– Проходите, у нас тут творческий процесс подготовки, – улыбается Александр, примеряя куда бы поставить двух волков красавцев.  

Захожу и замираю. На меня смотрит огромный медведь. Кажется, ещё мгновение и он оживёт, настолько чучело правдоподобно.

 – Многие охотники мечтают добыть медведя, но не всем везёт, – видя моё восхищение говорит мастер. – Один знакомый несколько раз ездил на охоту именно за косолапым, но пока этот трофей для него мечта. У нас на выставке будет два медведя. 

Трофейная охота

Экспозицию, которую планирует представить Александр Редреев, у нас в городе ещё не проводили. По словам главного охотоведа «Союза обществ охотников и рыболовов Республики Казахстан» Сергея Соколова это будет салон-выставка, где можно будет не только увидеть чучела, но и приобрести их.

– Ценность охотничьего трофея для каждого охотника своя. В 70-е годы в «Казохотрыболовсоюзе» был большой музей природы, где были представлены чучела зверей и птиц, – рассказывает Сергей Владимирович. – Была у нас и своя таксидермическая мастерская. У музея было несколько целей и задач, одна из них просветительская. Нужно было обучать охотников по программе «Охотминимум», чтобы они могли отличить охотничьи вида от неохотничьих. К сожалению, в 90-е годы музей пришлось закрыть. Сейчас мы решили возродить этот проект. Я предложил Александру создать выставку, на которой будут представлены трофейные чучела. Мы нацелены сделать проект долгосрочным, а экспозицию постоянно меняющейся. То есть любой охотник может предложить свои трофеи в качестве экспонатов. К тому же чучела можно будет приобретать. Одна из главных задач выставки – повысить просвещение людей и охотников в вопросах трофейной охоты. 

Трофейная охота – высшая форма охотхозяйственной деятельности. Чем был известен Казахстан в конце 20 века среди охотников? У нас большие территории, но охота во многих местах, например, в приграничных территориях была запрещена. Животные находились в естественной среде, поэтому, когда иностранным охотникам разрешили доступ, то они были в восторге от животных с уникальными трофейными качествами, созданными природой на закрытых территориях. Но мы своё трофейное богатство не сохранили. В стране не было выставочной деятельности и не было экспертов, которые могли оценить качества охотничьих трофеев. Поэтому многие уникальные охотничьи трофеи были вывезены за границу и утрачены для нашей страны навсегда. Наша задача сейчас показывать и рассказывать охотникам и просто посетителям выставки о трофейной охоте. 

Продлить «жизнь» 

Александр Редреев почти сорок лет даёт животным вторую жизнь. Увидев однажды в музее чучело, он загорелся идей стать таксидермистом. Путь в профессию был не простым, но интересным.

– Был по работе в Красноярске и попал в краеведческий музей, где увидел чучела животных. Настолько меня это впечатлило, что я решил, что хочу тоже создавать такую красоту, – вспоминает Александр. – Вернулся в Алматы и стал искать, где учат на таксидермистов. Мне повезло судьба свела меня с нужными людьми и в итоге в 1987 году я пришёл в «Казохотрыболовсоюз» к известному таксидермисту Алексею Алексеевичу Мурову и сказал, что хочу научиться делать чучела. На что он ответил, что здесь не учкомбинат и некому возиться со мной. Но я парень настырный, поэтому сел и сказал, что никуда не уйду, пока меня не возьмут. В общем взяли. 

В детстве Александр любил рисовать животных, особенно лошадей. Кстати, он один из немногих делает чучела лошадей, причём не только для музеев, но и для киношников. У него единственная в Казахстане художественно–таксидермическая студия KazWole. Победы на престижных международных чемпионатах по таксидермии. 

– Начинал с ворон, – улыбается мастер. – Алексей Алексеевич сказал настрелять этих птиц, чтобы на них тренироваться. Сам я не охотник, поэтому пришлось просить знакомого помочь в этом деле. Поехали мы с ним на свалку. Оказалось, что подстрелить ворону непросто, потому что она очень осторожная и хитрая птица. Но нам повезло. Принёс я ворон учителю, он одну себя взял, а одну мне. Мол, что я буду делать, то и ты повторяй. Я оказался хорошим учеником и через какое-то время мне доверили сделать чучело козерога, потом марала. 

Таксидермия – наука кропотлива, трудоёмкая и творческая. Мастер должен знать особенности анатомии животного, владеть художественными навыкам, и быть подкованным в физиологии и химии. Еще быть терпеливым и аккуратным, потому что одно неверное движение может поставить крест на проделанной работе.

– Создание чучел – это искусство. Нужно знать много нюансов, чтобы человек глядя на твою работу думал, что животное живое, – говорит Александр. – Как-то заказали чучело лошади для президентского центра культуры. Тогда никто не делал такого. Шкуру отдали на выделку, а я начал вырезать форму. Потом примериваю шкуру, а она не подходит. Промучился несколько дней, ну не сходятся пропорции. Потом до меня дошло, что мастера передубили шкуру и она села. Кое-как мне удалось сделать чучело. Конь получился красивый. Мы его на ГАЗель погрузили и поехали по городу. Люди не верили, что это чучело. Думали настоящий конь. Для меня это была лучшая оценка. 

Крылья, ноги и хвосты…

На выставке будет представлен конь, которого Александр и его команда сделали специально для кинокартины «Томирис». Обычно лошадей делают стоячими, а этот конь лежит.  

– Для съёмок заказали две лошади, на эту денег у заказчика не хватило, вот она у меня и осталась. Такое тоже бывает в нашей работе. Вот эту композицию, – Александр показывает на двух обнимающихся волков, – я задумал давно. – Охотник привёз две шкуры и у меня родилась идея сделать влюблённых хищников. Мне нравится в своей работе создавать что-то необычное.

Экзотические заказы бывают?

– Делали крокодила, павлинов. Для музея был заказ создать чучело и скелет страуса. Поехал на страусиную ферму и говорю хозяину: «Пусть ваши птицы живут долго, но если что…». Прошло три дня, приезжает он и смеется: «Повезло тебе. Страус яблоком подавился, так что забирай». Когда в Москве учился, я вообще всё время учусь, там предложили сделать чучело гималайского медведя. Форм на этого мишку не было, да и строение тела у него отличается от бурого косолапого. Помучился немного, но выполнил заказ. Медведь получился как живой. В моей работе мне нравится не просто создать чучело, а суметь сохранить и передать часть души животного, и, таким образом, дать ему вторую жизнь для будущих потомков. 

В музеях страны немало работ выполненных Редреевым. В столичном Президентском центре культуры есть чучело барса, которое он сделал и подарил. В нашем зоопарке умер ирбис, Александр выкупил шкуру и подарил животному вторую «жизнь» пусть даже после смерти. 

– В основном охотники заказывают трофеи, но бывают и милые случаи, – говорит он. – Как-то мне привезли сову, которую сбили на дороге. В лапах у нее был зажат крот-слепыш. Видимо она его поймала, летела и тут случилась трагедия. Я сделал чучело совы, которая сидит на ветке дерева и в лапе у неё слепыш. 

О своей работе Александр может рассказывать часами. В его мастерской много разных экспонатов зверей, птиц и рыб. Какая-то часть будет представлена на выставке. Обязательно приходите и узнайте много интересного и полезного. 

 

Алматы

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *