В музее рассказали, что каких-то неизвестных элементов в составе не обнаружено, однако состав отличается от земных минералов и горных пород, но точно можно сказать, что это объект внеземного происхождения. Учёные выяснили траекторию полёта метеорита и пришли к выводу, что он попал к нам из главного пояса астероидов между Марсом и Юпитером. Его возраст 4,5 миллиарда лет. Жизнь альпиниста Анатолия Букреева – уроженца Челябинской области, тоже была похожа на падение метеорита. Коротко, но ярко, громко и с огоньком…

Анатолий Букреев

…В начале сентября в аэропорту Екатеринбурга нас с Ервандом Тихоновичем Ильинским встретил известный альпинист Евгений Михайлович Виноградский. Я была уверена, что меня он не помнит, на что Евгений распахнул объятия и со смехом сказал: «Ну как забудешь такую матершинницу?». О, я владею этим искусством в совершенстве, могу выражаться очень точно и так тонко, что слог воспринимается, как знатная шутка. Вспоминая старых знакомых и экспедиции, мы поехали с Евгением в столицу Южного Урала – город Челябинск, где была организована выставка фотографий Анатолия Букреева в рамках проекта «К вершинам многополярного мира».

Дело было так. Однажды начинающая путешественница Ольга Букреева сказала отцу: «Папа, у меня есть кумир Анатолий Букреев». Общественный деятель Андрей Букреев позвонил в администрацию, навёл справки и вместе с дочкой приехал в Коркино. За чашкой чая разговорились с Александром Николаевичем Букреевым. «А я-то думал, браталя уже забыли, – заметил Александр, сохранивший фотоальбомы, плёнки, личные вещи и гитару Толика». Андрей попросил дать ему время подумать. «Пришло понимание, что надо оцифровать его фотографии и организовать выставку, издать фотоальбом, снять документальный фильм, повесить в педагогическом университете, где он учился, мемориальную доску, – говорит Андрей. – Выставку хорошо бы показать в Алматы, в Киргизии, на Алтае, в Приэльбрусье. Я поговорил с директором исторического музея, обратился к скульптору Нурлану Далбаю – автору памятника Букрееву в Алматы. Он посоветовал поговорить с автором памятников Виктору Цою в Алматы и Санкт-Петербурге Матвею Макушину. Тот видел фильм «Эверест» и, вот, мы уже выбрали фотографию, по которой скульптор будет работать над памятником».

Взошла Оля Букреева на пик Толи Букреева

В Россию мы с Ильинским улетали вдвоём, а назад летели втроём. С нами была Ольга Букреева. И как только Ерванд Тихонович узнал, что девушка намерена подняться на пик Букреева, решил, что повезёт её в посёлок, который раньше назывался «Горный садовод». Неподалеку возвышается пик, на склонах которого Толя тренировался, вокруг были сады, где он собирал колхозные яблоки. Бука жил в посёлке несколько лет, а рядом – дача Ильинского. Они были соседями и Толя часто заходил к тренеру поговорить, попросить совета, попить молока из-под коровы.

«Я переехала из Челябинска в Красную поляну и начала активно ходить в горы, – говорит Ольга Букреева. – У меня появились друзья-альпинисты, которые неизменно интересовались, не внучка ли я Анатолия Букреева. От них я узнала про знаменитого альпиниста, стала читать о нём и смотреть документальные фильмы». Для акклиматизации Ильинский отправил Олю в альплагерь «Туюк-Су», потом она взошла на пик Букреева.

