Это настоящий музей под открытым небом, где сохранились петроглифы и остатки древнего поселения. В конце октября волонтёрами ОФ «Охотники за петроглифами» здесь были найдены новые рисунки, ранее не исследованные археологами. Журналист издания «Ветер странствий» побывал в этом уникальном месте, и узнал какие тайны всё еще хранят эти древние земли.

Казахстан по праву считается страной петроглифов. В республике насчитывается более 300 крупных скоплений наскальных изображений, а общее количество петроглифов превышает 1500. Несмотря на свою историческую ценность, древние рисунки находятся под угрозой исчезновения из-за воздействия природных факторов и человеческой деятельности.

В Казахстане более 300 крупных скоплений наскальных изображений

И чтобы их сохранить – нужно всё оцифровать. И вот тут на помощь научным волонтёрам пришли современные IT-решения. Эксперты Центра технологий для общества при Yandex Qazaqstan в сотрудничестве с Казахстанско-Британским техническим университетом разработали инновационную модель искусственного интеллекта для изучения петроглифов. О том, как работает программа мы увидели во время посещения святилища Танбалы Тас.  

ИИ на службе археологии

Ранним утром команда волонтёров, журналистов и блогеров выехала из Алматы в сторону Алтын-Эмеля, где расположены несколько комплексов петроглифов. Древние изображения можно встретить в ущельях Танбалы Тас, Кара-Еспе, Тайгак, Теректы, частично Кызылауыз, а также в горах Шолак. Рисунки охватывают широкий временной период: от эпохи бронзы до этнографических времён. Но нашей целью в этот раз были недавно обнаруженные рисунки в Танбалы Тас.

Визит-центр Altynemel был открыт в 2023 году

Через несколько часов наши автомобили остановились у визит-центра Altynemel. Погода в этот день словно испытывала нас: холодный ветер пронизывал до костей и сбивал с ног. Но для участников экспедиции, это было скорее частью приключения. Внутри визит-центра было тепло и уютно, а нас уже ждал горячий чай и интересная лекция о петроглифах, которая сразу настроила нас на нужный лад.

– Петроглифы встречаются по всему Казахстану. Наибольшее количество рисунков сосредоточено в Туркестанской, Жамбылской, Алматинской областях и в области Жетысу, особенно вокруг города Талдыкоргана, – рассказывает исполнительный директор общественного объединения «Охотники за петроглифами» Ольга Гумирова. – По теории известного казахстанского археолога и специалиста по наскальным рисункам Алексея Марьяшева на территории Казахстана через каждые 40-50 километров обязательно должно находиться крупное скопление петроглифов. А между ними более мелкие группы. Кроме того, они соединены определёнными миграционными маршрутами. Работая с нашей командой волонтёров, мы убеждаемся, что теория Алексея Николаевича абсолютна верная.

Ольга Гумирова

Например, долгое время считалось, что в Алтын-Эмеле всего два небольших скопления петроглифов. Но сейчас уже точно доказано, что это уникальный археологический район. Здесь много курганов, а там, где могильники, должны быть наскальные рисунки. К примеру, всем известен комплекс захоронений сакской эпохи Бесшатыр. Однако мало кто знает, что всего в километре от него, на селевом выбросе на чёрных камнях, находятся петроглифы, которые тесно связаны с этим памятником. В урочище Теректы, куда мы поедем, находятся невероятные скопления рисунков – около тысячи.

– Информация, которые несут казахстанские наскальные рисунки имеет огромное значение для всей мировой истории, – считает активист ОФ «Охотники за петроглифами» Юрий Дорохов. – Мы гордимся тем, что у нас так много рисунков, но есть и проблема: у нас не хватает специалистов, которые занимаются их изучением. Поэтому мы всегда рады помощи волонтёров, которые выезжают с нами в экспедиции.

Юрий Дорохов

Найти рисунки – это  только половина дела, дальше нужно составить таблицу с описанием, установить геотеги, отрисовать каждый рисунок. Всё это требует огромных усилий и времени. У нас уже накопился большой объём данных, но мы просто не успеваем их переработать. И вот тут на помощь пришли современные технологии. Благодаря инновациям теперь мы можем значительно ускорить обработку информации. То, что раньше занимало несколько часов: анализ рисунков, их обработка – теперь ИИ выполняет за несколько минут. Кроме того, петроглифы – это древние изображения, которым тысячи лет, и они  выцветают. Теперь, благодаря специальным алгоритмам, мы можем проанализировать рисунки в разных цветовых спектрах и увидеть детали, которые были невидимы невооружённым глазом.

Как объяснил руководитель Yandex Qazaqstan Тимур Шалекенов, технология, которую разрабатывают их специалисты, позволит учёным иметь единую базу и вести цифровой учёт петроглифического наследия страны.

– ИИ распознает петроглифы, генерирует их описания и восстанавливает сюжеты плохо сохранившихся изображений, – отметил он. – Так же изучает данные по геолокации и фиксирует рисунок на карте. Наша программа уже умеет выдавать примерную датировку рисунка, то есть бронзовый ли это век, эпоха саков и т. Д. Это первая ИИ-модель для распознавания и описания петроглифов, и мы надеемся, что она значительно облегчит труд археологов.

Петроглифы – мост между временами

После теоретической части мы отправились в ущелье Теректы, где находится одно из самых уникальных скоплений петроглифов Танбалы Тас, что в переводе с казахского языка означает «камень со знаками», «расписанный камень». Интересно, что  в Казахстане известно около 30 скоплений  петроглифов с таким названием. Но Танбалы Тас в парке Алтын-Эмель особенное: здесь не только рисунки, но и остатки древних поселений.

В этом месте было поселение

– В этом ущелье, вероятно, располагались зимовки, – говорит Ольга Гумирова. – Если вы обратили внимание, здесь меньше ветра, а вокруг – чёрные скалы. Такие скалы при хорошем солнечном свете способствуют повышению температуры, поэтому жилища строились впритык к ним. Этот район археологи относят ко времени возникновения кочевничества, что подтверждается наличием курганов и поселений. Но здесь есть и рисунки эпохи бронзы, что свидетельствует о том, что люди жили здесь еще в 2000 году до нашей эры.

…Вместе с Ольгой Николаевной и Юрием Дороховым мы прошли по ущелью и увидели рисунки своими глазами. Горные козлы, архары, верблюды, олени, тюркские всадники с луками, сцены охоты – это лишь малая часть, что можно найти среди каменных изображений. Петроглифы Танбалы Тас  датируются от эпохи бронзы (III – I тыс. до н. э.) до этнографических времен (XVIII – XIX вв н.э.).

В Танбалы Тас около тысячи рисунков

– Мы сейчас находимся в центральной части святилища, – просвещает нас Ольга Николаевна. – В эпоху бронзы рисунки выбивались на скалах, которые далеко находились от поселений. В основном на вершинах, потому что с горы открывался вид на долину, где жили люди. Это был своего рода оберег. А вот саки и тюрки выбивали рисунки возле святилищ. Обратите внимание вот на этого оленя, у которого на голове нарисовано мировое дерево.

Есть сцены, которые учёные довольно точно идентифицируют, но есть изображения, которые нам предстоит со временем разобрать и расшифровать.

На территории парка обитает более 200 видов животных

Гуляя по ущелью я обратила внимание, что над нами кружат беркуты и соколы. По словам егерей в этом месте можно встретить до 90 видов птиц. Кроме того, захаживают сюда медведи, волки, рысь и даже барсы.

– С волками мы здесь сталкивались, – улыбается Ольга Николаевна. – В июне 2024 года проводили экспедицию, и наш активист Спиридон Старков ушёл на дальние скалы на разведку. И вдруг, вижу, Спиридон буквально бегом возвращается и кричит: «Ольга Николаевна, уходите, там волки». Я ещё подумала: «Какие волки?». Потихоньку спустилась по сухому водопаду, оглядываюсь назад и вижу, что сверху на меня смотрит волк. Потом осенью мы прошли этот маршрут, и я нашла волчью нору и гору костей.

К счастью, кроме кекликов и беркутов, нам не встретилось никого. Зато мы увидели множество разнообразных рисунков. Казалось, будто мы попали в другой мир, где время застыло. Юрий Дорохов на практике показал, как работает программа. Было действительно впечатляюще наблюдать, как камень с едва различимыми изображениями после обработки раскрывал все детали, и рисунки становились ярко видимыми.

Снимок, обработанный с помощью приложения
Фото Юрия Дорохова

– Эта инновация станет значительным подспорьем для изучения и паспортизации петроглифических комплексов, – уверена Ольга.

Верблюд из прошлого

Гумирова. – Она не только позволит учёным сэкономить время, но и минимизировать ошибки, связанные с человеческим фактором. Кроме того, создание единой электронной базы петроглифического наследия Казахстана откроет новые возможности для более глубокого изучения отдельных комплексов и их связи с другими памятниками наскального искусства страны.

Конечно, технологии – это хорошо, но всё равно без человека в археологии пока никак. Поэтому охотники за петроглифами приглашают всех желающих присоединиться к их команде, чтобы вместе исследовать, восстанавливать и сохранять историческое наследие.

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *