Максим ЛЕВИТИН
До сих пор все связанные с пазырыкской культурой открытия были сделаны только в Южном Алтае.
Совместная экспедиция съёмочной группы телевизионного проекта Outdoor World и археологической экспедиции под руководством Армана Умарходжиева стартовала из города Талдыкорган. Поводом для поездки стала прошлогодняя находка рядом с трассой необычного для Семиречья кургана пазырыкской культуры.
До сих пор все связанные с пазырыкской культурой открытия были сделаны в Южном Алтае, но раскоп кургана в 150 км от Талдыкоргана, рядом с селом Жансугуров произвёл небольшую революцию в представлениях учёных!
…Скоростной автобан Алматы – Талдыкорган считается главной транспортной артерией Жетысу. Он не только соединяет южную столицу с областным центром, но и является частью магистрали, связывающей юг Казахстана с востоком. Летом, в высокий туристический сезон, трасса сильно загружена.
Название города Талдыкорган можно перевести как ивовый курган или место, где много ив и курганов. Пойма реки Каратал, на берегах которой построен город, действительно, покрыта густыми ивовыми зарослями, а многочисленные курганы можно увидеть прямо с автомобильной дороги. Село Талдыкорган получило статус города в 1944 году. С 1967 по 2001 год город был центром Талыкорганской области, а после слияния областей в 2001 году стал столицей Алматинской области.
…В Жетысу найдены и частично исследованы сотни курганов, но все они были связаны с сакской культурой, а найденный в прошлом году курган существенно отличался от остальных. По характеру захоронений, по наличию в некрополе останков лошадей, по найденным украшениям, учёные отнесли этот курган к пазырыкской культуре.
Пазырыкская археологическая культура раннего железного века получила своё название от пятибольших курганов, найденных в урочище Пазырык в Горном Алтае. В 1865 году знаменитым тюркологом, академиком Радловым был раскопан некрополь в долине реки Берель, на территории нынешнего Катон-Карагайского национального парка. Основным занятием населения пазырыкской культуры было кочевое скотоводство. Вождей племенных объединений хоронили в деревянных срубах, а сверху насыпали каменные курганы. Благодаря прохладному климату в Берельском комплексе хорошо сохранились мумии погребённых. На их кожу нанесена сложная татуировка. В погребении найдены останки лошадей и золотые украшения.
До сих пор все связанные с пазырыкской культурой открытия были сделаны в Южном Алтае, но раскоп кургана в 150 км от Талдыкоргана, рядом с селом Жансугуров произвёл небольшую революцию в представлениях учёных.
Посёлок Жансугуров – административный центр Аксуского района Алматинской области. Он назван в честь классика казахской литературы и видного советского государственного деятеля Ильяса Жансугурова. Он был первым председателем Союза писателей Казахстана и членом Центрального исполнительного комитета Компартии КазАССР. Ильяс Жансугуров в 1937 году был арестован и расстрелян по ложному доносу. Сейчас в селе живёт около восьми тысяч человек. Работает крупный сахарный завод. На полях вокруг посёлка возделывают сахарную свёклу и зерновые культуры.
Районный центр расположен на берегах реки Аксу. Скопление курганов железного века было найдено возле выхода реки на предгорную равнину – неподалёку от Аксуской гидроэлектростанции. Это ещё одно доказательство известного факта, что вода в древнейшие времена, как и сейчас, была важнейшим жизнеобеспечивающим ресурсом.
СЕРГЕЙ ЯРЫГИН
(НА ФОТО), ДОКТОР PHD АРХЕОЛОГИИ:
«Традиционно Семиречье представлено в археологии раннего железного века памятниками сакского типа. Данные памятники отличаются, хотя они датируются также ранним железным веком, но представляют совершенно иной облик культуры, иной народ. И вероятно, это первое археологическое подтверждение крупной миграции кочевых племён с востока, которая фиксировалась в китайских письменных источниках. Я надеюсь, эта находка будет сенсационной, и действительно принесёт результат археологии Казахстана и археологии региона. Исходя из имеющихся данных, мы можем говорить, что появление памятников подобного типа в Семиречье связано с очень серьёзными военными и политическими потрясениями, которые происходили на территории Центральной Азии в третьем-втором веках до нашей эры. Это время становления огромной гуннской империи, которая вынудила многие саяно-алтайские и монгольские кочевые народы двинуться далеко-далеко на запад.
Данный памятник представляет собой комплекс. Помимо огромного количества (более 80 курганов) нами обнаружены петроглифы и, что самое главное, тамги. На сегодня обнаружены три разных тамги. Что нам может это дать? Это говорит нам о территории расселения племён. Возможно, покажет родственные связи кочевников. Связи, которые протягивались от Дуная до Манчжурии».
Археологи изучают древности не только ради академической науки. Исторические памятники делают Семиречье более привлекательным для туристов. Помогают развивать экономику отдалённых районов.
АРМАН УМАРХОДЖИЕВ
(НА ФОТО), АРХЕОЛОГ, ДИРЕКТОР ТОО «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ»:
«Во время разведки археологи выявили несколько памятников пазырыкского типа здесь, в Алматинской области. Но для раскопок мы выбрали этот по нескольким причинам.
Во-первых, он расположен рядом с дорогой. Есть перспектива сделать здесь музей под открытым небом.
И этому есть причина: в близлежащих сопках были найдены петроглифы, которые также относятся к этому могильнику».
НИКОЛАЙ ИЛЬДЕРЯКОВ
(НА ФОТО), ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНОЙ ЧАСТИ ТОО «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ»:
«Памятники пазырыкской культуры в восточном Казахстане известны давно, но всех интриговал вопрос: куда же дальше девались эти племена и какова их история? И в 2019 году мы впервые для Алматинской области обнаружили памятник пазырыкской культуры здесь, на территории Семиречья.
В истории, как и в природе, всё течёт, всё меняется. Археологические культуры, племенные союзы, государственные образования, цивилизации и этносы, сталкиваясь между собой, непрерывно эволюционируют. Пазырыкская культура предположительно образовалась в результате эволюции Афанасьевской культуры, занимавшей в бронзовом веке юг Сибири».
ГАЛЫМЖАН ОСПАНОВ,
ДИРЕКТОР АЛМАТИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА ПО ОХРАНЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:
«Центр по охране культурного наследия был открыт 2009 году согласно постановлению главы Алматинской области. В центре работают 12 человек. Специалисты в основном задействованы в археологическом отделе. Там их четыре человека. А в отделе архитектуры три специалиста. Наша задача – охранять, исследовать, вести учёт археологическим памятникам Алматинской области, а также вести агитационную работу.
Сейчас у нас ведутся работы по археологическим памятникам Пазырыкской культуры, которые были найдены в 2018 году. По ним запущены новые проекты. В будущем мы планируем организовать археологический музей под открытым небом. Следует отметить, что захоронение находится всего в 300 м от трассы близ городка Жансугуров. Это имеет большие перспективы, так как народ по этой дороге едет на Алаколь. А со стороны Восточного Казахстана едут отдыхать на Балхаш. Мы думаем, что после завершения ремонта дорог, количество туристов увеличится».
Отдельные исторические объекты должны стать привлекательными элементами большого туристического кластера, включающего и логистику, и гостиничный бизнес, и общественное питание. Отправляясь в путешествие по Семиречью, потенциальный турист хочет как можно полнее познакомиться с краем, насладиться красивой природой, увидеть диких животных, узнать историю, почувствовать этнический колорит и при этом не забывать о комфорте.
СЕРИКЖАН МУЛЬКИБАЕВ,
СПЕЦИАЛИСТ ЦЕНТРА «МӘДЕНИ МҰРА»
«Во Всемирный список ЮНЕСКО вошли четыре объекта по территории Алматинской области. В 2013 году Тамгалы, в 2014-м – три археологических памятника: Койлык, Карамерген и Талгар. В Тамгалы есть более 5 тыс. петроглифов, а также отмечены около 100 археологических объектов. С каждым годом к ним растёт интерес со стороны иностранцев. В последнее время там побывали более 20 тысяч человек. Из них 7 тысяч – это иностранцы. Талгар находится в 25 километрах от Алматы. Это древний город на Великом Шёлковомом пути. Один маршрут от него ведёт к городу Жаркент, другой – через Алаколь в Китай. Ещё один из городов на Шёлковом пути это городище Койлык, датируемое XII–XIII веками. Здесь в 2013 году находили мусульманскую баню, а также храм. Городище Кара Мерген находится по направлению к Балхашу».
Река Аксу прорезала в склонах Жетысуского хребта каньон. Когда-то в этих скалах паслись стада козерогов, но после хозяйственного освоения предгорий, дикие животные ушли в безлюдные уголки гор. Сейчас мы постараемся найти следы их былого ареала обитания. Поскольку охота играла большую роль в жизни древнего населения Жетысу, в наскальной живописи эпохи бронзы и раннего железа часто встречаются изображения диких животных.
Первоначально тюркское слово «тамга» употреблялось в значении родового символа. Каждый род имел свою тамгу. Выдающиеся личности получали право добавлять к родовой тамге свой персональный элемент. В период империи Чингисхана значение слова тамга было расширено. Оно стало синонимом слова «печать». Тамгой стали называть документ с ханской печатью. Хотя первоначальный смысл тамги как родового знака тоже сохранился.
АРМАН УМАРХОДЖИЕВ:
«Мы очень любим свою работу за возможности, которые она нам даёт. Это путешествия, это открытия. Миссия археологической экспедиции – это совершить величайшее открытие».
Алматинская область
Фото автора