Согласно Государственной программе развития туристской отрасли на 2019-2025 гг., разработанной Министерством культуры и спорта РК, предусмотрен ряд системных мер в целях повышения качества сервиса и доступности туристских продуктов и услуг, в том числе упрощение пребывания иностранных туристов в Казахстане через внедрение автоматизированной системы E-Hotel.
Уже всем известен случай армянского блогера, который столкнулся с миграционными трудностями в нашей стране. Согласно имеющейся, не очень приятной статистике, ежегодно более 100 тысяч иностранцев нарушают миграционное законодательство в Казахстане. Основная причина данных нарушений – это незнание обязанности временной регистрации в нашей стране либо нарушение выделенных на то сроков. При этом сроки для регистрации разные, все зависит от того, откуда приехал иностранец. При возникновении нарушения органы правопорядка составляют протокол, далее административное дело передается в суд, а нарушителя снимают с рейса. Суд чаще всего выносит нарушителю штраф в размере 15 МРП. Но с еще большей проблемой в виде сгоревшего билета и брони на рейс турист остается один на один. И впечатления о любом, даже самом удачном и интересном отдыхе, будут в корне перечеркнуты подобной ситуацией. Соответственно, повторный приезд и положительный отзыв со стороны иностранного туриста о нашей стране практически равен нулю.
Учитывая весь негативный опыт иностранных туристов и их типичные ошибки, МВД РК в начале 2019 года провело работы по внедрению процедуры получения однократной визы (e-visa) для иностранцев в электронном формате. Благодаря данной мере, иностранные туристы 106 государств получили возможность оформить электронно туристическую визу, граждане 17 государств – на лечение или деловую. Оформляется e-Visa на основании приглашения казахстанской стороны, оформленного в установленном порядке. Чтобы получить данное приглашение для иностранного туриста, приглашающая сторона должна подать пакет документов в соответствующие подразделения Комитета миграционной службы МВД РК. Срок рассмотрения приглашения – 5 рабочих дней, после чего приглашающей стороне будет предоставлен номер приглашения, который необходимо передать туристу для дальнейшего оформления электронной визы. Следует помнить, что документы, необходимые для оформления приглашения, напрямую зависят от того, кто выступает в качестве приглашающей стороны: частное либо юридическое лицо. Помимо этого, в случаях, предусмотренных правилами, могут запросить дополнительные документы, не указанные в первоначальном списке документов на сайте МВД или МИД РК. Туристы, имеющие действительную электронную визу, освобождаются от регистрации в органах миграционной полиции. Въезжать или выезжать из Казахстана по электронной визе возможно только через пункты пропуска международных аэропортов городов Нур-Султан и Алматы.
Министерством внутренних дел при взаимодействии с компетентными органами проводится системная работа по либерализации визово-миграционного режима. Одним из этапов является принятие поправок, которые освобождают иностранцев,пребывающих в нашей стране до 30 суток, от обязанности прохождения регистрации в органах миграционной службы. В случае пребывания свыше 30 суток иностранцу оформляется разрешение на временное пребывание. При этом сам иностранец для получения разрешения не обращается в ОВД. Ответственность за информирование о прибытии, пребывании и оформлении разрешения на временное проживание иностранца возлагается на принимающих их физических и юридических лиц. Помимо этого, МВД РК предложило снизить в 2 раза штрафы за нарушение миграционного законодательства, а при “просрочке” регистрации в три дня предупреждать и отпускать нарушителя, не снимая его с рейса.
Также МВД РК с АО “НК “Kazakh Tourism”, который занимается разработкой E-Hotel, проводят совместные работы по внедрению системы. Важной задачей системы E-Hotel является автоматизация выдачи электронных приглашений для получения e-Visa, а также регистрация туриста с формированием и отправкой уведомления в территориальные подразделения МВД РК в момент его заселения. При этом на основании полученных сведений государственные органы будут иметь возможность в автоматическом режиме получать информацию по туристическому сбору и его оплате. Кроме этого, система Е-Hotel позволит в скором будущем создать единый реестр гостиниц и других мест размещения, представляя собой единое онлайн окно получения информации.
В настоящее время в крупных, а также в некоторых средних местах размещения используются собственные системы учета гостей. Подключение таких мест к системе Е-Hotel дает возможность через интеграционное взаимодействие оформлять выдачу электронных приглашений на основании брони иностранного туриста, а по прибытии гостя провести его регистрацию, сформировать и отправить уведомление в территориальные подразделения МВД РК. Тем самым места размещения в кратчайшие сроки смогут выполнить возложенные на себя обязательства как принимающей стороны. Вместе с тем в настоящее время в небольших и средних гостиницах, а также санаториях, домах отдыха, хостелах учет производится на бумаге или в электронных файлах. Для таких мест размещения в рамках проекта Е-Hotel будет реализована бесплатная учетная система гостей с простым, но при этом достаточно функциональным интерфейсом ведения учета. При этом места размещения смогут пользоваться сразу несколькими ключевыми сервисами: учет гостей, оформление электронного приглашения, отчетность в МВД и управление туристическими сборами.
Внедрение и оптимизация таких нововведений, как e-Visa и Е-Hotel, помогут выстроить в нашей стране должный миграционный контроль, облегчат получение визы, а самое главное – создадут комфортные условия для пребывания туристов. Помимо активно внедряемых в настоящее время проектов, по поручению президента РК Касым-Жомарта Токаева будет рассмотрен еще ряд вопросов по улучшению страновой репутации. Данные вопросы в основном будут касаться расширения списка государств для безвизового въезда и выезда из страны, обязательной регистрации иностранцев посредством SMS, а также в послаблении действующего миграционного законодательства в отношении иностранных туристов.
Материал предоставлен АО “НК “Kazakh Tourism”
Метки: