Чтобы работать с детьми – надо иметь призвание, а обучать детей верховой езде – призвание вдвойне. Так у Анастасии Козьминой желание быть учителем в младших классах и любовь к лошадям соединились воедино.
Какое же на надо иметь стремление, чтобы в свои 19 лет стать сертифицированным берейтором, инструктором по верховой езде, инструктором реабилитологом! Да к тому же параллельно учиться в университете на психолога, что, безусловно, способствует работе как со здоровыми людьми, так и с людьми с ограниченными возможностями.
Познакомились мы с Анастасией, когда я привела свою младшую дочь восьми лет к ней на пробное занятие. В городе Риддер на базе отдыха «Громотуха», действует конный клуб с одноименным названием, где обучают верховой езде, как детей, так и взрослых. Сказать, что дочь была в восторге, это не сказать ни о чём. Катание на лошади само по себе очень увлекательное и эмоциональное занятие, а когда рядом с тобой опытный инструктор – оно приобретает смысл. Тренер учит как правильно сесть верхом, как двигаться, как правильно обращаться и общаться с лошадью. Первым моим вопросом было: как часто нужно заниматься ребенку, чтобы был виден какой-то результат? На что Настя с улыбкой ответила: «У каждого по-разному. Кто-то с первого занятия спокойно себя чувствует верхом и шагом сам ездит, даже может делать какие-то простые элементы, а кто-то только через пять занятий начинает осознавать, что он управляет лошадью, а не она им. Но это никак не влияет на эмоциональное состояние наездника – человек всё равно в восторге».
Со временем у меня возникло масса других вопросов, на которые Анастасия согласилась ответить для портала veters.kz.
Настя, откуда появилось такое желание обучать детей верховой езде?
– На самом деле я занимаюсь не только с детьми, но и со взрослыми. Но вы правы, мне нравится тренировать детей. Всегда получалось общаться с детьми, что-то им объяснять, и они меня понимали. А к лошадям – это любовь с детства. Ни одно мероприятие, где есть лошади не проходило без меня. Постоянно катания, постоянно я – верхом. Будь то городские мероприятия «Наурыз», «Масленица», или отдых у бабушки в деревне, всегда искала возможность прокатиться на лошади. Как узнала, что в нашем городе в «Громотухе» обучают верховой езде, отправилась туда. Инструктор Екатерина, к которой я пришла, дала мне базу, основу а дальше я стала развиваться самостоятельно: читала литературу, смотрела вебинары, ведь на тот момент возраст не позволял мне куда-то идти учиться, пришлось доходить до всего самой.
Сколько же вам было лет?
– Семнадцать, я ещё училась в школе. Начала с работы берейтора. Это человек, обучающий лошадь, готовящий её к прыжкам, к выездке, конкуру. Потом в 2020 году получила корочку инструктора верховой езды, позже закончила курсы повышения квалификации в Усть-Каменогорске при Федерации конного спорта, получила сертификат инструктор-реабилитолога и начала вести в городе Риддер иппотерапию и адаптивные занятия конным спортом.
Этим летом получила сертификат инструктора-преподавателя о прохождении курса от Московской школы верховой езды.
Обучение было дистанционное?
– Да. Были теоретические занятия и практические. Практические записывала на видео. Устанавливала камеру на штатив, расставляла на поле как что требовалось. Для прыжков сама себе расставляла барьеры. Преподаватели смотрели записи, какие-то моменты корректировали, я снимала следующее видео с учётом предыдущих ошибок, вновь отправляла и так пока не добивалась нужного результата.
Насколько я знаю, вы и дальше продолжаете учиться?
– Сейчас я на втором курсе университета, учусь на психолога. Высшее образование позволит мне стать со временем старшим инструктором иппотерапевтом. Тогда я смогу самостоятельно корректировать программы для особенных детей, вводить новые упражнения, кому-то что-то добавлять, что-то убирать и руководить инструкторами. Помимо университета в данный момент поступила на московские курсы на тренера преподавателя по конному спорту, именно спортивное направление.
Как дома относятся к такому выбору жизненного пути?
– Родители не в восторге (улыбается), но не протестуют. Переживают, что могут быть падения. Да, да, бывало и такое: сотрясения, синяки, выдернутые ногти, но без серьезных травм.
Знаю, что этим летом на базе отдыха «Громотуха» впервые состоялись соревнования по верховой езде. Расскажите, как это было?
– Да, 11-12 июня нами были организованы соревнования по конному спорту между нашими учениками. На данный момент всех вместе у нас занимается 40 человек (младшая, средняя и старшая группы). В соревнованиях приняли участие 20 начинающих спортсменов. Конечно, подобное можно было организовать только совместными усилиями с хозяином базы Сергеем Третьяковым, который сам очень любит лошадей и делает всё возможное для развития конного спорта в городе Риддер. Так, для соревнований был подготовлен открытый плац 20 на 40 метров (всё по стандарту). Площадка отсыпалась песком. Жаль, нет возможности построить крытый ипподром.
Сначала состоялись учебно-тренировочные сборы, потом уже сами соревнования. На соревнования приезжали представители Федерации конного спорта из Усть-Каменогорска.
15 сентября я ездила в КСК «Титан» в качестве судьи на чемпионате РК по Параолимпийской выездке.
