Автор текста и фото Анастасия ИШУНИНА, отчизнолюбитель
В мае мне довелось побывать в Жетысуском Алатау. Огромный горный массив расположен на границе Казахстана и Китая, между рекой Или и озером Алаколь.
Это одно из значимых мест для всей мировой истории, здесь проходила Семиреченская ветвь Великого Шёлкового пути, а в восточной части гор находятся Джунгарские ворота – проход, который использовался Чингизханом для вторжения в Среднюю Азию. Но меня интересовали не кровожадные войны, а древнее искусство.
Общеизвестный факт, что в Казахстане огромное количество наскальных рисунков, и крупнейшие комплексы петроглифов обнаружены именно в местных урочищах. Так, в 170 км к северо-западу от Алматы находится Тамгалы – природный комплекс петроглифов, случайно открытый группой археологов во главе с Анной Георгиевной Максимвой, а теперь входящий в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Другой крупнейший памятник Ешкиольмес обнаружен Алексеем Николаевичем Марьяшевым и изучался в течение 20 лет. В общей сложности найдено и систематизировано более 10 тысяч наскальных изображений.
Целые картины из жизни древних людей рассказывают нам об образе жизни воинов, кочевников, скотоводов.
Я прочла заметки, написанные и палеонтологами и историками, консультировалась у известного археолога Татьяны Борисовны Солодкой, все они сходятся во мнении, что основная масса петроглифов была сделана в бронзовом веке. И чем дальше я копала в глубь веков, тем смелее становились мои предположения по поводу даты их нанесения. Я не учёный, но высказать свою точку зрения, пользуясь женской логикой, вполне имею право. К сожалению, во всех научных источниках речь идёт о популярных крупных стоянках, а про урочища с небольшим количеством рисунков информация очень скудная.
Итак, хочу поделиться с вами собственным исследованием древнего творчества в ущелье Бельбулак, неподалёку от посёлка Акши Алматинской области.
Давайте порассуждаем и прогуляемся по историческим эпохам, поверьте, это будет увлекательный квест.
Для начала нужно разобраться, зачем рисунки наносились на камень: либо для привлечения удачи, либо как оберег от неприятностей.
Люди оставляли следы пребывания в местах длительных стоянок, у священных ручьёв, на часто посещаемых дорогах. Самые популярные образы – это объекты охоты (чаще всего встречаются изображения двурогого козла, реже – горного барана с преувеличенно большими рогами, и существует даже специальный термин – козлопись), орудия труда, оружие, фигурки людей, смена дня и ночи. Так называемый сакский «звериный стиль» присущ кочевникам. Земледельцы больше поклонялись солнцу и луне – главным объектам в процессе равноденствий.
Художники изображали то, с чем сталкивались, в прямой или упрощённой форме, то есть в виде орнамента. Изучение способа нанесения рисунков также важный аспект, ибо по нему можно определить датировку. Пикетаж (выбивка), гравировка, резьба, краска или комбинированный способ – разным эпохам соответствует своя техника.
Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Несомненно, эти наскальные рисунки носят самый примитивный, больше схематичный характер, они выбивались или выцарапывались камнем по камню и сверху наносился природный пигмент охра – окись железа с примесью глины.
За каменным веком наступает бронзовый. Бронза – крепкий прочный металл, который долго служил человеку. Со временем орудия труда древних людей становятся всё совершеннее, рисунки – сложнее, техника «пикетаж» применяется только для разметки будущего изображения. Железный век – это расцвет металлургии, люди научились добывать и обрабатывать железо и применять его во всех сферах деятельности. Нужно ли говорить, насколько металл облегчил жизнь, появилось больше свободного времени, рисунки стали ещё искуснее и объёмнее: к наскальным изображениям животных и охотников добавились идолы, шаманские атрибуты, фигуры солнцеголовых.
…Теперь, когда мы начали ориентироваться в петроглифах, вернёмся в ущелье Бельбулак.
По некоторым данным, сто лет назад здесь произошло землетрясение, и цельная скала с петроглифами рухнула вниз. В настоящее время обломки породы с фрагментами рассыпаны по склону гор, и нужна хорошая обувь и концентрация внимания, чтобы прогуливаться по этой картинной галерее, где царит хаос. Здесь преобладают изображения копытных с гигантскими рогами, загнутыми назад. Никаких сложных рисунков, наоборот, встретился примитивный точечный, опять же, козёл. Некоторые петроглифы еле угадываются, на других краска сохранила свой цвет. Самые тёмные рисунки, без «пустынного загара», – самые древние.
Сравнительно недавно в районе Джунгарских ворот были найдены палеолитические стоянки, возраст которых насчитывает несколько десятков тысяч лет. Так, если даже такие серьёзные исторические памятники имеют место быть, то можно предположить, что Бельбулаковские петроглифы созданы не в бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.), а гораздо раньше, в каменном (закончился в V тыс. до н.э.). Ведь они состоят из геометрических линий и нанесены неглубоко на породу, что указывает на простое орудие труда.
Известный учёный Павел Иустинович Мариковский, автор книги, посвящённой наскальным рисункам Семиречья, обработал добытую информацию и тоже пришёл к выводу, что большинство рисунков принадлежат эпохе ранних и поздних кочевников (X–VIII вв. до н.э. – III в. н.э.).
Находка, которой вправе гордиться его экспедиция, – это рисунки типичных диплодоков. В своей книге «В стране каменных курганов и наскальных рисунков» он утверждает, что петроглифы были нанесены около четырёх тысяч лет назад, хотя вымерли динозавры в конце мелового периода, около 65 миллионов лет назад, и делает сенсационное заявление, что кое-где отдельные особи дожили до недавнего времени.
Мысль, что я держу в руках камень с посланием от неандертальцев, вызывает дрожь в коленях. По-моему, это расследование нужно продолжать. Несмотря на то, что петроглифы нанесены на камень, это наследие очень хрупкое, частые землетрясения медленно, но верно уничтожают памятники наших праотцов. Мы должны чаще посещать такие музеи под открытым небом, например, такую возможность даёт Центр семейного отдыха «Пеликан», благодаря которому мы и попали в это историческое место. Для отдыхающих организуют джип-туры в ущелье Бельбулак, которое находится в часе езды от базы отдыха, и попасть туда не составит труда. Можно воспользоваться услугами экскурсовода, а можно и самому попытаться найти наскальные рисунки и попытаться их расшифровать.
Вся история человечества связана с поиском и использованием материалов, которые дали название эпохам: каменный век, бронзовый, железный, причём в разных частях планеты эти периоды наступали не одновременно. И сейчас по умолчанию в ходу железный век, потому что до сих пор налажено производство железа и потому что не придумали название для новой эпохи. Какой материал самый используемый? Пластмассовый век будет или титановый, синтетический, нефтяной? Как потомки отнесутся к нашим настенным рисункам граффити – как к козлописи или к произведению искусства? К сожалению, человек не может увидеть будущее, зато прошлое щедро делится секретами из глубин гранитных гор. Таинства Семиречья бесконечны, нужно только научиться их читать…
Метки: