По сообщениям историков сибирского казачества Н. М. Ядринцева (Маршрут атамана Волошенина в Кульджу в 1771 г.//Известия ИРГО, т.19, 1883 г.) и бытописателя Г. Е. Катанаева, следует заметить биографию Г. А. Волошенина, четвёртого атамана войска после Ермака, сотника Фёдора Анциферова и поручика Козьмы Бардина. По мнению исследователей Иртышской линии, Волошенин Григорий Никитович (род. в 1761 г. – ум. 21 июля 1793 г.), был начальником Сибирского линейного казачьего войска. За выдающиеся историко-географические открытия, сведения военного характера, правительство оценило труд администратора Григория Волошенина, с присуждением ему звания поручика (что по тем временам выше звания хорунжего или сотника).

Полномочный посланник Иртышской линии

Биография сибирского атамана, одного из первооткрывателей Степного края, Западной Сибири и Семиречья, малоизвестна и противоречива. Отсутствуют метрические книги и исповедальные росписи, формулярные списки офицерских кадров. Результат нашего отвергнутого отношения к предкам, к культурному наследию прошлого. Надо полагать, что Волошенин (Волошин) имеет корни из Слободской Украины, родом из донских казаков местности Волощины. Фамилия в разных источниках писалась по-разному: Валошанин, Волошенин, Волошенкин, Волошка.

Метель

Дорога вела на погранпост Алтын-Эмель

В истории Сибири поручик Волошенин значится полномочным посланником. В служебной карьере он преуспел в иностранном деле с военно-дипломатической миссией. Во время Пугачёвского восстания вёл переговоры с ханом Средней орды Аблаем в целях предупреждения с его стороны нападений на обезоруженные по причине вывода против бунтовщиков всех пограничных войск и сибирских линий. Ему даны права изучения, обследования и доклада о местности между крепостью Усть-Каменогорск и резиденцией Кульджа, где посетил илийского губернатора (хана или жанжуна) Цзянь-Цзюня.

Григорий Волошенин «… у ограды жанжунского дома сошёл с лошадей и с толмачом драгуном Старицыным и сибирским казаком введён в ограду и прошёл в передние дверные ворота… Пришедши в покой к жанжуну, вокруг которого сидело пять амбанов, последовал обычай в почтении. Однако Волошенин не снял тесак, не стал падать на колени, держался ни по другим обстоятельствам китайского обычая и желань. Мол, по рассуждению нашего российского права и поведения исполнить он этого не мог. Но соответствовал международным почтением к жанжуну Цзянь-Цзюню…»

Образ 32-летнего сибиряка сохранился на картине Н. Н. Каразина «Приём атамана Волошенина илийским губернатором Цзянь-Цзюнем», исполненный «Августейшему Атаману. Картины из истории службы Сибирского казачьего войска». Известно, что в июле 1891 года цесаревич Николай Александрович посетил казачью столицу Омск. В дар ему был принесён альбом картин со сценами из трёхвекового служения сибирских казаков России. Автором художественной энциклопедии портретов и событий был замечательный художник, этнограф и писатель, туркестанец Николай Николаевич Каразин (1842–1908). Он считался первым в России акварелистом и лучшим рисовальщиком-иллюстратором, автором почтовой открытки. Его Сибирский альбом, как отмечал князь Э. Э. Ухтомский, писатель и фотограф, сопровождающий по кругосветному путешествию Николая Второго, являл собою «…двадцать семь разложенных по особым горкам акварельных рисунков из истории службы Сибирского казачьего войска».

Охота на балхашского тигра

Были детально обследованы памятники природы, истории и культуры, зодчества, быта и традиций народностей края. Среди достопримечательностей стали овеянная поэтами легенда о Козы-Корпеш и Баян-Сулу, их надгробие «мазар», с четырьмя статуями «балбалами»; планы уйгуро-дунганских городов Чугучак и Ак-Кент; земледелие и животноводство Каратальской долины; минеральные горячие источники Копал-Арасан; описания китайских деревень Тунчи и Седунчи, от города Баянды до Усть-Каменогорска. Копировал кроки инженер юнкер Стрельников в масштабе «…на дюйм аглицкий на десять частей с употреблением на российскую карту».

В виде резерва в дальний путь был снаряжён дополнительный эскадрон под началом подпоручика Дреера. Правда, в действии его отряд казаков не удовлетворял надеждам и характеру атамана. Он принял решение бросить Дреера в окрестностях Лепсы и с 15 отборными казаками двинулся к берегам озера Балхаш. Надо отметить, что территория, по которой предстоял путь, была во власти казахского владетеля Аблай хана, а на юге – с монгольскими правителями, только что освободившись от войны Джунгарского царства. Те и другие «сыны небес» набегами укрощали «чужих иноземцев» в Семиречье и Илийской долине. Потому тысячевёрстная дорога Волошенина в 27 трудных и опасных дней была не из лёгких, здесь требовалось ухо держать востро, быть храбрым и неподкупным между всевозможными препятствиями.

Линия пути вела к неизвестной реке Чар-Гурбан с двумя притоками Кабылка и КараУсун. К востоку от пути следования находилось труднодоступное озеро Нор-Зайсан, с впадением реки Купкак (ныне Кокпекты). С севера шёл громоподобный Чугучак, в верховьях притока лежал легендарный «камень Кол». Между Нор-Зайсаном и Алакулем нанесены пять китайских караулов. В пути казаков окружали сыпучие пески и богатые живописные долины, горы, вершины которых прячутся в облаках, и мрачные глубокие ущелья, на дне которых с рёвом бегут потоки Лепса, Баскан, Саркан, Аксу, Каратал, Коксу. Кажется, было несчётным число прозрачных речек и ручьёв, звонко спешащих по ущельям из самоцветных камней и орошающих страну живительной влагой, еловые леса на горах и нежные плоды в долине Или. В Семиречье обитали медведь – обитатель гор и тигр – в непроходимых камышевых зарослях Балхаша.

Путники отметили особенность природы озёр Уялы, Сасыкколь и Жаланашколь, огромные запасы ветров в Джунгарских воротах, в так называемой теснине Каптагай, в горной подкове ограничивающей Алаколь. Во время дуновенья ветра – восточного, по-местному Евгей (Эби), и северо-западного Салкын (Сайкан или Сойкан), по долине реки Эмель – стихия поднимает вверх тормашками всё и всякого, или прячет на дно озера, перемешивает берега друг с другом. Тем же манером складывает археологические древности – бронзовые казаны, монеты, майоликовые чаши, оружие. Когда-то здесь, по ныне засыпанным песком городам и весям, пролегали купеческие и миссионерские маршруты Шёлкового пути.

Волошенин едет из Аягуза (в переводе «красивейшая местность на реке») к вожделенному озеру Балхаш, и был благополучно принят в ауле Куржурпеш. Река Или (Йил) впадает в озеро тремя устьями, образуя обширную дельту в 1000 кв. вёрст, называемую Камау (длина 125 км, максимальная ширина 75 км). По замечанию востоковеда В. В. Бартольда «…по местным баканасам, следы старых каналов и развалины построек. По Шереф ад-дину Йезди, Балхаш был известен под именем Атрак-куль». В камышах дельты располагаются на зимовку киргизы (казахи) Большой орды. Семьи остаются в самом устье на летнее время и занимаются здесь земледелием и рыболовством. Местный деликатес – особый вид илийской рыбы, т. н. «маринка».

Маршрутная карта атамана Волошенина, составленная в 1771 году от крепости Усть-Каменогорск до Кульджи, с описанием пути через степь и аулы «киргизских кайсаков», через земли и распашки, форпосты и караулы, редуты-маяки, избы с надолбами и рогатками, возведённые драгунами и казаками, солдатами и крестьянами.

Разведки сотника Волошенина в Илийской долине в 1771 году

Итоги путешествия в «Небесную страну»

Дорога вела на пограничный Алтын-Эмель. В ту пору перевал Югон-Тас и гора Карашоку были китайской границей на джунгарском пути к реке Борохудзир и переправе Огуз-Уткуль через Или к «дикокаменным» горам и долинам Тянь-Шаня. Следующий бурный поток лежал на пути к древнему Илибалыку (т.е. город на Или) или Илансу, по-монгольски «мерцающая, сверкающая, серебристая». Старожилы ошибочно полагали реку за исток Или (т.е. образно зацепка или колючка).

Конечной остановкой Волошенинского маршрута была илийская Кульджа (в ту пору Кульчжа; по китайски Иынь-юань-чэнь). Некогда курень Джунгарских владетелей, основан в 1758 году из кашгарских сартов и кашкарлыков. Сюда хлынули народности сибо, солоны, калмыки, иные народы Дальнего Востока, Поволжья, Восточного Туркестана, вынужденные переселенцы по поводу восстаний, раздоров, недоразумений национального – политического, экономического, историко-культурного свойства. Город стал мусульманским центром с уйгуро-дунганским зодчеством. Представившись Цзянь-Цзюну верительной грамотой и разузнав прямым и косвенным путями всё, что ему было нужно, Волошенин тем же путём благополучно возвратился в Усть-Каменогорск.

Атаман был отправлен для доклада в Петербург. Маршрут казачьего отряда, планы калмыцких укреплений были представлены в российскую Коллегию иностранных дел. Подробный научно-практический отчёт маршрута, с номинацией пройденных местностей, план и кроки, детальные рисунки вызывают сегодня восхищение. Его бумаги ныне хранятся в архиве МИД России. Сведения Григория Волошенина, человека образованного и воспитанного армией и казачеством, легли в науку и практику разносторонних учёных: Иоганна-Петр Фалька и его спутников Христофора Барданеса, Иоганна Сиверса, Петра-Симона Паласса, Иоганна-Готлиба Георги, однажды исследовавших неведомую для России «Небесную страну», побывавших в строящихся крепостях, городах, сёлах Семиречья, на северо-востоке Казахстана.

 

Иллюстрации из Сибирского альбома Н. Н. Каразина

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *