Пожалуй, самые приспособленные путешественники – это улитки – где бы они не остановились, считай, уже дома. Как раз о таком «улиточном» формате путешествий и пойдёт речь.
Карантин загнал любителей отельного формата отдыха в очень тесные и оттого дискомфортные рамки: covid-справки, соцдистанцирование, ношение масок, «покалеченный» all inclusive и т. д. Но даже в этих условиях можно путешествовать с комфортом, при этом не нарушая установленный порядок. Дают такую возможность путешествия с домом (или в доме) на колёсах, есть такое целое направление – караванинг.
Культура эта широко развита в Европе, США и даже в соседствующих России и Китае. К примеру, в Германии ежегодно отправляются в путешествие более 5 млн. караванеров, а ещё 1 млн. автотуристов въезжают в эту страну из других государств, принося суммарный доход около 4 млрд. евро. Казахстанский же парк караванеров насчитывает чуть более 150 «домов» и всех их объединяет Казахстанская ассоциация кемпингового туризма и караванинга.
В наших широтах дома на колёсах остаются экзотикой и если такая машина появляется на дорогах города, то неизбежно притягивает взгляды не только автомобилистов, но и пешеходов. Немалое число караванеров-интуристов въезжает к нам, но, увы, лишь транзитом, задерживаясь в Казахстане всего на пару-тройку дней. И это при том, что большинство автотуристов стараются уделить каждой стране, по меньшей мере две недели. Корреспонденту «Ветра странствий» посчастливилось попасть на старт уникального проекта – автопробега казахстанских караванеров, на котором председатель Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга Баян Шапагатова рассказала о всех нюансах этого туристического сегмента.
Ключевых причин, почему Казахстан остаётся лишь транзитом, спикер выделила две.
Первая заключается в отсутствии информации о местных достопримечательностях и самих кемпингах на англоязычных сайтах. Члены клубов из других стран, готовя туристическую поездку и изучая маршрут по Казахстану, сталкиваются с массой неудобств из-за дефицита информации. Но это, можно так сказать, проблема широкого спектра, касающаяся всех сфер туризма… Вторая касается непосредственно кемпинговых зон для караванеров, а точнее полного их отсутствия.
– На Шёлковом пути есть множество старых исторических караван-сараев, но современные тенденции требуют того, чтобы рядом с ними появились новые – туристические места для кемпинга, – говорит Баян Шапагатова. – Яркий тому пример – вопиющий случай, произошедший на озере Кобейтуз. Это очень популярное место, однако никакой организованной стоянки там нет и, как следствие, мы видим хаотичное размещение машин, что, может привести к экологической катастрофе…
Очень большой поток туристов идет в Узбекистан (ежегодно около 6 млн.), где львиную долю составляют автотуристы. Но Казахстан они проскакивают, потому что у нас нет туристической инфраструктуры. Европейские туристы останавливаются в КНР или в Узбекистане, на несколько недель или даже месяц. А ведь это потребление продуктов, покупка сувенирной продукции, траты на экскурсии – т.е. валютный поток, поступающий в экономику страны, но, увы, не нашей. Если бы в Казахстане были аналогичные кемпинги международного стандарта, то многие туристы останавливались и на Балхаше, и на Алаколе и даже у береговой линии Капчагайского водохранилища. Т.е. сейчас первостепенная задача сделать так, чтобы все те туристы, которые проскакивают Казахстан за 2-3 дня, оставались тут на 2-3 недели. Китайские караванеры едут в Европу, Европа тянется к Китаю, а Казахстан выступает в роли той площадки, которая может принять оба этих потока, но по факту лишь провожает их транзиты взглядом.
Под полноценным кемпингом понимается не только заасфальтированный пятачок, на котором можно будет оставить свой прицеп. Международный стандарт подразумевает полноценные комплексы, позволяющие пополнить запасы пресной воды и возможность запитать дома на колёсах электричеством. Не менее важным, особенно для европейцев, является возможность цивилизованного способа освобождения ёмкостей для отходов. Конечно, должны быть продуктовые и сувенирные магазины, а также заведения общепита. Это тот минимум, который должен быть на каждой точке, где автотурист решит остановиться на неделю или даже один день.
16 сентября при поддержке Комитета индустрии туризма Минкультуры и спорта РК, АО «НК Kazakh Tourism» стартовал автопробег караванеров, которым предстояло проследовать по сравнительно небольшому отрезку Великого Шёлкового пути практически от границы КНР до Узбекистана. В маршрутном листе были обозначены локации и популярные места, расположенные близ городов Жаркент, Алматы, Тараз, Шымкент и Туркестан. Всего же за 15 дней следования караванеры преодолели более 3500 километров пути.
В основу цели пробега поставлена не только популяризация данного формата путешествий, но и проведение инвентаризации всего маршрута. Члены экспедиции оценили и отметили дорожную навигацию, удобство подъездных путей, наличие мест размещения и прочей инфраструктуры, оценивая ситуацию именно с позиции автотуриста.
По итогам экспедиции были определены более 10 мест, в которых будут организованы стоянки для караванеров, отвечающие всем международным стандартам. Также, для удобства туристов будет выпущен путеводитель по стоянкам, кемпингам, караванинг- и автомаршрутам вдоль Великого Шёлкового пути. Кроме того, стоит задача по выработке предложений для дальнейшего развития данного вида туризма в Казахстане.
Изучая тему культуры караванинга, можно выделить ещё одно важное направление – организация проката автодомов и жилых прицепов. Ведь потратиться на то, что мало известно и непопулярно, человек вряд ли захочет. Если же будет возможность взять жилой модуль в аренду, скажем, на неделю и прочувствовать все преимущества такого формата отдыха, то принять верное решение будет гораздо проще.
Сейчас в Европе бум на продажи туристического транспорта, которые возросли на 30–35 процентов. Это объясняется тем, что многие люди боятся отдыхать в местах большого скопления людей. А караванинг является практически единственным вариантом для комфортного отдыха.
В Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга считают, что здесь хорошим подспорьем и толчком к развитию могут послужить госсубсидии. Чтобы туроператоры могли приобретать караванинговые минибусы и продавать икак услугу. Ведь есть такие туристы, которые хотят путешествовать исключительно внутри конкретной страны. Например, они прилетают из Европы в Казахстан на самолёте и уже тут в качестве услуги туроператора арендуют дом на колёсах (причём, возможно, даже с водителем) и путешествуют в том направлении, в котором им захочется.
Перспективы у караванинга не имеют границ. В открытом доступе есть готовые решения и опыт других, более развитых караванеров, вопрос лишь в том, когда Казахстан реализует весь тот потенциал, которым, по большому счёту, уже обладает, но не пользуется.
Фото автора