Велосипедом по Ошской трассе

Велосипедом по Ошской трассе

Александр КОВШЕРЕВ
Уважаемые встречающие! Произвёл посадку скоростной фирменный пассажирский лайнер, прибывший международным рейсом 7905 Северо-Тянь-Шаньских авиалиний по маршруту Кочкор-Ата – Алматы.

К чему такое авиационное вступление к рассказу в рубрике, посвящённой активному туризму? К тому, что речь пойдёт всё же о велосипедном путешествии через горные хребты Киргизии, и впервые встретится более-менее подробное описание автомобильной трассы М41.
Моему другу школьнику однажды поручили написать сочинение на тему «Мой любимый вид спорта», и он выбрал велосипедный, а я ему помогал. И вот отрывок из этого сочинения:
«В наше время, когда автомобиль становиться всё популярнее, путешествие через весь город и ближайший пригород на велосипеде занимает в несколько раз меньше времени, чем на автомобиле. А на каком виде транспорта можно передвигаться быстрее, чем на автомобиле? Конечно же на самолёте!
Велосипед действительно похож на самолёт. На нём так же, как и на самолёте, можно путешествовать между городами, и даже между странами. Велосипед, как и самолёт, зависит от погоды. Во время снега и гололёда велосипедисту, как и пилоту, требуется величайшее мастерство, чтобы удержать велосипед на ходу. Велосипед может перевозить грузы и пассажиров, и, так же как и самолёт, перегрузишь, не взлетит. Когда велосипед едет вниз, он мягко планирует, бесшумно спускается, словно самолёт идёт на посадку, где твой дом – аэропорт.»
Вот потому во вступлении был выбран авиационный мотив, и далее по всему рассказу он будет порою встречаться, ободряя велосипедистов, что они выбрали правильный вид транспорта, сравнимый с самолётом, где сам велосипедист – пилот!

«В зале вылета международных рейсов производится паспортно-таможенный контроль, регистрация билетов и багажа на скоростной фирменный пассажирский лайнер, следуемый рейсом 7905 Северо-тянь-шаньских авиалиний, вылетающий по маршруту Алматы – Кочкор-Ата»… Такая надуманная фраза настраивала меня на предстоящее велосипедное путешествие в гости в соседнюю страну, расстояние, которое следует мне преодолеть – около восьмисот километров в один конец.
Прошло уже то время, когда из-за нехватки денег невозможно было себе позволить передохнуть в гостинице или турбазе, пообедать в кафе, и поэтому приходилось брать с собой все вещи, предназначенные для туристического горного похода, и грузить их на велосипед. Теперь же, когда финансовых затруднений нет, а по маршруту часто встречаются юрты, кафе, населённые пункты, где можно перекусить, купить воды, или набрать её в горных реках, переночевать, необходимость в снаряжении отпадает.  Потому в багаж были взяты только инструменты, запчасти, деньги, документы, бутылка с водой, шоколадка, фотоаппарат, одежда, что помещается в небольшой прогулочный рюкзачок и чехол от спального мешка, свободно размещаемые на два багажника велосипеда, не выступая за его габариты. И ввиду такого количества багажа лайнер реально становится скоростным, уменьшается сопротивление потоку воздуха, ветру, увеличивается скорость велосипеда на подъём, уменьшается нагрузка на тормоза при крутом спуске. Встречаемые по пути велосипедисты, глядя на мой, завидно спрашивали: «Почему у нас столько вещей?», потому как, поехав уже не одну сотню километров, понимали, что без всего этого они могли бы обойтись, так как кушали и ночевали, так же как и я – цивилизованно.

1Велосипед, снаряжённый в современный международный рейс

План полёта такой: первый день перелёт в Бишкек через Кордайский перевал. Далее, ввиду того, что это самая сложная часть маршрута, пролегающая по казахской степи с сильными ветрами и жарой, а так же определённым менталитетом, свойственным водителям в этой стране, второй день перерыв, небольшой переезд до Кара-Балты, далее за три дня добраться до Кочкор-Аты, это 518-й км по Ошской трассе М41, с остановками где придётся, по рекомендации «киргизского авиадиспетчера», девушки, которая хорошо знает трассу и к которой я еду в гости. Обратный путь примерно по такому же расписанию.
«Время вылета скоростного фирменного пассажирского лайнера, следуемого международным рейсом 7905 Северо-Тянь-Шаньских авиалиний по маршруту Алматы – Кочкор-Ата 5 часов 2 минуты». Здесь и далее время указано по отношению к мировому GMT + 7, это время опережает Алмаатинское на 1 час. И так, 3 июля до рассвета самолёт взлетел. В связи с тем, что после ремонта автодороги Алматы – Бишкек, её вновь испортили, насыпав на неё всякую всячину, превратившую поверхность трассы в наждак, была выбрана верхняя трасса, идущая через посёлок Жандосово, здесь трасса более велосипедная, далее Фабричный, Узун-Агач, а за Узун-Агачём трасса М39, Алматы– Бишкек гладкая. К тому же место расположения «аэропорта» позволяет быстрее добраться до верхней трассы, я живу в горном гиганте.
В этом рассказе я буду частенько указывать, на каком километре по столбам расположены некоторые пункты. Зная эти цифры, путешественнику легко рассчитывать время и силы, а так же держать цель, отсчитывая, сколько ещё осталось.
Из Узун-Агача дорога приходит к 59-му километру трассы М39, с 63-го километра начинается гладкая трасса. Далее 76-й км посёлок Самсы, 96-й посёлок Таргап, 113-й –  кафе «Авразия». Стюардессы подают обед, это половина пути по трассе Алматы – Бишкек. 128-й километр – ещё одно место отдыха, но здесь самолёт рейсом 7905 посадку не производит, по пути есть ещё места, где можно купить воды и еды. С 143-го километра дорога опять наждачная, въехали в Джамбульскую область, но этот наждак приемлемый велосипеду. 158-й километр множество кафе и магазинов, 160-й километр производим посадку в аэропорту города Отар. Сам Отар отсюда ещё 18 километров, но туда нам не надо. Начинается подъём на перевал.172-й – 185 километры – широченная седловина Кордайского перевала. С 185-го километра начинается спуск с перевала.
Мой приятель Александр Шпартюк, когда мы были на грани совершеннолетия, и я мечтал съездить в гости к его родственникам в Сокулук, что недалеко от Бишкека, рассказывал мне страшные вещи про этот перевал. А ведь он хорошо его знал, так как часто ездил эти маршрутом к своей сестре. Автобус и машина поднимались туда на первой скорости, перегревались, а на велосипеде и подавно – не доедешь…. Страшный и ужасный Кордайский перевал. Теперь же, когда я проехал по Ошской трассе, туда и обратно пересёк Кордайский перевал…
212-й км – начало посёлка Кордай. По гладкой дороге до границы. Переезд границы быстрый. Без очередей подъезжаете к окну, где водители показывают свой документ, удостоверяющий личность, показываете  и едете дальше, на другой стороне границы тоже самое. Казахстанские пограничники ещё возмущаются, что велосипедист проходит не через основной зал, но когда покажешь им, что твой велосипед негабаритный, и даже в дверь не помещается, пропустят как водителя. Киргизская же сторона восхитительно относится к велосипедистам, и никаких вопросов не задаёт. Меняем симку на телефоне и передаём управление киргизскому диспетчеру. Теперь меняется не только страна, но и отношение  велосипедистам. В Киргизии нет специальных законов, или акций, или каких либо других мероприятий, рекламирующих велосипеды или популяризующих этот вид спорта. Однако отношение к велосипедистам и без этого великолепное. Смотришь в зеркало и видишь, что каждый водитель старается держаться от тебя на большом расстоянии, не подрезает, не сигналит. И так по всей стране. Гостиницы и базы отдыха предоставляют велосипеду самые лучшие и безопасные места для отдыха вашего транспорта, не стесняясь пропустить ваш негабаритный транспорт внутрь их солидного помещения.
За долго до начала темноты наш фирменный пассажирский лайнер произвёл посадку в аэропорту города Бишкек. Место расположения «аэропорта» – гостиница «Казахстан», она расположена чуть не доезжая западного автовокзала, около ста метров, по проспекту Жибек Жолы, расстояние от границы – 22 километра. Расстояние от подъезда моего дома до гостиницы в Бишкеке по верхней трассе – 256.2 км.
Основные трудности, которые могут встретиться в пути: жара –  с ней ничего не поделаешь. Просто одеться по погоде, смазаться солнцезащитным кремом, спокойно ехать, не обращая на жару внимания, пусть даже если и снизится скорость. Не стесняться останавливаться, чтобы попить воды. По возможности смочить кепку. Если ехать вниз или по прямой, жара компенсируется набегающим потоком воздуха. Движение в жару и вверх требует терпения. Ветер: с ним ничего не поделаешь. По трассе Алматы – Бишкек за «Авразией» дует в основном западный ветер, на обратном пути он помогает, но на пути туда – он компенсирует жару, но передвигаться порой нужно даже по прямой на первой скорости, пока не изобрели съёмный разборный парус для двухколёсного велосипеда. По пути обратно ветра не было, это называется, как повезёт. Судороги: купите мазь «Троксевазин». И вы надолго забудете, что такое судороги. Усталость мышц: перед поездкой пройти курс иглотерапии у спортивного врача. Сказать ему, чтобы он вас подготовил к длительному и утомительному велосипедному путешествию. Хороший врач чётко определит, куда и какие ставить иглы. После такого курса даже после возвращения домой у меня было впечатление, как будто никуда не ездил, и готов повторить рейс с продлением.  Курс я проходил у известного  чудесного доктора Жениса, подготовивший первого восходителя из сборной Советского Союза Владимира Балыбердина на Эверест.
Описание лайнера, следуемого рейсом СТШ 7905. Рама – максимальная ростовка рамы, выпускавшаяся когда-либо для велосипеда «Старт-шоссе», полностью приспособленная для крепления всяких прибамбасов, вилка – его же, родная, с наваренными искусственно ушками для крепления переднего багажника, два багажника, два крыла от велосипеда «Турист», передняя система 53-40, педали с ремешками от «Старт-шоссе», передний переключатель «ХВЗ», задняя система 14-16-18-20-24-34, «Шимано», задний переключатель «Шимано», колёса – обода двойные, Тайвань, 28 дюймов, покрышки 622*32, «Кенда». Руль от велосипеда «Старт-Шоссе», тормоза клещевые. К стати, после смены ободов с родных «туристких» на тайваньские по не известным мне причинам существенно увеличилась скорость холостого хода, повысились аэродинамические свойства колеса, хотя покрышки не менялись, наверное, это из-за профиля нового колеса, потому цифры в этом рассказе вы встретите невероятные. Подвеска жёсткая – поэтому имеет значение качество дорог для комфорта передвижения. Велосипед оснащён зеркалом, задним и передним фонарями, бортовым компьютером, катафотами, звуковым сигналом. Есть у меня ещё один такой же «Ту-154», ростовкой на одну меньше.
День второй, 4 июля. Выходной. Не большой переезд из Бишкека в Кара-Балту. Трасса не велосипедная. Приходится приспосабливаться. Наличие зеркала заднего вида существенно облегчает мой путь. Середина трассы более-менее ровная, а правая сторона сильно залатанная, неровная, с трещинами. Пока машин нет, выходишь на середину и начинаешь лететь, как увидишь сзади машину, временно прижимаешься вправо, пока она тебя не обгонит. И так почти весь путь. Расстояния от Бишкека, Сокулук – 27-й км, Кара-Балта, поворот на юг, 61-й км. Следую на стоянку к своим знакомым.
День третий. 5 июля. 6:58 лайнер взлетает из аэропорта города Кара-Балта. Это на 61-м километре, трасса М41, курс 180. Следующая остановка – аэропорт «Сосновка». Сегодня ожидается самый напряжённый день, по окончанию которого можно будет сказать, что совершил подвиг. Это высокогорный перевал Тоо Ашуу. Его высота 3586 метров. Однако после того, как под перевальной точкой построили туннель,  такую высоту набирать уже не приходится, всего 3192. Однако высота аэропорта Кара-Балта – 765 метров. Мне известно, что начало туннеля на 130-м километре, эта цифра поможет мне потом ориентироваться в том, сколько осталось, почти уже… Расчётное время приземления – 14:58. Трасса слегка наждачная с велосипедной гладкой полосой, и чем дальше от Кара-Балты, тем шире моя полоса. Подъём натянутый, до самой Сосновки, Сосновка начинается с 78-го километра, аэропорт устраиваю на 81-м, за посёлком есть пост для весового контроля, за ним делаю плановую остановку. Скорость полёта – 17-20. Однако дорога дальше становится проще, влетели в горы, влетели в красивое горное ущелье. Переменная крутизна дороги. Трасса гладкая, как проспект Аль-Фараби в Алма-Ате, на протяжении всего полёта без воздушных ям, без зон турбулентности. В аэропорту «Сосновка» есть существенное успокоение, что до перевала лететь не 70 километров, а всего пятьдесят! И даже сорок девять! Едешь и видишь горы, меняющиеся картины, синюю речку, которая часто оказывается с другой стороны дороги. Пересекаешь её по многочисленным мостам в этом узком ущелье. Чем ещё всё это хорошо, что такая природа протяжённая, несколько десятков километров ты наблюдаешь многочисленные горные ручьи, боковые ущелья, водопады, сияющие ледники, к которым ты приближаешься. Постепенно тает и километраж, оставшийся до перевала. Частая смена передач связана со сменой крутизны подъёмов, однако до непосредственного начала подъёма на перевал крутые подъёмы не затяжные, и порою удаётся подниматься даже со скоростью 30 км/ч. Делаешь остановки только ради фотографий и чтобы попить воды.

2

3

4

5Едешь и видишь горы, меняющиеся картины, синюю речку, которая часто оказывается с другой стороны дороги. Пересекаешь её по многочисленным мостам в этом узком ущелье. Чем ещё всё это хорошо, что такая природа протяжённая, несколько десятков километров ты наблюдаешь многочисленные горные ручьи, боковые ущелья, водопады, сияющие ледники, к которым ты приближаешься.

И вот 113-й километр. До перевала остаётся 17 километров. Дорога уходит от реки Кара-Балта и идёт вдоль её притока. Отсюда начинается непосредственный подъём на перевал, теперь всё движение за редким исключением будет проходить на первой скорости. Останавливаешься на фото, попить, набрать воды. И только. Постепенно сокращаются оставшиеся километры. В самом начале подъёма видна трасса, по которой придётся ехать, она высоко, а перевал ещё выше… Глаза боятся…. Уже в конце серпантина видишь, откуда ты поднялся, вот это монстр, ноги делают…. 14:02. «Диспетчерская. СТШ 7905, аэропорт Тоо Ашуу! Погода ясная». Вот это да! 7 часов 4 минуты от Кара-Балты вместо расчётных восьми часов! «СТШ 7905, наденьте маску, пересекайте туннель в маске, загазованно!» «Есть, СТШ 7905, надеваю маску, следую через туннель, расстояние около трёх километров». «СТШ 7905, перелетел через туннель, на южной полосе аэропорта Тоо Ашуу, туннель жуть… приём….» «Вас поняла, СТШ 7905, поздравляю, спускайтесь, производите посадку в аэропорту города «Париж»!» «СТШ 7905, вас понял, произвести посадку в «Париже»!»

6

7“Глаза боятся, ноги делают”. Панорама Ошской трассы при подъёме на перевал Тоо Ашу со стороны Кара-Балты.

Крутой спуск продолжается  со  132-го километра до 145-го. Такой же крутизны спуск как и подъём на перевал, спускаемся в долину реки Суусамыр.

8Спуск с перевала Тоо Ашу в долину реки Суусамыр

Это очень широкая долина с частой сменой ветров и прочих погодных условий, весной удивляющая путешественников цветением своих полян.  «Париж», это условное название места, где можно передохнуть, покушать, отремонтироваться автолюбителям. Это минипосёлок в Суусамырской долине. Расположен «Париж» на 155 километре Ошской трассы. Курс на запад. Почему место названо «Парижем», никто из местных жителей объяснить не смог, за то «Яндекс» ответил однозначно: «Париж, потому что когда едешь по дороге ночью, неожиданно во тьме появляется яркий островок жизни.» Спускаясь по серпантину, начинаешь понимать, почему Нина Островко, желая приобрести велосипед «Турист» в исполнении канадского производителя «Кона сутра», такого же 28-ми дюймового велосипеда со всеми наворотами, что и на моём «Ту-154», обратила особое внимание на дисковые тормоза. Спускаться реально страшновато. Хотя не получается спускаться порою быстрее 48 км/ч, притормаживаешь, всё же самолёт реально собирается набрать буквально реактивную скорость. И всё же мой выбор остановится на дисковом тормозе, если кроме него ничего другого не будет предлагаться, и если ты сумеешь отремонтировать этот тормоз в пути, если вот его вдруг заклинит на этом серпантине. Мои клещевые справляются со спуском великолепно. «14:45. СТШ 7905, аэропорт города «Париж». Курс 270, ветер западный, тоже 270. Ураган». «СТШ 7905, оставайтесь в «Париже». Погода меняется, не лётная, будут проливные дожди, на Ала-Беле холодно, ураган, снег, связи от Парижа до Токтогула нет.» «СТШ 7905, вас понял, остаюсь в «Париже.»» В Париже есть гостиница и много разных столовых и кафе. Условия в гостинице – комнатка переночевать, но в горных условиях и этого достаточно. Связь только «Билайн», поэтому, если вам предстоит путешествие по Ошской трассе, приобретайте симку «Билайн». Это не реклама, это необходимость.

9

10

11

12

Ала-Бель – перевал, замыкающий долину реки Суусамыр. Его высота 3174 метра. Подъём на перевал начинается сразу после спуска с перевала Тоо Ашуу с высоты примерно 2200 метров, то есть подъём натянут по всей долине, слегка становясь круче к перевальной точке. Но это будет завтрашний маршрут.
К концу третьего дня пути, после спуска с перевала Тоо Ашуу ожидалось ощущение совершённого подвига, как после всех предыдущих поездок в горы. Ведь всё же, теперь сравним с знакомыми Алма-Атинцам маршрутами, здесь вырисовывается такая же сложность трассы, как на Космостанцию. Сначала подъезд под непосредственный подъём на перевал – Большое Алматинское Озеро, потом 8 километров такого же по крутизне серпантина, 100 метров на километр. Так вот, чтобы заехать на Космостанцию, нужно было сначала доехать до Озера, затем передохнуть, и со свежими силами, как будто до Озера не ехал, начать карабкаться на Космостанцию, иначе не заедешь. После спуска у тебя сгорали тормозные колодки. Так вот тут – перед тобой две таких Космостанции! Так что получается – Космостанция теперь детский сад?! И заехал ты на две Космостанции без отдыха, и после спуска колодки твои не стёрлись. А в продолжение темы про страшный и ужасный Кордайский перевал, который на обратном пути пролетел на подъём на второй скорости со скоростью 15 км/ч, а на спуск 80(!), так на этот перевал можно детям на трёхколёсном велосипеде казахстанского производства «Балдырган» заезжать! И никакого подвига в Париже я не ощущал. Это, скорее всего результат вмешательства спортивных врачей. Да знал бы я, что это так легко, вчера бы досюда доехал без остановки в Кара-Балте, с уникальным авиаперелётом «Бишкек – Париж»!
«СТШ 7905. Над городом Токтогул набрать высоту 12000 метров! Производить посадку за городом Токтогул, в самом городе Токтогул опасно, пролетаете без посадки!» «СТШ 7905, вас понял, над Токтогулом высота 12000. Посадка на обед за городом». Такими образными позывными начался четвёртый день полёта. Вылет в 9:05. Спал очень хорошо. Вечером нужно купить жидкости, перекус на завтрак, потому как с утра будет сложно это сделать. И так на всём пути. Оказывается, в городе Токтогул молодые люди несколько лет назад на трассу бросали камни, и пока проезжающие водители их разгребали, эти хулиганы обкрадывали их машины. Хотя это было давно, и никак велосипеду это не грозит, до сих пор звучит предупреждение: «В Токтогуле не останавливаться!»
Путь продолжается по Суусамырской долине. Позавтракать можно на любом километре, воды набрать тоже. Постоянно стоят юрты, текут ручьи и реки. Слева синяя широкая река Суусамыр. По пути тебе махают рукой дети, словно провожая поезда. Подъёмы чередуются с прямыми участками. 197-й км развилка на Талас. 216-й километр – перевал Ала-Бель. Добро пожаловать в Джалал-Абадскую область!

13Река Суусамыр

Крутой затяжной спуск в размере одной Космостанции. Курс на юг. Потом спуск выполаживается и можно отпускать тормоза. 240-й километр – база отдыха «Чычкан». Это новая, построенная в альпийском стиле гостиница, расположена в верхней части леса. Рекомендуется для отдыха, я тут ночевал на обратном пути. Долина реки Чычкан – повторение долины реки Кара-Балта, отличием является большое количество кафе и мест для отдыха, в Кара-Балте с таким сервисом скудно. 272-й километр, аэропорт Токтогула за городом. Кафе «Наурыз». Никогда бы повторно не зашёл в кафе, которое оставило меня равнодушным. В этом же я обедал и на обратном пути.

14Река Чычкан рядом с кафе “Наурыз”

280-й километр. Город Токтогул. Пролетаем дальше. Курс на восток. От Токтогула начинается объезд Токтогульского водохранилища. Спуски различной крутизны меняются с подъёмами. Жарко. 314-й километр. Мост через реку Нарын, курс вновь на запад. Подъёмы, спуски, фотографирование водохранилища. Оно открывается с правой стороны.

15

16

17Дорога идёт в объезд Токтогульского водохранилища

350-й километр. База отдыха Кок-Бель. Новая гостиница, в европейском стиле, даже сотрудники гостиницы – европейцы. Рекомендую останавливаться здесь, и купаться в озере. После 195 километрового переезда логичное место завершения четвёртого дня пути. А можно было бы уехать и ещё дальше, если долго не спать. Но дальше… Здесь всё равно интересней.
Пятый день. Сегодня вечером запланирована посадка в аэропорту назначения – городе Кочкор-Ата. Впереди перевал Кок-Бель, город Кара-Куль, город Таш-Кумыр, проезд вдоль узбекской границы и посадка в Кочкор-Ате. Путь начинается в 7:15. 352-й километр – начало подъёма на перевал Кок-Бель. Подъём крутой, серпантин. 360-й километр – перевальная точка. Высота около 1200 метров. Само водохранилище находится на высоте около 900 метров. Далее серпантинный спуск среди красивых гор и путь продолжается по лесистому ущелью реки Карасуу до самого города Кара-Куль. Автостанция города Кара-Куль находится на 388-м километре.

18

19Перевал Кок-Бель. Спуск с перевала в сторону города Каракуль.

Рекомендуется запастись водой, так как до следующего аэропорта «Курпсайская ГЭС» воду найти будет трудно. Нужно около двух литров на одного пилота. От автостанции вдоль города Кара-Куль ещё можно что-то купить, но за городом это уже почти невозможно. Из центра города сначала не значительные подъёмы, спуски, в основном прямые участки, а начиная с поста ГАИ начинается длинный крутой спуск в сторону реки Нарын. Скорость движения на этом участке по пути туда у меня оказалась максимальной за все 5 дней пути – 86.58 км/ч.  Надо отметить, что обратный путь – это подъём, мне он показался самым сложным за весь обратный путь. Далее чередование подъёмов, спусков различной крутизны вдоль Курпсайского водохранилища. Жара. По пути три туннеля, маску одевать не надо, туннели продуваемые. За третьим туннелем остановка  – Курпсайская ГЭС. 427-й километр.

20

21Трасса М41 проходит вдоль реки Нарын

Спуск к мосту через Нарын. Теперь Нарын у нас с левой стороны. Ещё несколько километров, и дорога опять переведёт нас на другую сторону. Подъёмы и спуски продолжают чередоваться, но уже не так интенсивно. Напротив Таш-Кумыра ещё один туннель. 450-й километр, наш пассажирский лайнер производит посадку в городе Таш-Кумыр. Здесь мост на правую сторону Нарына, но мы его не проезжаем, едем прямо. Здесь в последний раз запасаемся водой и перекусываем. За Таш-Кумыром дорога выравнивается и медленно спускается на Юг. Тут нас встречают арбузы, дыни, и приветствуют уже, словно провожая поезда, не дети, а узбеки, поднявшиеся на холмики – границу Узбекистана и Киргизстана. 490-й километр – поворот на восток. Слабый спуск заканчивается, и теперь опять трасса, слегка натянутая на подъём. Узбеки тут переходят границу и торгуют своими овощами. 498-й километр – аэропорт «Узбекистан». И хотя это всё ещё территория Киргизстана, пилотам очень удобно называть эту точку ориентира, как «Узбекистан». Здесь развилка дорог. Главная дорога поворачивает вдоль границы с Узбекистаном, не пересекая её, а второстепенная уходит в узбекский город Кочкор-Ата, граница через несколько десятков метров. Объездная дорога вдоль границы сначала резко поднимается вверх, идёт курсом на север, потом выполаживается, через некоторое время резко поворачивает обратным курсом – на юг, перед очередной сменой курса резко падает. 508-й километр, возврат на трассу, идущую через Узбекистан. Поворот на восток. «СТШ 7905, добрый вечер. Скорость 30, курс 90, ветер 270, 10 километров до аэропорта…» Идёт старая советская трасса, ежегодно ремонтируемая, и такая дорога до самого Жалалабата. Однако путь всё равно мягкий, тем более предвкушаемая посадка и завершение пути. «СТШ 7905, 2 километра до аэропорта… Вижу огни взлётно-посадочной полосы». 517-й километр, автозаправка напротив. Далее ещё одна заправка – это уже начало города Кочкор-Ата. «Внимание! Уважаемые встречающие! В нашем аэропорту произвёл посадку скоростной фирменный пассажирский лайнер, прибывший международным рейсом 7905 Северо-Тянь-Шаньских авиалиний, по маршруту Алма-Ата – Кочкор-Ата!» С мягкой посадкой!
Какие технические проблемы могут возникнуть в пути? Основная проблема – это вулканизация. Поэтому нужно иметь велоаптечку и запасные камеры. Перед выездом в дальнюю дорогу на велосипеде должны быть установлены в нормальном состоянии покрышки, цепь, звёздочки. Нужно взять с собой всё, что касается тормозов – тросы и колодки. Не забудьте взять с собой подшипники на оси колёс, бывает, и они вылетают. Масло густое и аэрозольное. Хотя большинство инструментов и запчастей мне не понадобилось, всё же они у меня были, и я не боялся остановиться по техническим причинам. Колодки, которые я установил ещё в Алма-Ате, до сих пор не сменил, спустя некоторое время после возвращения.
Обратный путь у меня пролегал через те же аэропорты. Первый день 11 июля. Кочкор-Ата – база Кок-Бель. Вода на Токтогуле тёплая даже вечером. Прибыв чуть раньше заката, преодолев 168 километров, целый день, крутя педали, у меня хватило сил искупаться в озере, подняться к кафе поужинать, и после всего этого – как будто нигде не катался. Спасибо спортивной медицине.

22Планирование с перевала Кок-Бель на озеро Токтогул

23Вода на Токтогуле тёплая даже вечером

Второй день, 12 июля. День был очень жарким с самого утра, так что меня пекло даже при подъёме по Чычканскому ущелью. Логичное завершение такого назойливого дня – сильный проливной дождь, который я переждал в очередном кафе по ущелью. Прибыв к 17:30 в базу «Чычкан», посчитав возможности, получилось расчётное время посадки в «Париже» в 22:30, это уже темно. Нет, полечу завтра. А сегодня вечером отосплюсь в «Чычкане».

24

25База отдыха “Чычкан”

26

День третий. 13 июля. Путь пролёг через два перевала. И Ала-Бель взят, и Тоо Ашуу. На последний так и вовсе иммунитет выработался. Пролетел по горным трассам 179 километров. Обед в «Париже». Вечерняя посадка в аэропорту Кара-Балта. А если бы меньше спал, а вылетел я в этот день в 9:00, то можно было бы и до Бишкека успеть. Но спать тоже надо. В этот день был поставлен ещё один рекорд. Перед посадкой в Сосновке были резкий спуск, после которого резкий подъём. Дорога без поворотов, гладкая, машин не было. На спуске отпустил тормоза и их не нажимал, после на выбеге поднялся. Зафиксирована скорость 97.41 км/ч.
«СТШ 7905. Произвёл посадку в городе Кара-Балта….» «СТШ 7905, вы что, там, на «Камазе» ехали?» «Да не, это «Камаз» нуждался в технической помощи, так я его подобрал….»
Поднимаясь на обратном пути на перевал Тоо Ашу, убедился в искренности моих резких слов одному моему знакомому, в машину которого не хочу садиться: «Машина – не транспорт!» На всём пути туда и обратно, пересекая в общей сложности восемь перевалов, видел множество ломающихся по пути машин, некоторые просто перегревались, некоторые навсегда глохли. И таких машин было, чуть ли ни каждом километре. Однажды меня даже покормили мясом, баурсаками и конфетами за шуточное предложение помочь и взять машину на буксир при подъёме на перевал.  Этому знакомому с машиной я теперь говорю: «Если ты задумаешь туда на машине сунуться, сначала потренируйся заезжать на Космостанцию!» После нескольких таких тренировок, когда машина приспособится и акклиматизируется к таким условиям, ты научишься её ремонтировать, можно выезжать на трассу М41.
День четвёртый. 14 июля. Выходной. Переезд из Кара-Балты в Бишкек. Привет Саше Шпартюк и Наташе из Сокулука, через страшный и ужасный Кордайский перевал!
День пятый. 15 июля. Очередные 256 километров. «СТШ 7905, доброе утро! Передаю управление воздушным движением в Республику Казахстан!» «СТШ 7905, счастливого пути!». 13:30 – 15:10 «Авразия». Обед. Скорость движения по трассе домой 40-60 км/ч, настоящий лайнер! 17:35. Узун-Агач. Фабричный, Каскелен, Аксай, Каргалинка…. 20:20.

«Уважаемые встречающие! Произвёл посадку скоростной фирменный пассажирский лайнер, прибывший международным рейсом 7905 Северо-Тянь-Шаньских авиалиний по маршруту Кочкор-Ата – Алма-Ата».

3 июля 2013 года – 15 июля 2013 года.

Фото автора

Метки: , , ,

Комментарии

  1.  

    Очень интересно и красиво! Особенно, Токтогул и Нарын!

  2.  

    Очень интересно! Требую продление маршрута до пика Ленина!

  3.  

    Великие люди, Эти туристы =), сколь ко же надо любви к своему образу жизни чтоб вот так красиво жить….

  4.  

    Спасибо автору!ощущение,будто проделала весь путь вместе с ним!красивое поэтическое описание природы и дороги.а фото просто супер!

  5.  

    Очень интересно) конечно очень здорово побывать в таких местах и проделать такой нелегкий путь!

  6.  

    Велик в руки и вперед )))))

  7.  

    Интересный рассказ, и очень красивые фотографии, особенно озеро Токтогул понравилось!)

  8.  

    Невероятно увлекательно. И романтично и по делу. Настоящая велонавигация. В таком духе должны быть туристические путеводители созданы.

  9.  

    Велик – это классно! Интересные фотографии, очень красивые места. А сам рассказ действительно больше похож на велонавигацию

  10.  

    Спасибо, очень познавательно и практично-романтично

  11.  

    даа.. я б так не смог (
    супер!!

  12. ОтветитьАлександр Куницкий
     

    Дух захватывает! Фильмы автору снимать надо, передачи получатся интереснее и не хуже тех, что по ТВ крутят! Удачи в следующих рейсах

  13.  

    Красивые снимки природы моего родного Кыргыстана! Спасибо!

  14.  

    Безумно-интересный маршрут! Хочется крикнуть лозунг: Велосипедисты всех стран, Объединяйтесь!!!

  15.  

    Класс! Все понятно и подробно расписано. Великолепные фотографии!

  16.  

    А где в Кара-Балта аэропорт?

    •  

      А в тексте есть: “5 июля. 6:58 лайнер взлетает из аэропорта города Кара-Балта. Это на 61-м километре, трасса М41, курс 180.”

  17.  

    Нехилые там спуски-подъемы для велосипеда!

  18.  

    ЗдОрово! Написано легко и увлекательно. Но сколько же это сил требуется на такие трассы! Очень хорошо, что так -по километрам- расписана трасса, это даёт возможность планировать. И фотографии хороши. Жду продолжения.

  19.  

    Увлекательно. Завидую белой завистью. Присоединяюсь к последнему комменту-жду продолжения таких приключений! Удачи автору!

  20.  

    Это действительно круто выглядит. Но нам, простым смертным, если захотим отправиться в подобное авиапутешествие, следует рассчитывать своё время, умножая время полёта Жёлтого Альпиниста в два или в три раза – потому что он немного биоробот. Интересный рассказ, весело читать и фотки классные. Лётной погоды и попутного ветра Вашему пассажирскому лайнеру! С:

  21.  

    Классный маршрут! Жду новых подвигов на официальных веломарафонах.

  22.  

    Очень интересно!

  23.  

    Рассказ интересный,но повторить такое…. На грани фантастики.

Ваш комментарий