А вот совсем недавно 24 сентября, там же в «Титане» состоялись Открытые областные соревнования по конкуру и выездке. В турнире приняли участие три наши начинающие спортсменки. И все три показали отличные результаты! Первое место в конкуре и второе в выездке показала Виктория Егорова, Ксения Троеглазова заняла второе место в конкуре и четвертое в выездке, Полина Гайдук – четвертое место в конкуре и третье в выездке.
Поздравляю! Действительно достойный результат!
– Спасибо.
Настя, а расскажите о тренировочном процессе с особенными детками. Наверняка он сложнее, чем со здоровыми…
– Конечно. Есть дети, которые не разговаривают, у некоторых отсутствуют движения, есть недоразвитие конечностей и т.д. Это люди с ДЦП, аутизмом, «даунята». Казалось бы, обыкновенные упражнения, но человеку с ДЦП, очень тяжело их делать, даже сидя на земле, не то что на лошади; его раскачивает в трёх плоскостях: вперед-назад, влево-вправо, вверх и вниз. Мало того, он должен еще что-то делать, а не просто сидеть. Но чем сложнее случай, тем приятнее видеть результаты после занятий.
Так, ко мне на занятия привозят девочку с аутизмом, она просто молчала, а после серии занятий начала издавать звуки. Как известно, человек должен развиваться от головы к ногам, больной человек так развиваться не может и начинает развиваться снизу-вверх от движения ног, наоборот к голове. И чтобы запустить определенные центры в мозге, отвечающие за различные функции организма, врачи назначают лечебную физкультуру, но особенные детки после процедур и уколов начинают боятся врачей, да и физкультура надоедает, а тут большая красивая лошадь – живое существо и занятия для деток становятся не просто полезными, а притягательными! Даже просто лошадь пошла, ребенок еще ничего не делает, а иппотерапия уже началась, импульсы уже пошли.
Возят ко мне ещё одну девочку с диагнозом Spina bifida (врождённый порок развития позвоночника и спинного мозга), занимаемся мы с ней с 11 месяцев вот уже год. Я сажаю ее перед собой на коня и так ездим. Когда только начали заниматься она совсем не чувствовала конечности, теперь малышка стала шевелить ножками, по несколько секунд сидеть.
Как вы знаете, занятия с людьми с ограниченными возможностями проводятся без седла, чтобы человек был максимально близок к лошади. Но рано или поздно через год, три или пять лет, занятия иппотерапией переходят в адаптивный конный спорт. У любого спортсмена параолимпийца путь начинается с иппотерапии.
Кстати, в июле этого года, мы выступали на соревнованиях в Усть-Каменогорске с всадником из адаптивного конного спорта. Мальчику Александру 11 лет, у него синдром Дауна. Занимался он у меня иппотерапией года полтора, потом практически перед соревнованиями пересел в седло и стал готовиться к турниру. Мы выступали в специальной олимпиаде и заняли третье место! Да, вот такой есть замечательный спортсмен в Риддере!
Но и для здорового ребенка верховая езда приносит много пользы…
– Конечно. Научно доказанный факт, что лошади успокаивают, ребенок с гиперактивностью может стать спокойнее, более сдержанным и собранным. Ведь прежде, чем что-то сделать верхом на лошади нужно подумать, и делать это без каких-то резких движений, без лишних импульсов, то есть сначала самому внутренне успокоиться, а потом управлять лошадью. Ну и конечно верховая езда эта отличная общая физическая подготовка, работают все группы мышц.
С лошадьми вы также продолжаете заниматься?
– Конечно. Если планируется ввести новый элемент, сначала я готовлю к этому элементу лошадь, отрабатываю с ней в руках, потом отрабатываю сама на ней верхом, а потом я уже могу обучать этому детей. Все ученики, которые у меня занимаются могут участвовать в дисциплинах, выездка и конкур.
Вы сотрудничаете с клубами Усть-Каменогорска?
– Да, конечно, мы общаемся и сотрудничаем. Так в конном клубе «Титан» акцент в работе делается больше на иппотерапию, на работу с людьми с ограниченными возможностями. А в клубе «Граф Орлов» основная часть – здоровые всадники. Хотелось бы чтобы и у нас со временем в городе появился крытый манеж, чтобы мы могли тренироваться в любое время года.
Сколько лошадей задействовано в «Громотухе»?
– В тренировочном процессе задействованы два мерина и один жеребец. Есть еще частная, с которой я также занимаюсь, готовлю жеребца к направлениям выездка и конкур. Его выкупили, но он стоит на постое на нашей базе. С каждым из них очень интересно работать. Мерины спокойнее, не проявляют постороннего интереса во время учебного процесса. Жеребцы всегда активнее, если где-то рядом есть кобыла, ему непременно надо туда бежать, и все равно сидит ли на нем человек или нет. Впрочем, наш Казбек дисциплинированный парень. Даже если ему что-то вдруг приспичило, он спокойно доработает, дождётся пока всадник с него спустится, но уже ждать пока снимут с него седло не будет– помчится к кобыле (смеется).
Хотела бы иметь свою лошадь?
– В идеале можно было бы, развиваться вместе с ней, двигаться куда-то в спорте. Она должна была бы быть рядом со мной, в каком бы клубе я не работала. Но пока я об этом не думаю, не хочу быть привязанной. Сейчас мне хочется учиться, заниматься с детьми, смотреть, как они добиваются результатов. Участвовать со своими учениками в соревнованиях. Это мое призвание.
Подготовила Наталья БОРОВАЯ
фото из архива Анастасии КОЗЬМИНОЙ