В своей книге «Анатолий Букреев  – «снежный барс» из легендарной команды альпинистов Ерванда Ильинского», я написала: «Толя приехал в Алматы в 79-ом и стал заниматься в спортивном клубе САВО. Ильинский попросил инструктора турбазы «Алматау» Владимира Плахуту пристроить перспективного спортсмена на работу, чтобы у того было жильё. Толя оказался в посёлке Горный садовод, где жил до тех пор, пока не купил квартиру в городе. Он часто бегал по склонам горы, которую его друзья позже назвали пиком Букреева, работал канатчиком, тренировал юных лыжников, а в 90-х, когда спортшколу закрыли, «ненавязчиво перебрался в Гималаи» и стал предлагать свои услуги иностранным экспедициям. А уже очень скоро выстроилась очередь желающих заполучить  в качестве гида или помощника гида сильнейшего высотника, воспитанного советской школой альпинизма, способного работать первым и спасать людей, рискуя собственной жизнью».

Толя родился в России, а известным спортсменом стал в Казахстане. Мы чтим память нашего товарища, а на его родине стартовал первый этап большого проекта. Открылась выставка фотографий, посвящённая 65-летию Букреева, при поддержке Федерации альпинизма России здесь намерены выпустить фотоальбом, идет работа над созданием документального фильма, в планах – памятник альпинисту.

В этой школе Толя учился

У школы №2 в Коркино, что в 35 км от Челябинска, собрались близкие, учителя, друзья детства, представители администрации. Из Италии на встречу прилетел известный альпинист Симонэ Моро, который был другом и напарником Букреева в нескольких гималайских экспедициях. Он возложил цветы к мемориальной табличке у входа в школу и сказал тёплые слова о Толе, уже не в первый раз назвав его послом России в мире. Педагог Татьяна Ретюнская рассказала, как взяла 12-летнего мальчика Толю в трёхсоткилометровый поход по тайге. Он шёл в кирзовых сапогах, безропотно нёс свой рюкзак и заслужил право стать членом геологического кружка, где развивались также скалолазание, альпинизм и туризм. Ретюнская напомнила, что Толя всегда присылал ей весточки, передавая привет всем тем, с кем начинал свой путь к высочайшим вершинам мира.

Заслуженный тренер России по скалолазанию Сергей Сигов сказал: «Я  был старше Толи и проводил в секции тренировки, мы бегали на угольном терриконе, я писал ему планы занятий. У нас был геологический клуб и мы занимались скалолазанием, а параллельно он занимался лыжами». Альпинист Сергей Солдатов из Магнитогорска вспоминал: «Я закончил училище, стал помощником машиниста электровоза. Спускался под землю, поднимал пласты. В начале 70-х мы с Толиком Букреевым и Сашей Трощиным начинали заниматься горными лыжами и первые спуски совершали в карьере. У нас были слаломные лыжи «Карпаты-66», мы  отправились к отвалам, подошли к краю карьера и по технологической дороге докатились до самого низа. На горных лыжах – и прямо в разрез!».

История короткой яркой жизни в фотографиях

В своей книге про Анатолия Букреева и команду Ильинского я написала: «Фотографировать Букреева учил выпускник Омского лётно-технического училища Михаил Прогонный. Вместе с друзьями он катался на горных лыжах на турбазе «Алматау», где и познакомился с Толей. Какое-то время Миша трудился в КазТАГе, имел отношение к фотографии и в начале 90-х советовал Анатолию, какой выбрать аппарат, как уберечь его от конденсата, как приспособить к нему резинку и прятать в рукав пуховки, чтобы легко вытаскивать в нужный момент и снимать одной рукой».

На выставке, организованной в историческом музее, представлены чёрно-белые фотографии молодого Анатолия: с мамой, с гитарой, с друзьями, с лыжами и с маленькими лыжниками, которых он тренировал в Горном садоводе. Представлены и фотографии, снятые им самим на плёнку много лет назад в разных горных системах мира, в разных экспедициях. Несколько фотографий сделаны в 1996 г. на Эвересте, в коммерческой экспедиции Скотта Фишера, где Анатолий работал помощником гида и спас троих американцев от неминуемой гибели, за что был удостоен благодарности Сената США и медали Дэвида Соулса, которую вручают людям, спасших других с риском для собственной жизни.

Ерванд Ильинский рассказал, как Толя приехал в Алматы начинающим альпинистом  и начал заниматься в секции скалолазания, по рекомендации тренера Ирины Давыдовой перешёл к альпинистам и не ошибся. «У нас в то время проводились соревнования по двоеборью – забег в гору и скалолазание. В беге он обошёл лидера Павла Попова, а скалолазание он подтянул позднее до того уровня, который необходим для мастера спорта по альпинизму. Он вырос технически, у него были прекрасные физические данные, а дальше обо всем говорят вот эти фотографии».

Личное дело студента Букреева

Когда мы прибыли в Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, ректор Александр Игоревич Кузнецов попросил принести личное дело студента А. Букреева. Он пошутил: «Страна потеряла математика, но обрела альпиниста», и зачитал его школьную характеристику, где сказано, что Анатолий учился в школе №2 с первого класса, был способным учеником, увлекался точными науками, имел постоянное комсомольское поручение – всегда был физоргом. С 4 класса посещал станцию юных техников, занимался альпинизмом, участвовал в соревнованиях. «Характер вспыльчивый, решительный, немного замкнутый. Участвовал во всех трудовых делах, в сборе металлолома и макулатуры, дурным влияниям не подвержен, пользуется уважением товарищей, играет в баскетбол и волейбол, защищает честь класса на спортивных соревнованиях, много читает, имеет развитую речь». В институтской характеристике сказано, что Анатолий проявил себя как хороший товарищ, был отличником учебы, в группе был избран физоргом и к поручению относился добросовестно. «Отличный спортсмен, защищал честь группы, факультета, института на различных соревнованиях. Пользовался заслуженным авторитетом, т.к всегда мог прийти товарищу на помощь».

На открытие мемориальной доски в университет прибыли представители Общественных палат Челябинска и области. Заместитель главы города Сергей Александрович Авдееев оказался альпинистом. «Все летние каникулы я проводил с рюкзаком за плечами, – сказал он. – Для нас Анатолий Букреев был легендой, и я благодарю команду университета за память.  Советую всем попробовать себя в альпинизме».

Сенатор Совета Федерации РФ Маргарита Николаевна Павлова сказала: «Мой день расписан по минутам, но я приехала в университет, потому что хочу обратиться к молодым людям. Нас долго учили не любить свою родину, учили смотреть на запад, как будто только там можно состояться. Ребята, запомните сегодняшний день и знайте, что наша земля родит выдающихся людей. Анатолий шёл с тем багажом, который дала ему родина. Надо любить свой край, а это, в первую очередь, люди. С любовью относитесь к тому месту, которое даёт вам путёвку в жизнь, изучайте историю края и людей, которые здесь живут».

Инициатор проекта Андрей Букреев, представляющий  ЧРОО «Альянс прорывного развития», заметил: «Мы хотим показать молодым, что у каждого человека есть своя вершина в любом виде деятельности. С помощью педагогов вы можете преобразить себя, стать совершеннее и добраться до вершин, которые вы наметили. Поэтому альпинизм мы выбрали неспроста – эти люди идут к вершинам в  связках и отвечают друг за друга. На родине Анатолия в Коркино мы встречались с его друзьями детства и педагогами. Это символично, потому что в России идёт год педагога и наставника. Симонэ Моро называет Анатолия своим старшим братом, он у него учился, а нас эта история учит тому, чтобы мы передавала свое понимание жизни будущим поколениям. «У каждого в жизни есть свой Эверест». Эту фразу мы начертали на бронзовой мемориальной доске. Это триптих, в одной части которого мы видим барельеф, изображающий лицо нашего героя, в центре – Эверест, в третьей части указаны звания и регалии Букреева – выдающегося выпускника университета. Впоследствии мы установим QR-код, наведя на который смартфон, можно будет прочитать биографию, историю Анатолия Букреева и всю сопутствующую информацию».

Симонэ Моро (на фото слева) сказал, что Букреев называл его своим младшим братом. «Анатолий поменял для многих мнение о России, узнав его, я полюбил эту страну. Не стоит думать о нём только как о чемпионе, он был душевным человеком, или человеком с русской душой, а моя мама говорила, что только Анатолий способен заставить меня плакать. Я рад, что нахожусь здесь, и особенно рад видеть молодёжь. 26 лет назад нас накрыла лавина, в которой выжил только я.  Мы пытались зимой подняться на одну из самых высоких гор мира. В международном сообществе альпинистов полагали, что в зимнее время взойти на Аннапурну невозможно, но у нас с Анатолием была общая мечта. Несмотря на то, что экспедиция  закончилась трагедией, я продолжаю совершать восхождения и альпинизм стал моей специальностью. Пускай  физически Анатолия со мной больше нет, но морально он всегда рядом. Он говорил, что горы – это одинокое занятие, но нужен человек, с которым можно поделиться. Поэтому я иду за  нашей мечтой и остаюсь амбассадором Анатолия. Ведь мы приходим в этот мир без ничего и такими же уходим. Но когда есть мечта, жизнь наполняется особым смыслом».

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…

Аптека находилась в рюкзаке в виде кислорода и горячего чая, фонарик Букреева рыскал в снежной кутерьме, которую на космической высоте закручивал ураган. Мы с Симонэ Моро были приглашены на презентацию наших книг в публичную библиотеку города Челябинска. Я рассказала о «своём Эвересте», итальянец рассказал о книге «Комета над Аннапурной», которая переведена на русский язык. Он много говорил о книге Джона Кракауэра, который нанёс непоправимый вред карьере Буки, а я призналась собравшимся, что мне очень хотелось написать пару нелитературных слов в адрес этого писателя. История 1996 года известна всему альпинистскому сообществу, Кракауэр обвинил русского альпиниста в безответственности, но уже через год гид Анатолий Букреев руководил военной индонезийской экспедицией, где работал вместе с Владимиром Башкировым и Евгением Виноградским. Симонэ Моро подробно рассказал о том, как во время восхождения на Аннапурну он увидел над головой огромный карниз, который и стал причиной катастрофы. Карниз обрушился, снежно-ледовая масса потащила Симонэ, вцепившегося в верёвку, его руки были сожжены до костей, потом он летел в пустоту, а потом долго звал Толю и Диму…

Про таких как Толя говорят – этот человек сам себя сделал. И если на равнине можно рассчитывать на чью-то помощь, блат, «волосатую руку», то в горах все это не пригодится. Там только камень, лёд, снег, крутизна, там только ты, Бог, гора и погода. А те, кто идут с тобой в связке, находятся в тех же условиях, и можно рассчитывать только на себя, на плечо друга, на крюк, верёвку, ледоруб и удачу. Московский переводчик и путешественник Сергей Бойко сказал мне по телефону, что скоро выйдет в свет переведенная на русский язык книга о Скотте Фишере и о том, как начинался коммерческий альпинизм в Америке.

Мы все делаем то, что умеем. Чтобы память о Буке не угасала. А поэт Анна Федосеенкова из Коркино посвятила Анатолию Букрееву стихи.

Я слыл упрямцем.
Я легко делил на белое и серное мир разный
Не понят был…
Не каждому был мил…
Но никого не предал я ни разу.
Кто орден мне за мужество давал,
Кто доверял мне жизнь на грани смерти.
Кого не бросил,
С кем дели привал.
Я буду помнить вас
И пыл – умерьте.
Меня вы не найдете никогда.
Не возвращают горы то, что взяли.
Но вы пойдёте по моим следам
От суетности улиц и вокзалов.
К вершинам, где рекой из берегов
Рассвет,
И жизнь летит лавиной бурной.
Моя душа живёт в краю снегов.
Мой адрес – Гималаи, Аннапурна.