Ержан КИТЖАН-УЛЫ
История образования народа дунган – хуэй до сих пор овеяна легендами. В Поднебесной империи он проявил чудеса выживания, храня верность исламу, а среди народов-единоверцев держится обособленно благодаря стойким китайским корням. Среди лиц титульной нации и других народов Китая он известен под названием хуэй, а в Средней Азии и Казахстане его представители известны как дунгане.
Многие жители постсоветских центральноазиатских республик знакомы с этим народом, но мало кто знает удивительную историю его происхождения, легендарный характер которой объясняется разветвлённостью её версий. Но определённо можно сказать, что дунганами жители Синьцзяна и центральноазиатских республик стали называть тех представителей народа хуэйцзу, которые переселились из внутренних районов Китая.
В Казахстане проживают представители более ста разных этносов Евразии. Освещению их истории, культуры и традиций будет посвящён новый цикл статей в нашем журнале. Вы совершите увлекательные путешествия по просторам Пространства и Времени и станете свидетелями удивительных событий, запечатлённых на страницах летописи больших и малых народов. В этом вам поможет журналист-исследователь Ержан Китжан-улы.
Исламское лицо Китая
«Именно народ хуэй является исламским лицом одной из величайших цивилизаций мира – китайской, так пишет доктор исторических наук профессор-китаевед Александр Кадырбаев. Таким образом, приверженцы Аллаха следовали заветам пророка Мухаммада, который, как утверждают, говорил: «За знаниями не ленитесь даже идти в Китай, так как овладение знаниями обязательно для мусульман…» Хуэй, или дунгане, как их называют в Центральной Азии, говорящие по-китайски, насчитывают в Китае от 15 до 20 млн. человек. Они обладают в современном Китае высшим уровнем национально-государственной автономии – автономным районом, каковой в КНР кроме хуэй имеют уйгуры, тибетцы, монголы, чжуаны». Как известно, из 56 этнических групп Китая, 10 представляют последователей ислама: хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, узбеки, татары, салары, баоан, донсинь и таджики. Самая многочисленная из этих групп – хуэй, представителей которых можно найти во всех уголках Китая.
Хуэй и дунгане – мусульмане суннитского направления ханифитского масхаба. Попытки их ассимиляции китайцами на протяжении столетий, в том числе и в сравнительно недавнее время (1949–1979 гг.), были безуспешны. С 1979 года началось возрождение ислама в Китае. На китайский язык была переведена Священная книга мусульман – Коран.
Ещё в Средние века последователи ислама в Китае заявляли о том, что их вера ничуть не противоречит заветам китайских мудрецов. Так, надпись на стеле в старой мечети в Шэньси гласит: «Великий мудрец Запада Мухаммад жил в Аравии много позже Конфуция, мудреца Срединного государства. Хотя они разделены веками и землями, у них – один разум и одна истина». Учёный хуэй XVIII века утверждал, что Бог в исламе есть не что иное, как высшее божество китайской традиции – Шан-ди, так как все религии за «почитание одного бога и одной истины». Другой исламский автор утверждал, что мифический первый правитель Китая Фуси был потомком Адама.
Реформаторы, поэты, министры и первооткрыватели Нового Света
Хуэй можно назвать реформаторами мусульманской религии, поскольку китайский ислам стал сильно отличаться от ислама в его классическом понимании. Например, уже в XVII веке в Китае при мечетях были открыты школы для девочек, и около ста лет назад среди хуэй появились первые в мире женщины-имамы. Общине Хуэй принадлежит около 3600 мечетей. Значительная часть из них управляется женщинами-имамами. Всего в Центральном и Восточном Китае насчитывается около 80 женщин-имамов, а также около 6000 женщин-ахунов, управляющих маленькими деревенскими мечетями. Только один пример: в городе Кайфэй расположены 16 мечетей и лишь 5 из них являются «чисто мужскими». На сегодняшний день в среде хуэй есть«смешанные» мечети, где проповеди мужчинам читают женщины. Отметим, что в китайской иероглифической транскрипции слово «аллах» записывается двумя иероглифами, первый из которых означает «спокойствие», «умиротворение» и является изображением женщины под крышей.
Самым выдающимся из хуэй в эпоху Мин был гениальный адмирал Чжэн Хэ, который, как сообщает российский востоковед, писатель и путешественник Николай Непомнящий, в 1420-х годах (более чем за 70 лет до Колумба) совершил восемь кругосветных путешествий, открыл Америку, Австралию и в 1423 году заходил на север России через Северную Европу и Балтику. Эту версию поддерживают американский и китайский исследователи Гэвин Мензиси Лю Ган. В общем, хуэй дали Китаю много выдающихся людей – от поэта Садулы эпохи династии Юань до вице-премьера современного Китая Хуэй Лянъюя.
Зигзаги истории
Многие западноевропейские, американские, китайские и постсоветские исследователи единодушно признали, что хуэй – народ сложного этногенеза. Особенностью процесса формирования хуэй является очень позднее его завершение. Ранние его этапы различны для трёх основных групп хуэй. Наиболее крупная и широко расселившаяся группа – хуэй Северо-Восточного Китая, Шаньдуна и Синьцзяна. Возможно, основу в формировании северных хуэй составил один из аборигенных народов Северного Китая – тогоны-тангуты, маньчжуры Киданьской империи IX–XII вв., жители Дуньхуана ещё до II в. до н. э., причём предполагались даже солдаты Александра Македонского и более древние тохары. Интересна версия, повествующая о том, что эпоху Тан в середине VIII века, когда китайский царедворец и генерал тюркского происхождения Ань Лушань во главе пограничного войска восстал против императора Су-цзуна, то на помощь последнему пришел халиф Абу Джафар Аль-Мансур, приславший в Китай своих воинов. Ань Лушань был разгромлен, а арабские воины остались в Китае и обзавелись китайскими жёнами. Здесь имеются мавзолеи арабов, почитающихся святыми, и хуэй воспринимают их как своих прародителей, читая на могилах суры Корана. Так, например, в 742 году в тогдашней китайской столице Чанъань (ныне – Сиань) была построена знаменитая мечеть, позже названная Большой Сианьской мечетью. Известно, что чингизид Ананда в 1279 году, став правителем северо-запада Китая, обратил в ислам 150 тысяч монголов, тангутов, китайцев, тюрков, предки которых вместе с персами, таджиками, арабами уже в XIV столетии слились в единую группу мусульман, жителей Юаньской империи, говоривших в основном по-китайски.
Юго-восточные хуэй часто считаются самой ранней из групп, в формировании которой могли принимать участие арабы – купцы, видимо, проникали в южные моря Китая ещё до возникновения ислама, то есть до начала VII века. Среди юго-восточных хуэй и впоследствии преобладают городские жители таких крупных портов, как Кантон.
Третья группа хуэй – юго-западная (юньнаньско-сычуаньская) – создаётся, очевидно, в период проникновения ислама к сифань, когда юго-запад страны был отрезан от Центрального Китая, арабские купцы попадали по старой торговой дороге Юньнань – Бирма – Индия, известной по историческим свидетельствам по крайней мере со II в. до н. э.
В Минскую эпоху все группы хуэй уже говорили на китайском языке, а к XIX веку сложились как этническая группа.
Дунганский султанат и новая родина
В 1863 году после разгрома антицинского восстания, поднятого хуйэцзу в Шэньси и Ганьсу, часть из них, спасаясь от расправы, во главе со своим вождём крестьянином Би Янху, перебрались в провинцию Синьцзян, где уже были подготовлены к их прибытию уйгуры ранее посланными туда эмиссарами.
Дунганские вожаки захватили Урумчи, Хами, Манас, Шихо, Чугучак и образовали дунганский султанат с центром в Урумчи во главе с Лао-таем с населением более полумиллиона человек, который просуществовал до 1876 года. После подавления уйгуро-дунганского восстания цинскими войсками в 1877 году 4 тысячи хуэй бежали в Казахстан, Кыргызстан и Ферганскую долину, бывших тогда частью Российской империи.
Эта часть хуэй получила название дунгане, которые ныне являются непревзойдёнными в Центральной Азии мастерами поливного земледелия, трудолюбивыми предпринимателями, ремесленниками и коммерсантами. Они до сих пор бережно охраняют обычаи своих предков с Лессового плато. Китайцы называют дунган сяо-чжао – младшее население. По одной версии название дунган восходит к китайскому слову «тунькэнь» – «военные поселения пограничных земель», по другой – к тюркскому «турган» – «оставшийся», по следующим – имеет значения «пришли с востока» или «все с Ганьсу».
58,4 тысячи являются гражданами Кыргызстана. В Узбекистане проживает 6 тысяч человек, в России – около 500. Интересно, что уже в первые годы после переселения дунган в пределы Российской империи, благодаря их труду, Русский Туркестан решил проблему обеспечения рисом, в котором раньше испытывал недостаток, и даже стал его вывозить за пределы региона.
Дунгане Казахстана
Автору статьи удалось встретиться с президентом Ассоциации дунган Казахстана Хусеем Дауровым и взять у него интервью:
Хусей, известно, что в Алматы проживает около 8 тысяч дунган. Что вы можете рассказать об общей численности дунган в Казахстане?
– В нашей республике проживает 71 тысяча дунган: в Жамбылской области – 61 тыс., в том числе: в Сортобе – 24 тыс., Масанчи – 18 тыс., Жалпактюбе и пригороде – 10 тыс. Остальные проживают в Алматы, а также во всех областных центрах и столице Казахстана.
Как давно организовалась ваша ассоциация?
– Общественное объединение Ассоциация дунган Казахстана начинает свою историю ещё с советских времён, когда в 1990 году была зарегистрирована Всесоюзная ассоциация дунган. Сегодня АДК – настоящий мост взаимоотношений и сотрудничества Казахстана с Китаем.
Функционировал ли этот «мост» во времена СССР?
– В советское время не было никаких связей. С независимостью Казахстана начались прежде всего коммерческие (торговые) поездки дунган на историческую родину и контакты уже там с хуэйцзу Китая. В 1991 году приехала первая официальная делегация из ассоциации мусульман провинции Шэньси, затем уже делегации из нашей республики и Центральной Азии в Китай. В 2002-м было открыто представительство Ассоциации дунган Казахстана в Сиане. За последние 15 лет через АДК идут интенсивные культурные и экономические связи с хуэйцзу Китая. Этому содействует газета Silk road today – первое издание в Казахстане на китайском языке.
А как же дунганский язык?
– Во-первых, Ассоциация дунган является фактическим учредителем газеты. Язык газеты – дунганский, русский, китайский и казахский.
Во-вторых, дунганский язык – это старый ганьсуйский и шэньсийский диалекты китайского языка. Наша письменность основана на кириллице. А язык – китайский, с добавлением исламских терминов и слов, как и в казахском языке. Ещё есть древнеперсидские слова, так как основным компонентом формирования дунганского народа является персидский. Но хуэйцзу Китая говорят на диалектах провинций, в котором они проживают. В последние годы очень много китайцев приняли ислам и становятся рьяными мусульманами. Как правило, они постепенно ассимилируются в хуэйцзу.
Наша газета освещает жизнь дунган и Казахстана, и Центральной Азии, и России, а также Китая. Ибо дунгане (хуэйцзу) – это народ Шёлкового пути. И освещение жизни и культуры дунган будет подаваться в ракурсе возрождения и развития Шёлкового пути. Только освещение жизни дунган – это слишком узкая направленность газеты. Ведь у нас издается с советских времен газета «Хуэминь Бо», которая освещает в основном жизнь дунган.
Есть ещё электронная газета «Хуэйцзу Бо». Задачи нашей газеты «Шёлковый путь сегодня» гораздо шире. Она освещает развитие взаимоотношений Казахстана с Китаем в рамках программ возрождения Великого Шёлкового пути, а также культурное и экономическое сотрудничество стран Центральной Азии и России с Китаем.
Принимает ли ваша ассоциация участие в организации мероприятий международного уровня, которые связаны именно с народом дунган?
– Да. В Казахстане в августе 2017 года мы будем проводить 3-ю международную конференцию, посвящённую великому флотоводцу Чжен Хэ. В её работе будет участвовать американский профессор Ма Хэюн, являющийся по происхождению хуэйцзу из Китая. Он уже приезжал в Алматы для решения организационных вопросов.
Хусей, скажите, пожалуйста, есть ли улицы или населённые пункты в Казахстане, названные в честь представителей дунганского этноса?
– Село Масанчи в Кордайском районе, улица Масанчи, Биянху, Цунвазо в Алматы, а также многочисленные улицы в дунганских сёлах Жамбылской области, названные в честь известных людей нашего этноса.
К словам Хусея Даурова в завершение хочется добавить, что Магазы Масанчи – герой Гражданской войны и борьбы за установление советской власти в Средней Азии и Казахстане, Манзус Ванахун – участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, Абдужалил Мажитович Юнусов – мастер спорта СССР по самбо, мастер спорта международного класса СССР по дзюдо, лучший дзюдоист XX века Кыргызской Республики, Ясыр Джумазович Шиваза – дунганский советский писатель, а также казахстанские тяжелоатлетки Майя Манеза и Зульфия Чиншанло являются самыми известными дунганами республик Центральной Азии.
Фото автора
Метки: