Максим ЛЕВИТИН
Весной 2022 года мы побывали в одном из самых труднодоступных и красивых уголков Казахстана, где маралы и архары ходят по тропам, проложенным ещё в верхнем палеолите их далёкими предками. Это было нелёгкое, но очень интересное путешествие. Но обо всём по порядку.
Между Тарбагатаем и долиной Иртыша, вдоль границы Казахстана с КНР расположен горный хребет Саур-Сайкан. Состав флоры и фауны этого уникального массива носит промежуточный характер между тянь-шанским и южно-сибирским типом. Горнохвойные леса представлены типичными таежными видами: лиственницей и пихтой. Здесь обитают животные, которых нет в Тянь-Шане: сибирский бурый медведь (Ursus arctos collaris), обыкновенная рысь (Lynx lynx), и в тоже время животные обычные для гор Тянь-Шанского типа: гималайский улар (Tetraogallus himalayensis), марал (Cervus elaphus sibiricus), кабан (Sus scrofa), сибирская косуля (Capreоlus pygаrgus) и горный баран – архар, центрально-казахстанского подвида (Ovis ammon collium). Что интересно, китайские зоологи относят архаров, обитающих на китайской части хребта Саур, саурским подвидом (Ovis ammon sairensis). В историческое время на хребте Саур обитали горные козлы – тау-теке (Capra sibirica alaiana). В конце 20-го века на Сауре были зафиксированы встречи снежного барса. Возможно редкая кошка сохранилась в потаённых уголках хребта до сих пор. На периферии горного массива развито отгонное животноводство, действует один угольный разрез, а в труднодоступном высокогорье вдоль государственной границы никакой хозяйственной деятельности не ведётся. Это ключевые места обитания горных баранов, и, возможно, снежных барсов. 270 000 га охотничьих угодий на территории массива закреплены за охотничьим хозяйством «Зайсанское», площадью около 270 000 га.
Весной 2022 года, я в качестве оператора участвовал в экспедиции, организованной «Kazakhstsn Wildlife Foundation» при поддержке WSF, в партнёрстве с Зайсанским охотничьим хозяйством, с целью мониторинга состояния популяций копытных и хищных животных. В рабочей группе участвовали доктор Амгаланбаатар Сукхин, научный руководитель «Argali Wildlife Research Center» из Монголии, доктор Исмаил Холматов из Таджикистана, руководитель ОФ «Kazakhstan Wild Life Foundation» Оркен Шаймуханбетов и Айбат Музбай – магистрант Геттингенского университета, специализация зоология.
Экспедиция началась в базовом лагере в ущелье Жаминей, в 20 км от города Зайсан. Охотничье хозяйство, как это сейчас стало понятно практически всем – бизнес не очень выгодный. Охотничий сезон длится не долго, квоты не большие, а расходы на содержание егерской службы, инфраструктуры, биотехнические и охранные мероприятия приходится нести круглый год. Поэтому Зайсанское охотничье хозяйство совмещает охотхозяйственную деятельность с организацией экологического туризма и с фермерской деятельностью, содержит пантолечебницу и мараловодческое хозяйство. Вокруг базового лагеря посажены яблочные сады. Такой комплексный подход позволяет увеличить монетизацию хозяйства, увеличить зарплаты сотрудникам и соответственно мотивацию к добросовестной охране животного мира.
От лагеря Жаминей до лагеря Тебеген экспедиция добралась на машинах, по пути проводя визуальные обследования склонов хребта Сайкан. Было отмечено 6 особей марала и 24 особи горных баранов, из которых 16 оказались самками, 6 сеголетков и четырехлетних 2 самца.
Из урочища Тебеген мониторинговая группа выехала верхом на лошадях. Весь груз: палатки, спальные мешки, полевое снаряжение продукты упаковали в коржыны. Задача состояла в том, чтобы проехать в труднодоступные высокогорные участки вокруг наивысшей точки Саура горы Музтау (3700). Дело в том, что в весенне-летний период большая часть самцов архаров обитает в верхних поясах гор, а самки с молодняков в среднегорье. В осенне-зимний период территориальное распределение горных баранов кардинально меняется. Если летом архары пасутся небольшими группами, то перед брачным сезоном, который обычно начинается во второй декаде ноября, самцы и самки образует смешанные стада до 150 особей на малоснежных южных экспозициях горных хребтов. Если перед нашей экспедицией стояла задача увидеть самцов в весенний период, то нужно было подниматься высоко в горы.
Ландшафты Саура завораживают своей красотой! Очевидно, это место очень привлекательно для экологических туристов и фотографов дикой природы. Мониторинг животного мира отличается от учётов численности тем, что перед учёными не стоит задача определить абсолютную численность. Да это и невозможно без колоссальных затрат времени и средств. Мониторинговая группа поставила перед собой цель уловить общие тренды состояния популяций основных животных: горных баранов, маралов, косуль, медведей. И по возможности увидеть следы снежного барса. Мониторинговые работы проводились примерно так. Мы отмечали на карте два маршрута протяжённостью от 10 до 20-ти километров, разделялись на две группы и вечером встречались в новом месте ночёвки. Всех увиденных в бинокль животных учётчики заносили в разработанную учёными из Германии навигационную программу, которая напоминала фотошоп множеством слоёв и фильтров. Определить издалека пол и возраст животного не всегда возможно, но с расстояния до километра в подзорную трубу это можно сделать с высокой степенью достоверности. Представители каждого вида заносились на отдельный слой. Также фильтрами были отсортированы животные по возрастным и половым группам. На отдельные слои заносись встреченные домашние животные. В конечном виде отчёт представлял собой карту, на которой можно было через фильтры вывести на экран интересующие данные в любой комбинации и увидеть разные факторы коррелируют друг с другом. Например, как зависит друг от друга плотность населения диких животных от наличия домашнего скота, степени деградации пастбищ и других факторов. Камеральную обработку, сохранённых в программе учётных данных, исследователи сделают позже, у себя в институте. А пока могу сказать примерно, что за семь суток экспедиции мы увидели около 250 горных баранов, больше сотни маралов, двух медведей, около полусотни кабанов, несколько волков, рысь и несколько косуль. Популяция косули на хребте Саур-Сайкан возможно находится в депрессивном состоянии. Маралы, судя по всему, чувствуют себя очень даже неплохо. Численность кабанов стабильна. Горные бараны вполне благополучны на свободных от домашнего скота участках. Следов снежного барса экспедиция, к сожалению, не встретила, но это вовсе не означает, что барса на Сауре не осталось. Вполне возможно, нам просто не повезло. Зато мы увидели пронзительной красоты горные ландшафты, засыпали под крики уларов, надышались свежим воздухом и зарядились позитивной энергией на целый год!
Фото автора