Она побеждала на забегах в Заилийском Алатау и на Кавказе, была чемпионкой Казахстана по альпинистскому двоеборью и чемпионкой Алматы по альпинизму, достигла вершин двух восьмитысячников и едва избежала беды на склоне третьего, когда на Лхоцзе группа попала в шторм. Именно тогда её муж Нурлан Шарипов дал себе слово: если Света вернётся, он никогда больше не отпустит её в большие горы. Любопытно, что спустя несколько лет горами увлеклась Лутфия, и я не удивлюсь, если однажды встречу её  на Тянь-Шане или Памире.

В клубе поначалу никто не знал, что новенькая – известная альпинистка, которая взошла на Дхаулагири и Макалу без кислорода, но шила в мешке не утаишь, да и подтянутое, жилистое тело выдавало в ней спортсменку.

А когда на экраны вышел фильм «Эверест», стало известно и о недавнем увлечении Светланы. На одном из своих первых танцевальных турниров она с волнением ждала выхода, и тут её поддержала Лутфия.

– Чего ты боишься? – спросила она. – Ты поднималась на высоту 8 тысяч метров, а здесь всего лишь паркет, с которого нельзя упасть.

У Лутфии было больше опыта, к тому же, окончив консерваторию по классу фортепиано, она «слышит» музыку, знакома со сценой и умеет справляться с волнением. Для Светы же первые шаги на паркете стали вызовом. Она умела ходить в связке, а в танго, как и в альпинизме, ей тоже надо было довериться партнёру, потому что женщина движется в танце спиной вперёд.

Теперь Светлана воспитывала маленькую дочку, и мечта взойти на Эверест терзала её всё меньше. Лутфия же, напротив, постепенно «набирала высоту».

В детстве мама часто водила её горными тропами, но это занятие зацепило только в зрелом возрасте, после просмотра ленты «Эверест», а потом и фильма «Идущая по горам» о Светлане Шариповой. Она связалась с альпинистами, которые консультируют её в походах, а обладатель «Золотого ледоруба» Борис Дедешко называет компанию Лутфии горными ласточками.

Фильм про Шарипову мы сняли несколько лет назад, когда вместо ботинок в её прихожей появились танцевальные туфли, пуховку она сменила на изящные платья, а рюкзак – на дамскую сумочку. За кадром я рассказала о том, как Светлана пришла в секцию Дениса Урубко при ЦСКА и Службе спасения Алматы. Её первым тренером был Сергей Самойлов, который однажды признался, что хорошо спит на высоте, где другие мучаются одышкой и головными болями. И вот уже много лет Самойлов спит вечным сном у тропы, ведущей под Эверест и Лхоцзе, стоящие по соседству.

В 2009 году сборная Казахстана по альпинизму была готова завершить программу «14 высчайших вершин мира командой», и для этого оставалось взойти на восьмитысячник Лхоцзе.

Была у горовосходителей также идея первыми пройти траверс Лхоцзе – Эверест, а параллельно со сборной работала группа Дмитрия Грекова, в которую входила Шарипова. Лхоцзе мог стать её третьим восьмитысячником, но гора в тот год не подпустила. На высоте 6500 альпинистов прижал циклон, и здесь, откуда ни возьмись, появилась огромная чёрная собака.

Возможно, пёс увязался за шерпами из какой-то экспедиции и остался наверху, а теперь для него тоже приходилось топить на газовой горелке снег. Снегу было не жалко – его навалило столько, что и сидеть в ожидании погоды, и идти вниз было одинаково опасно. Но газ, продукты, терпение и силы таяли.

Ситуация казалась безвыходной, Света позвонила по спутниковому телефону мужу, спокойным голосом объяснила ситуацию и фактически попрощалась. Казалось, в Гималаи раньше времени пришёл муссон, и тогда снег шёл бы много дней, не переставая, но это был только шторм, и с риском для жизни группа начала спуск.

По счастью, батарейка в навигаторе сохранила заряд. Собака то шла следом, то обгоняла, вынюхивая под толщей снега следы людей, прошедших здесь раньше. Приходилось преодолевать гигантские трещины по горизонтально уложенным лестницам, которые кое-где уже висели на верёвках, потому что ледовые края этих бездонных ловушек обломились. В фильме «Идущая по горам» Света говорит, что в каждую из этих бездонных трещин легко могла бы поместиться гостиница «Казахстан».

Пёс уверенно перебирал лапами, но когда на пути попалась вертикальная лестница, он застрял, стал скользить и сучить всеми четырьмя конечностями. Греков помог ему выбраться из переплетений ступенек и одной рукой взвалил тушу себе на шею.

Собаке люди были благодарны – она вывела их из снежного плена. Собака и GPS-навигатор. В той экспедиции погиб Сергей Самойлов, позже в Европу уехал Денис Урубко. Альпинистская секция сохранилась, но теперь уже и без Светланы Шариповой.

Горы и танцы – какие разные ипостаси! Лутфия объяснила, что в танцах засчитывается всё: грим, причёска, платье, как ты выходишь к зрителям, как занимаешь стойку, как выполняешь движения. Женщины приходят в любом возрасте, в чём и заключается прелесть этого спорта. Многие возрождаются в танцах после тяжёлых потерь и заболеваний, словно начинают жить с чистого листа. Лутфие легко на паркете, но в горах она боится «живых» камней и холода, хотя под контролем опытных горовосходителей готовится к трекингам в Гималаях и хотела бы побывать в Тибете. Опыт её наставников Бориса Дедешко и Кирилла Белоцерковского даёт все основания полагать, что всё задуманное получится. Из танго она ушла в спортивно-бальные танцы, в популярное движение Pro-am, когда профессионалы танцуют с любителями. С улыбкой на лице она исполняет зажигательные танцы: румба, самба, ча-ча-ча, джайв, пасадобль.

А в горах учится правильно ставить ноги при подъёме и спуске по склону, грамотно акклиматизироваться, избегать лавиноопасных участков и распознавать трещины на ледниках. Однажды она искала гида, чтобы подняться с ним на пик Букреева, но повёл её один из сыновей. Лутфия увидела парня не в привычных домашних условиях, а наблюдала за ним со стороны и поняла, что в горах, где человек становится ближе к Богу, мальчики взрослеют, а их мамы молодеют.

Горы и танцы – тропы, которые не пересекаются, но вот бывает же такое…

 

Фото из архива Светланы ШАРИПОВОЙ

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *