(23 августа 1960 – 22 июля 2020)
Творчество Олега Белялова было многогранным, в определённый период времени Олег Вячеславович вёл рубрику, посвящённую птицам, и в нашем журнале и даже дал ей название «Аристократы неба». Пожалуй, лучше и дольше всех Олега знал его учитель и наставник Анатолий Фёдорович Ковшарь, чей очерк мы и решили опубликовать в память о выдающемся человеке, до последнего часа преданном своему делу, влюблённом в природу.
От редакции
Анатолий КОВШАРЬ
Фото из архива автора
Орнитология и кинематография Казахстана понесли тяжёлую утрату: всего за месяц до своего 60-летия – 22 июля 2020 года в Бурундайской больнице погиб от ковид-19 замечательный орнитолог, натуралист в лучшем смысле этого слова, а также создатель целой серии фотоальбомов и кинофильмов о природе Казахстана, её животном и растительном мире Олег Вячеславович Белялов.
Этот очерк о своём любимом ученике я готовил к его юбилею, и сейчас мне невыносимо тяжело переделывать его.
Родившись 23 августа 1960 года в Алма-Ате в семье талантливого кинооператора Вячеслава Алиевича Белялова (знаменитого Славы Белялова, впоследствии удостоенного Государственной премии Казахстана за фильмы о природе) и врача-кардиолога Лилии Альбиновны Беляловой, Олег с раннего детства впитал в себя любовь к окружающей его прекрасной природе Заилийского Алатау и пустынных ландшафтов Казахстана, мастерски отражённых в фильмах отца. Но особенное пристрастие питал к птицам. Первым местом, где он мог удовлетворить эту страсть, стал кружок юннатов Алматинского зоопарка, которым руководила Раиса Анатольевна Балахнова – двоюродная сестра известного зоолога Руфима Имамовича Зайнутдинова, который был близким другом отца. Через отца, который в процессе съёмки фильмов подружился со многими казахстанскими зоологами, в том числе орнитологами, Олег узнал об этой профессии намного больше, чем его сверстники. Остальное довершили книги о птицах и других животных. В результате уже с раннего детства он «заболел» сразу двумя «болезнями» – птицы и кинофотосъёмка… Узнав, что совсем недалеко от города в высокогорье работает наш орнитологический стационар, он упросил отца посодействовать ему попасть в этот отряд. И отец, который тогда начинал съёмки фильма «В горах и пустынях Казахстана», обратился ко мне с просьбой: «Мой сын буквально бредит птицами. Возьми его на лето в отряд – пусть уж переболеет этой болезнью». Однако «болезнь» эта оказалась неизлечимой.
Так, летом 1974 года в составе Заилийского орнитологического отряда появился 14-летний волонтёр, который вместе с другими своими сверстниками-школьниками (Борис Жуйко, Валерий Лопатин, Виктория Ковшарь) и студентами-практикантами из Казахского университета и других вузов рьяно взялся за поиски птичьих гнёзд и наблюдения над жизнью их обитателей. Напряжённый режим работы (наблюдения начинались с 5–6 часов утра, а разноска их результатов на видовые карточки заканчивалась около полуночи – и так каждый день, кроме дождливых!) не остудил его пыл, и за несколько полевых сезонов Олег стал одним из лучших наблюдателей и знатоков птиц этого урочища – от верхней границы леса (2500–2700 м) до альпийского пояса (3000–3300 м), а в июне 1975 года вместе с отцом совершил даже восхождение на пик Советов (4200 м). Об этих годах становления в науке орнитологии он впоследствии не раз напишет в своих воспоминаниях.
Одна любопытная деталь: чуть ли не в первый день появления в отряде он задал мне не совсем обычный для школьника вопрос: какой подвид чеглока здесь живёт? И этот свой интерес к подвидовой систематике он пронёс через всю жизнь, хотя работал в основном в области фаунистики и биологии птиц. Следующие 45 лет пришлось делить между орнитологией и фотокиносъёмкой.
После окончания средней школы Олег поступил не в институт, как многие его сверстники, а… лаборантом в лабораторию орнитологии Института зоологии АН КазССР, где продолжил своё знакомство с птицами до ухода в армию в 1978 году. Вернувшись в 1980-м из Германии, где служил, в родную лабораторию, он по настоянию отца предпринял попытку завершить своё образование в сельскохозяйственном институте, но уже на первом курсе понял, что это формальное образование его не удовлетворяет и ничего не даёт. Поэтому вернулся в Институт зоологии (уже в лабораторию охраны диких животных), где и проработал семь лет, с увлечением изучая птиц пустынь Казахстана – Южного Прибалхашья, Бетпакдалы и др. И не только птиц. Так, в 1982 году в пустыне Сарыишик-отрау он половину летнего сезона занимался изучением тушканчиков, помогая в этом большому знатоку этих грызунов В. Н. Мазину, а также участвовал в учётах редких видов пресмыкающихся, но при этом параллельно всегда вёл наблюдения за птицами. Вот как вспоминал он об этом 30 лет спустя: «Учёт сцинковых гекконов в луче прожектора остался одним из самых приятных моментов из странствий по ночной Сарыишик-отрау на ревущем ГАЗ-66. Их не нужно было ловить, как тушканчиков, для последующих «научных исследований», а лишь считать рубиновые огоньки на склонах и гребнях барханов, что превращало процесс учёта в захватывающую игру, которую я ждал каждый вечер». С этого 1982 года начался многолетний цикл экспедиционных поездок по пустыням Казахстана – Южное и Северное Прибалхашье, Бетпакдала, Устюрт и Мангышлак, а впоследствии также пустыни Туркменистана и Монголии. При этом Олег никогда не забывал гор – от Копет-Дага и Тянь-Шаня до Алтая. По примеру отца, совершавшего восхождения на горные вершины с кинокамерой, Олег посещал секцию альпинизма. И везде наблюдал птиц и фотографировал.
Хорошо освоив методику полевых зоологических исследований, О. В. не просто наблюдал птиц и других животных, но всегда точно фиксировал результаты этих наблюдений в полевом дневнике и со временем в научных изданиях стали появляться его публикации, которые всегда выгодно отличались от многих других точностью и достоверностью приводимой информации, а также профессиональным её анализом. Среди более чем 150 его научных публикаций – «Новые данные по редким птицам Бухтарминской долины (Южный Алтай)» (1999), «Орнитологическая экскурсия в горы Улытау» (2006), «Орнитологические наблюдения на Мангышлаке и Устюрте» (2008), «Материалы по фауне птиц гор Бектау-ата» (2009), «Путевые заметки о птицах Монголии» (2010), «Птицы Сорбулакской системы озёр» (2013), «Материалы к орнитофауне Мангышлака и Устюрта» (2015), «Результаты орнитологической поездки в Киргизию летом 2015 г.» (Белялов, Федоренко, Кулагин, 2016), «Результаты орнитологической поездки во Внутренний Тянь-Шань в июне 2016 г.» (Белялов, Михайлов, Торопов, 2017), «О встречах куликов в зимний период на юге и юго-востоке Казахстана» (Белялов, 2018) и многие другие. Все эти публикации, как и десятки других, свидетельствуют о высоком профессионализме их автора. Сбылась и очень давняя мечта из области систематики – в 2011 году вместе с В. Ю. Ильяшенко они описали новый подвид серого журавля Grus grus korelovi ssp. n. из Центрального и Восточного Тянь-Шаня. А спустя восемь лет О. В. стал одним из авторов полевого определителя птиц Средней Азии (Рябицев и др., 2019).
Фотографирование гнезда журавля-красавки на высокогорном озере Тузколь. 2011 год. Фото А.Ф. Ковшаря.
Фотоальбом «Казахстан – родина тюльпанов»
Особая заслуга О. В. – создание вместе с Викторией Ковшарь «Казахстанского орнитологического бюллетеня», который в течение семи лет (2002–2008) выходил под эгидой научного общества Tethys на средства этого общества и с финансовой поддержкой АСБК (Казахстан), RSPB (Великобритания) и NABU (Германия).
Два упомянутых составителя взяли на себя весь труд по разработке формата издания, сбору, редактированию рукописей и подготовке их к печати, включая вёрстку и оформление. При этом вёрстку и оформление рукописей выполняла В. А. Ковшарь, а О. В. Белялов взял на себя самую хлопотную и самую неблагодарную организационную работу с авторами (заказы, выпрашивание рукописей и т.д.).
Эти семь лет О. В. и сам много писал для бюллетеня, причём старался поднять активность орнитологов (особенно молодёжной аудитории) публикацией обзорно-постановочных материалов, о чём говорят их названия: «О славке-завирушке как комплексе видов» (2004), «О казахстанских жаворонках рода Calandrella» (2004), «О казахстанских ремезах» (2007), «О красном вьюрке в Казахстане» (2007) и др. Благодаря усилиям О. В. в выпусках бюллетеня накапливались сведения о большом числе новых, интересных встреч птиц, включая и виды, новые для территории Казахстана; одновременно вовлекались в научный оборот старые сведения из дневников орнитологов, для чего в бюллетене был создан раздел «Забытые экспедиции». В результате семь выпусков «Казахстанского орнитологического бюллетеня» (2002–2008) стали богатейшим источником информации о распространении и биологии многих птиц.
О.В. Белялов и В.А. Ковшарь в кабине вертолёта во время учёта серпоклюва. 1989 год. Фото А.Ф. Ковшаря
В 1988 году с другом Володей Морозовым О. В. решает стать профессиональным фотографом и вместе они уходят из лаборатории охраны диких животных. Но не из орнитологии, занятия которой остаются для Олега важнейшими на всех этапах его жизненного пути – будь то поездки на фотосъёмки древних курганов или других этнографических объектов в Южном Казахстане или Монголии, а также съёмки кинофильмов.
На видавшем виды автомобиле «ЛуАЗ» летом 1990 года они вдвоём с Морозовым исколесили большую часть равнинного Казахстана и забрались на юг Туркмении, где в низкогорьях Бадхыза Белялов подвергся нападению леопарда (Panthera pardus), серьёзно повредившего ему плечо. Морозову пришлось через весь Узбекистан в среднеазиатскую жару везти друга в Алма-Ату, делая уколы для подавления воспалительного процесса. История эта тогда имела большой резонанс среди зоологов Средней Азии и всего СССР…
С Икаром Фёдоровичем Бородихиным на XIV орнитологической конференции Северной Евразии. 19 августа 2015 г.
Результатом многочисленных фотоэкспедиций О. В. стала публикация целого ряда красочных фотоальбомов о природе Казахстана.
В отличие от многих фотохудожников его альбомы отличаются не только выразительностью самих фотографий, но и большой научной достоверностью в их текстах, логичностью построения и правильными научными названиями не только отснятых животных, но и растений.
В последнем очень большую помощь оказала одна из лучших флористов Казахстана ботаник Анна Андреевна Иващенко. Их многолетнее сотрудничество привело к появлению целого ряда прекрасно иллюстрированных книг о растениях Казахстана, а вершиной этого сотрудничества стала великолепная книга о тюльпанах, увидевшая свет в 2019 году (см. фото).
Не буду перечислять названия фотоальбомов, которые создал Олег Белялов, – они все «на слуху» и многие из них знакомы большинству читателей.
Олег Белялов и Ларс Свенсон (Lars Swensson) в центре среди других орнитологов на Большом Алматинском озере. 30 мая 2003 г. Фото А.Ф. Ковшаря
Важнейшая черта О. В. – стремление к познанию нового, желание и умение постоянно учиться. Много лет общаясь с А. А. Иващенко в поле, он стал хорошим знатоком флоры гор и пустынь, даже описал новый вид тюльпана, назвав его в честь А. А. Иващенко; от частого общения с И. Ф. Бородихиным – знатоком кактусов и других комнатных растений; на съёмках археологических раскопок многое почерпнул об истории культуры народов, населявших ранее территорию Казахстана. То же и в любимой орнитологии: общаясь со многими зарубежными орнитологами (в том числе и с выдающимися систематиками), он постоянно пополняет свой багаж знаний в этой области. Для того чтобы увидеть птиц, которых нет в Казахстане, он посещал Израиль, Индию, Непал, Монголию и другие страны.
С киносъёмкой природы О.В. познакомился ещё в детские годы, помогая отцу в качестве ассистента оператора и постигая азы мастерства из самых профессиональных рук. Часть его съёмок вошла даже в фильм о природе гор, снимаемом Би-би-си для сериала «В гостях у русского медведя» (1990). А затем он снялся в игровом фильме отца «Гепард возвращается», сыграв там роль… браконьера. Позднее принимал активное участие в съёмках видеофильмов об Устюрте и Мангышлаке, которые делал для немецкого телевидения Ральф Пфеффер. Но к самостоятельному созданию кинофильмов о природе Олег приступил только в XXI столетии – уже как зрелый учёный и С Икаром Фёдоровичем Бородихиным на XIV орнитологи- киномастер.
О.В. Белялов в день своего 55-летия среди участников XIV орнитологической конференции Северной Евразии
как гид полевой экскурсии по окрестностям любимого им Сорбулака. 23 августа 2015 г. Фото А.Ф. Ковшаря
И здесь всё сошлось вместе – и знание материала, и скрупулёзный научный подход к показу объектов природы, и мастерство фото- и кинооператора. Созданные им на киностудии «Казахфильм» имени Шакена Айманова пять полнометражных документальных фильмов («Алтын-Эмель», 2017; «Алатау», 2018; «На родине тюльпанов», 2018; «Каркаралы», 2019; «Баянаул», 2019), где Олег Белялов был и сценаристом, и режиссёром-постановщиком, и оператором, без преувеличения являются шедеврами киноискусства о природе Казахстана.
Общественные просмотры этих фильмов, организованные киностудией «Казахфильм», показали, что каждый из них – гимн прекрасной природе, гимн жизни… С большим успехом прошли также показы фильмов О. Белялова в Москве. С этих фильмов начался новый, на ступень выше, этап в создании фильмов о природе нашего Казахстана. И не было никакого сомнения, что находящийся в расцвете сил и своего творчества создатель их Олег Белялов поднимет этот вид искусства на ещё большую высоту…
Поэтому и воспринимается эта утрата как величайшая несправедливость.
Невозможно осознать, что Олега нет больше с нами. И долго ещё каждый из нас, знавших его близко много лет, будет ждать его звонка или ловить себя на желании позвонить ему. И только со временем мы сможем оценить масштабы этой утраты… Каким-то слабым утешением может служить лишь понимание того, что труды его будут жить и напоминать специалистам об этом замечательном человеке, а его фильмы (дай им бог поскорее найти путь к широкому зрителю!) всегда будут затрагивать сокровенные струны человеческой души и делать нас хоть немножко лучше.
Олег Вячеславович Белялов прожил короткую (по нынешним меркам), но очень яркую, насыщенную разными событиями жизнь, за которую успел сделать столько, что и не снилось многим долгожителям… И оставил след как в науке, своей любимой орнитологии, так и в художественном отображении горячо любимой им природы, которую запечатлел в своих фотоальбомах и кинофильмах.