С неожиданной инициативой выступил Максат Чакиев (Кыргызстан), президент компании Brand Concept, один из авторов концепции Всемирных игр кочевников:

– Мы предлагаем позиционировать Туркестан как мировую столицу кочевников, чтобы он стал городом-консолидатором для всей кочевой цивилизации. В мире более ста народов с кочевой культурой. Когда мы проводили Всемирные игры кочевников, мы поняли, как велико это движение. Более миллиарда человек имеет отношение к этой культуре, и до сих она никем не объединена. К примеру, существует масса исламских международных организаций. Но где можно увидеть международный номадизм?

Мы предлагаем проект Nomad Capital. На первом этапе нужно провести Всемирный саммит кочевников. На нём страны-участницы выбирают столицу. Можно учредить всемирное движение Nomad Planet и избрать послов кочевников. Наподобие того, как сейчас существуют послы туризма в разных странах. В Туркестане мы предлагаем открыть World Nomad-центр. У нас уже разработан эскиз его территории, занимающей более тысячи гектаров. По сути это второй Туркестан. Он включает центральную фигуру Аттилы высотой более ста метров, всемирный музей номадизма, музей оружия. Там можно будет устраивать реконструкции эпохальных битв кочевников.

Этот центр разбит на улусы ремесленников, этномузыкантов, национальной кухни. В одном из улусов будут представлены мини-города всех кочевых народов. Почему бы там не сделать резиденцию президента Казахстана, где он мог бы принимать официальные делегации по древним казахским обычаям, как это делал Аблайхан. Сейчас подобный тренд появился в Турции и в некоторых арабских странах.

Мы предполагаем проведение четырёх ежегодных крупных событий: Nomad Expo (всемирная выставка кочевников), Nomad Hit (музыкальный фестиваль), Nomad Games (аналог Всемирных игр кочевников) и конкурс Miss Nomad (участницы этого конкурса красоты должны максимально эффектно представить свою культуру). Эти четыре проекта можно разделить по сезонам – весна, лето, осень и зима, что позволит наполнить жизнь столицы кочевников яркими событиями в течение всего года.

Гульмира Ахбердиева (Ассоциация индустрии туризма Центральной Азии,  Шымкент) и Давлат Хабибов (Совет по развитию туризма, Таджикистан) подписали меморандум о сотрудничестве

Ключи к успеху

Одним из самых ярких на форуме было выступление вице-премьера Узбекистана Азиза Абдухакимова. Он рассказал, как Узбекистану удалось увеличить число приезжающих туристов с 1,3 млн. в 2016 году до 6,5 млн. в этом году:

– В основе успеха несколько факторов. Прежде всего это изменение визовой политики – 1 января 2020 года количество безвизовых стран достигнет 87. По этому показателю Узбекистан будет на втором месте в мире после Грузии. Значительное внимание уделяется предоставлению льгот и преференций в сфере туризма. При строительстве местным и иностранным инвесторам компенсируется около 20–25 процентов затрат. Также субсидируются чартерные рейсы. Иностранным компаниям, снимающим телепрограммы и фильмы на территории Узбекистана, компенсируется до 20 процентов расходов. Активно развиваются транспортно-логистические возможности. Режим открытого неба действует в четырёх аэропортах.

Министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова отметила:

– Опыт соседних стран, прежде всего Узбекистана, внимательно изучается нами. 31 мая 2019 года была принята Государственная программа развития индустрии туризма. Сейчас разрабатывается закон о туризме. Он предусматривает налоговые преференции и другие шаги, которые позволят индустрии туризма ускоренно развиваться. К ним относится принцип открытого неба, либерализация визового режима, На настоящий момент безвизовый режим распространяется на 73 страны. Мы готовимся к тому, чтобы включить в этот список ещё 20 государств. Формат электронных виз будет распространяться на 117 стран.

Председатель правления корпоративного хаба Бахрейна Мохаммед аль Таваш рассказал, как изменят мир туризма высокие технологии:

– Широкое распространение получит интернет вещей – каждое устройство будет взаимосвязано с другим. Благодаря дополненной виртуальной реальности будут создаваться целые миры. Искусственный интеллект уже активно используется, в частности чат-боты. Голосовые технологии и онлайн-бронирование находятся в постоянном росте. Важный тренд – внедрение роботов. Некоторые японские отели уже полностью обслуживаются роботами. Ещё одна важная новинка – технология распознавания, которая в будущем будет применяться в каждом отеле и аэропорте.

Советы соседей

Управление туризма Шымкента совместно с Ассоциацией индустрии туризма Центральной Азии провели насыщенный инфотур по Туркестанской области для экспертов из Центральной Азии, России, Армении и Ирана. Он включал не только посещение исторических и природных объектов, но и мастер-класс по приготовлению национальных блюд. Участники тура также посетили цитадель Шымкента, где идут раскопки и реконструкция. Эта крепость обещает стать одним из новых туристических брендов Казахстана. Мы попросили поделиться впечатлениями директора одной из ташкентских турфирм Никаэль Худайбергенову:

– Больше всего во время поездки по Туркестанской области меня поразил Отрар. Это величественное городище даёт ощущение местности. Хочется погрузиться в эту историю. Мне понравились ворота на городище, которые охраняют воины. К сожалению, не удалось осмотреть мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи – он был закрыт. На втором месте по впечатлениям – пещера Акмечеть. Можно было бы дополнить её посещение какими-то легендами. Людям свойственно верить в сказки.

Какие советы вы могли бы дать казахстанской сфере туризма?

– Нам показали крупный шопинг-центр в Шымкенте. В сезоны скидок он мог бы привлекать любителей покупок из Узбекистана. Да и традиционные туристы в последний день всегда едут за покупками. Но в этом центре нет обменного пункта или банка, а также подходящих банкоматов. Для того чтобы потратить свои деньги, турист не должен ехать в отдельное место для обмена денег. Важную роль играет транспорт. В Узбекистане очень популярны скоростные поезда. Они быстрее автомобильного транспорта в два раза. Было бы хорошо, если бы на таком поезде можно было доехать из Ташкента в Шымкент и Туркестан, а также в Тараз и Алматы. Это бы дало мощный импульс взаимному туризму. Для паломников важно, чтобы у мавзолеев были места для омовений. В Узбекистане ежегодно проводится Неделя искусства ремесленников. Она заранее анонсируется, на неё приезжают туристы и многие делают покупки. Что-то подобное можно делать и в Казахстане.

– Могут ли пляжные туры быть интересны туристам из Узбекистана?

– Безусловно. Каспий, Балхаш, Алаколь очень привлекательны. Но необходимо обеспечить удобную доставку и достойный сервис. Особенно интересны круизы по Каспию с посещением нескольких стран. Пока это вопрос будущего, но мы должны помнить, что Каспий – самое близкое море для нас и его туристический потенциал далеко не реализован.

Вы верите в реальность появления Шёлковой визы?

– Первоначально была идея сделать визу для Казахстана и Узбекистана. На мой взгляд, это вполне реально. Если к ним затем присоединятся Кыргызстан, Таджикистан и Туркмения, то образуется кластер Шёлкового пути, что станет мощным стимулом развития туризма в Центральной Азии.

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *