В 2015 году Марине поставили диагноз «меланома»  (рак кожи). Она не собиралась сдаваться и в связке с Маргаритой Девятериковой даже выиграла соревнования ветеранов. Марина была очень активной и жизнерадостной, воспитывала приёмного сына, которого поставила на ноги, хотя у мальчика была атрофия мышц. До последнего не верилось, что она проиграет схватку с болезнью… Марина прошла все мыслимые процедуры в Казахстане и Южной Корее, а однажды даже обратилась за помощью к целителям. Там ей сказали, что её ментально не отпустил первый муж. Марина ответила, что известный тренер по скалолазанию Владимир Горбунов, с которым они долгое время тренировали молодёжь, умер у неё под окном, хотя они давно уже не жили вместе.

Подготовщик альпинистских учебных трасс, мастер спорта СССР по альпинизму Юрий Горбунов вспоминает, как много лет назад Марина пришла с подругой на тренировку по скалолазанию. У девочки было больное сердце и врачи категорически запрещали ей заниматься спортом, но вот подружка ушла, а Марина осталась. Тренером секции был Владимир Горбунов.

– Она была очень активная, много занималась и помогала моему брату, который вёл секцию, – рассказывает Юрий. – Наша семья жила в Иркутске, где во время соревнований Владимир познакомился с алматинским тренером Алексеем Николаевичем Марьяшевым. В казахской школе скалолазания были чемпионы и мастера спорта СССР, развитием скалолазания занимались альпинисты, а у них помимо сильнейшей команды был ещё и хороший клуб альпинистов. К тому же условия для тренировок скалолазов были одними из лучших в Союзе, и поспорить с этим фактом мог только Крым.

Владимир Горбунов пришёл на вокзал провожать казахстанскую команду… с рюкзаком. Так он оказался в Алматы.

– Спустя годы, Марина и Владимир устроились на работу в Республиканский дворец пионеров, где открыли секцию скалолазания, – продолжает Юрий Горбунов, – и очень скоро стали выставлять на соревнования свою команду. У них тренировались будущие звёзды мировой величины Салават Рахметов и Серик Казбеков. Как тренер мой брат ставил своей целью готовить спортсменов-скалолазов высочайшего уровня, работал по специальной методике. Союз Марины и Владимира казался нерушимым – они официально перешли в 12 СКА САВО, а круче клуба не существовало. Работали физруками в 132-й алматинской школе, где по инициативе Владимира из подручных средств построили тренажёр, и это был второй после строительного техникума тренажёр для лазания на искусственном рельефе в Алматы. А Серик Казбеков, тренируясь в СКА 12, завоевал первую медаль чемпионата мира. Мастер спорта международного класса Серик Казбеков – призёр и победитель этапов Кубка мира в трудности и боулдеринге в 1999–2005 годах, является тренером и подготовщиком трасс международного уровня.

Позже Марина Кутелева перешла в спортивный центр Skala.

– Она возглавляла школу скалолазания, потом стала директором компании Skalа, – рассказывает тренер Александр Нигматулин. – С ней было легко работать, всегда можно было подойти, поговорить, попросить совета. Марина Алексеевна была душевным, добрым и отзывчивым человеком. Она любила детей, любила скалолазание, любила свою работу.

…Две Марины познакомились в 1981 году на соревнованиях у реки Или, потом встретились в 86-м во Дворце пионеров в отделе туризма и краеведения, где собрались альпинисты, ориентировщики, спелеологи и скалолазы высокого класса. Марина Нагорная вела кружок горного туризма, а Владимир Горбунов загорелся тогда идеей провести всесоюзные соревнования имени Саманты Смит, маленького миротворца из США. Ему во всём помогала Марина, и состязания были едва ли не самыми массовыми в стране.

– Мы подружились, – вспоминает Марина Нагорная. – У неё был жёсткий характер, она была лидером, и какие бы решения ни принимала моя подруга, я отступала в сторону и соглашалась. И спортсменкой она была мощной, а ведь у неё был врождённый порок сердца. Только благодаря своему упорству и целеустремленности Марина выполнила норматив на звание мастера спорта, причём в довольно зрелом возрасте. Ей всё было по плечу. Дружба связывала нас долгие годы, а когда началась перестройка, мы ушли из Дворца пионеров, но продолжали общаться. Марина занималась с ребятами по международной образовательной программе «Одиссея Разума», целью которой является развитие нестандартного мышления у детей и молодёжи. В программе участвуют более 20 стран мира, и команда Марины была одной из лучших.

Скалолазание тоже полно сюрпризов, и на вертикали часто приходится решать нестандартные задачи. Марина умела принимать быстрые решения. Когда в её жизни не стало Владимира Горбунова, она вышла замуж за военного лётчика и взяла в Иссыкском доме малютки мальчика.

– Возможно, у многих таких деток бывает атрофия мышц, потому что они подолгу лежат. Марина нанимала массажистов, ставила ребёнка на подгибающиеся ножки, несколько раз за ночь подходила к его кроватке, – рассказывает Марина Нагорная. – Мужа на целый год отправили по службе в Таганрог, и Марина выхаживала мальчика одна. Она упорно занималась с ребёнком и он поправился, ей помогали мать и сестра мужа. А когда болезнь настигла Марину, то упорная, сильная, волевая женщина была уверена, что вылечится, и мы, её друзья, тоже верили в победу. Мы так крепко дружили, что для друзей потеря просто невосполнима, а мальчик остался с семьёй приёмного отца.

– Марина никогда не сдавалась, ни в юности, ни в зрелом возрасте, – вспоминает призёр чемпионата СССР по скалолазанию и тренер Маргарита Девятерикова. – Меня в их команду для обмена опытом отправил известный тренер Сергей Маркович Архипов, мы лазали в связке с Мариной, выступали на городских и республиканских соревнованиях. Она была сильной спортсменкой.

Известный альпинист Максут Жумаев был знаком с Мариной много лет, они пересекались по работе в Федерации альпинизма и спортивного скалолазания, где Максут в своё время был секретарём. Марина осталась в его памяти добрым и покладистым человеком, и ему никогда не отказывали в том, чтобы он мог дать интервью журналистам в помещении компании или тренироваться там.

– Марина Алексеевна была очень организованным руководителем и умела организовать остальных, – говорит администратор компании Skalа Жамшид Уразалиев. – Тренировочный процесс всегда был под контролем, но мы никогда не чувствовали давления с её стороны. Она умела быть другом, была отзывчивой и всегда спешила на помощь. Мы работали с ней с 2006 года, с момента появления компании, и теперь мне её очень не хватает.

Директор школы скандинавской ходьбы Максим Прощенко заглянул на соревнования «Skala Retro им. М. А. Кутелевой».

Именно она была инициатором этого увлекательного турнира, на котором выступают скалолазы солидного возраста.

– Как же круто видеть горящие глаза участников. Марина Кутелева всегда особенно гордилась этим стартом, который теперь назван её именем. Это наглядный пример того, как можно любить своё дело, которое продолжает жить и развиваться, когда человека уже нет.

 

Фото из архива спортивного центра Skala
Алматы

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *