Константин МАСКАЕВ
Иногда, чтобы выяснить отношения и как следует разобраться, необходимо расстрелять из охотничьего ружья несколько самых настоящих спелых арбузов, канистры с водой и жестяные банки с газировкой. Согласитесь, не велика потеря. Во всяком случае, как порой пишут в титрах, ни один живой организм в результате такой перестрелки не пострадал.
Речь, конечно, не о выяснении отношений. А о тестировании охотничьих патронов, представленных на казахстанском рынке и постоянно используемых хоть на стрельбище, хоть для добычи трофеев. Для этого представители торговых сетей и производители гражданских боеприпасов в погожий сентябрьский день собрались в стрелковом клубе «Атлант» близ Алматы. Целью было выяснить, какой патрон лучше, и попутно развеять миф, что именно – патроны или оружие – оказывает основное влияние на успешную стрельбу.
На соревнование выставили патроны одного предназначения, калибра и размера заряда шести популярных марок с отечественных оружейных витрин: патроны NRG Game российской научно-производственной фирмы «Азот»; «Степь» российского завода «Феттеръ»; Fortis казахстанского сборочного предприятия; «На охоту» производства «Патронной мануфактуры», также широко известной как «Главпатрон» – тульского предприятия, производящего патроны в партнёрстве с одной из старейших итальянских фирм Baschieri & Pellagri; патроны «Анна» одноимённого алматинского завода и патроны «Охота», также выпускаемые в Алматы.
Трудность выбора патрона определяется не только стоимостью. По внешнему виду они отличаются разве что цветом и качеством изготовления. Но современная промышленная сборка производится на стандартном оборудовании. Поэтому все патроны запечатаны надёжно, имеют сходный вес.
Но разница всё же есть. Её обнаружили, когда ножом вскрыли каждый патрон и поместили содержимое в чашки Петри. И разница, главным образом, касается поверхности самой дроби. В одном случае она матовая, в другом – глянцевая, будто полированная. А может ли это отличие повлиять, например, на скорость движения дроби, замерили с помощью специального хронографа. Оказалось, что у всех патронов скорость дроби на расстоянии 1,5 метра от дульного среза примерно одинаковая – около 410 метров в секунду.
Стреляли по мишеням с дистанции 35, 20 и 10 метров, имитируя охоту на фазана и зайца. Кучность всех патронов тоже почти одинаковая. В качестве отдельных мишеней использовали арбузы, канистры с водой и жестяные банки с известным газированным напитком. Все выстрелы в рамках испытаний производил один стрелок из двух охотничьих гладкоствольных ружей.
Весьма интересным показался собравшимся эксперимент с охлаждёнными патронами.
За несколько дней до проведения тестирования организаторы поместили патроны разных производителей в ёмкости с водой и подвергли глубокой заморозке. Перед испытанием их даже пришлось извлекать из ледяных глыб и практически сразу отстреливать, чтобы сымитировать использование боеприпасов в зимних условиях. Все патроны были использованы холодными. И вновь дробь показала вполне «летнюю» скорость. Эксперты объяснили результат тем, что для современного бездымного пороха перепад температуры не является существенным фактором.
Иное дело – порох дымный. Его до сих пор можно встретить в продаже, он недорогой. Но это морально устаревшее взрывчатое вещество изобрели ещё в Средневековье. Использовали в артиллерии однозарядных ружей.
Организаторы снарядили пачку патронов именно дымным порохом, а стрелок-эксперт Иван Стручаев произвёл ими пять выстрелов подряд. После чего потребовалась неполная разборка и чистка оружия, чтобы привести его в боеспособное состояние. Дымный порох оставил на механизме налёт сажи, и пятизарядка просто отказалась стрелять.
Иван Стручаев, мсмк по стендовой стрельбе:
– Многие слышали о дымном порохе, но в наше время его мало кто видел. Это, собственно, первый известный человеку порох. Его изначально производили из смеси мелко истолчённых селитры, серы и древесного угля. Рецепт этого пороха не изменился до сих пор. Но в наши дни на смену дымному пороху пришли современные виды пороха, которые обладают превосходящими свойствами. Например, дымного пороха «Медведь» нужно зарядить 3–4 грамма, в то время как порохов «Сунар», «Сокол», «Барс» требуется от полутора до двух граммов. Ещё одна особенность дымного пороха: хранение заряженных им патронов может обернуться большими неприятностями, а то и бедой. Такой порох слёживается, превращается в монолит. А при выстреле действует как динамит. Взрывается. Может разорвать ружьё, нанести ранения стрелку.
На испытаниях мы использовали ружьё МР-155, обладающее самым большим сужением, «чок», и спортивное МЦ-108, «раструб». Как видим, после использования патронов с дымным порохом ружьё МР-155 пришло в негодность. Это говорит о том, что на механизм в большом количестве осели продукты горения. Причём полуавтомат МР-155 Ижевского механического завода сродни автомату Калашникова – работает как часы, надёжное и неприхотливое оружие. Но пять выстрелов с использованием дымного пороха вывели его из строя.
– Кроме того, после каждого выстрела образуется облако дыма, что затрудняет контроль цели и наблюдение результата стрельбы. А это может быть опасно, особенно при охоте на крупного хищника, – продолжил Иван Васильевич. – Дымный порох справедливо можно назвать пережитком прошлого. Звук выстрела патроном, заряженным дымным порохом, слышно на несколько километров, что гарантированно потревожит всю дичь в округе. Кроме того, будет видно и дым, что демаскирует охотника.
Комментируя стрельбы замороженными патронами, Иван Васильевич разъяснил следующее:
– При низких температурах воспламенение порохов происходит медленнее. Но вы видели, что даже нахождение патронов в течение нескольких суток в морозильной камере не оказало существенного влияния на скорость дроби. Это говорит о том, что для современных видов порохов низкие температуры не имеют значения. То есть в 20–30-градусный мороз можно не переживать за качество воспламенения. Я стрелял и при минус 40 градусах – на стрельбище в подмосковных Мытищах. В такой мороз выстрел слышен как щелчок. Но могу сказать, что патроны работали. Не берусь судить, как поведёт себя патрон при минус 50. Но много вы видели людей, кто отправится на охоту при такой экстремально низкой температуре? Хотя могу предположить, что для пороха и эта температура не окажется сколько-нибудь критичной.
Подводя итоги испытаний, эксперты сошлись во мнении, что современные патроны – отечественного или зарубежного промышленного производства – выпускаются в соответствии с принятым для этой группы боеприпасов стандартом. Сборка компонентов производится на автоматизированных линиях, где участие человека сведено до внешнего управления процессом. Контроль качества осуществляет сама автоматика. Она же выбраковывает подозрительные изделия. Разговоры же о том, что где-то в патрон недосыпали дроби или пороху, чаще всего заводят те, кто стремится оправдать неудачные выстрелы.
На качество стрельбы влияет не столько фирменный патрон, сколько состояние оружия и мастерство стрелка. Меткий выстрел разделывает арбуз так, что он превращается просто в зрелище, а газировка становится облаком искрящейся влаги. Так-то!
Что сказали эксперты
Светлана Кожемякина, администратор магазина «Мечта охотника», г. Алматы:
– Все патроны, которые были заявлены, оказались равными – и по дроби, и по кучности, и по бою. Всё зависит от человека, который будет стрелять, от выбора дистанции и от того, насколько человек хорошо владеет своим оружием. И в зависимости от задач, которые ставит перед собой стрелок, он может выбрать патроны, снабжённые так называемым контейнером, при стрельбе которыми дробь летит более кучно, или «дисперсант», который обеспечивает преднамеренно существенно более широкую осыпь по сравнению с обычным контейнерным боеприпасом на малых расстояниях выстрела для стрельбы «на коротке», чтобы не разбить дичь и увеличить вероятность попадания.
Резюме следующее. Представленные патроны показали равные результаты. А при выборе охотник должен опираться на правильный выбор дистанции и совершенствовать навык.
И ещё одно интересное наблюдение – использование патрона, заряженного дымным порохом. Результат вы видели. После серии из пяти выстрелов спусковой механизм дал сбой, ружьё перестало стрелять. А ведь некоторые охотники до сих пор пользуются этим порохом, самостоятельно заряжают патроны. При этом их выбор опирается на дешевизну. Но насколько эта весьма сомнительная экономия оправдана, если её результатом становится необходимость чистить оружие чуть ли не через один-два выстрела? Да к тому же создаётся дымовое облако, ограничивающее обзор охотнику.
Другой тест – с замораживанием патронов в воде – показал, что внешняя среда не оказывает влияния на патрон, если он сделан по стандарту.
Иван Стручаев (на фото):
– Патроны все одинаковые – как по скорости дроби, так и по кучности. Пороха в них также почти одинаковые, доброкачественные. У дроби есть ГОСТ. Комплектующие очень похожи. На заводе снаряжением патронов занимается автоматика. Существенно повлиять на этот процесс человек не может. Разница в стоимости. Например, патрон, импортированный из Италии, будет дороже. Но для чего потребителю оплачивать всю эту логистику, если, например, в Казахстане или России те же патроны изготовлены из тех же комплектующих, на том же оборудовании в полном соответствии стандарту? Зачем платить больше?
Самый медленный результат – 395 метров в секунду, самый быстрый – 410 метров в секунду. Это настолько ничтожная разница, что её можно списать даже на погрешность прибора. И при дальности выстрела в пределах пятидесяти метров, а чаще всего значительно меньше, эта разница скорости вообще не имеет значения.
Генеральный директор компании ANNA Владимир Ким:
– Было протестировано шесть видов патронов. Все они показали практически одинаковые параметры. Что самое интересное, позже состязались в стрельбе продавцы магазинов. Четверо показали хорошие результаты, а двое не попали в цель с первого раза. Но никто из них не связал свой промах с оружием или патронами. Во время второй попытки они скорректировали огонь и поразили мишени. Это говорит лишь о том, что охотник или стрелок должен знать своё оружие, привыкнуть к нему. Это скажется и на результатах стрельбы. Причём стреляли по неподвижным мишеням. На охоте таких идеальных условий не бывает. Чаще всего стреляют по движущейся цели. Успех стрельбы зависит от навыка.
Генеральный директор сети магазинов «Алпамыс» Владимир Амвросьев:
– Никакой бросающейся в глаза разницы – кроме внешнего вида упаковки и в отдельных случаях цвета гильзы – я не заметил. На то и рынок, чтобы был выбор. Но по своему опыту могу сказать, что у нас есть клиенты-охотники, которые уже двадцать лет пользуются патронами алматинского производства «Анна» и свой выбор не меняют, хотя за это время перепробовали десятки других производителей и марок. Но все представленные патроны, как мы могли убедиться, одинаковые. Мне это и без этих испытаний было известно. В нашей сети представлены патроны российского и казахстанского производства – под российское оружие. Мы работаем под клиента. И можно сказать, клиент сделал свой выбор, и мы этот выбор уважаем и поддерживаем.
P.S. Подобные тестирования охотничьих патронов также прошли и в других регионах страны: на стрелковых стендах Усть-Каменогорска, Караганды, Семипалатинска, Павлодара, Нур-Султана. Принять участие в мероприятиях могли все желающие, интересующиеся темой охоты и в целом гладкоствольного оружия. Задумка организаторов достойна похвалы, ведь главная цель – добиться открытости, возможности обмена мнениями между пользователями и продавцами (производителями) непосредственно в ходе тестирования патронов – была достигнута.
Фото: Алексей МАЛЬЧЕНКО
Метки: