вместе с ним удивительное путешествие, перенесшись из базового лагеря в штурмовой  и даже постояв минуту «на вершине».

– Я представил, под каким гнетом в тех условиях находятся люди. Им приходится бороться с собой, со своим мозгом, который отказывается работать. Я почувствовал эту атмосферу и понял, что ты бросаешь себе вызов и возвращаешься оттуда другим человеком. Но если узким местом является кислород, нужно просто брать лишний баллон. И если застрял в пробке под вершиной, то стоишь и дышишь.

Я развеяла иллюзию. Кислород – не панацея. Если случится шторм, придётся пережидать непогоду. Тогда придёт конец и запасному кислороду, а баллон весит больше 3 кг. Маска мешает, очки запотевают, редуктор может выйти из строя. Сплошной вызов.

После восхождения на Эверест Тенсинг Норгей говорил: «Когда мы оказались на вершине, мы сделали то, что делают в таких случаях все альпинисты. Пожали друг другу руки, потом я обнял Хиллари, потом мы, как сумасшедшие, хлопали друг друга по плечам до тех пор, пока не начали дышать, как паровозы, несмотря на кислородные маски».