Расположена она в самом сердце Кавказских гор, на границе Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Вершина, куда постоянно наведываются экстремалы, круглогодично покрыта вечными снегами. Вероятно, именно поэтому Эльбрус уважительно величают «седым» – справедливый эпитет к его белоснежной шапке и солидному возрасту. Знатоки терминологии утверждают – Эльбрус происходит от тюркского слова «элбуруз», что в переводе означает «белая гора».
Репутация, которую заслужили Виталий Грибенщиков и Жанна Кушнирук у жителей Риддера, однозначная – заядлые путешественники, которые постоянно открывают для себя новые, неведанные маршруты, где минимум комфорта, нет гидов, традиционных для этой отрасли услуг.
Характерный пример – их летний велопоход по Кыргызстану и Узбекистану. Долетев до Бишкека, непоседы на велосипедах по грунтовым дорогам Тянь-Шаня добрались до города Ош, преодолев по пути два перевала высотой по 3500 метров через Киргизский и Ферганский хребты. После пересечения государственной границы, оказались в Узбекистане, в благодатной Ферганской долине. Миновав Андижан, Наманган, Фергану, выехали в Коканд, что на самой границе с Таджикистаном. А с него уже в столицу Узбекистана – Ташкент. Этот велопоход, протяжённостью более тысячи километров, помноженных на метры набора высоты, также являлся элементом подготовки к восхождению.
Примечательно, что в этом велопутешествии маму и папу сопровождал их сын Ваня, учащийся восьмого класса лицея. Несмотря на свой юный возраст, он уже выполнил нормативы на звание кандидата в мастера спорта по маунтин-байку.
Однако самым памятным событием минувшего лета для Виталия Грибенщикова и Жанны Кушнирук стал их дебют в высотном альпинизме, когда они взошли на Эльбрус. Безусловно, у них был опыт восхождений, в том числе, по сложным категорийным маршрутам, но это было в техническом (скальном) классе. На высоте же всё иначе. Маршрут на Эльбрус с юга считается классическим и технически несложным. Но высота и кислородное голодание сбрасывают организм «к заводским настройкам». Привычные движения, отточенные навыки, к примеру «завязать кошку на ноге», на высоте даются неимоверно тяжело. Приходится учиться всему заново. Именно поэтому восхождение на Эльбрус, независимо от маршрута, относится к категории экстрима, посильного лишь для подготовленных спортсменов. К тому же Эльбрус, как высшая точка района, подвержен резким изменениям погоды. И тогда события могут развиваться катастрофически. Об этом даже был снят фильм с характерным названием – «Эльбрус. Точка невозврата». Три года назад, в 2021 году, для семерых молодых людей, отправившихся на покорение горной вершины, дорога оказалась лишь в одну сторону. Но нашим ребятам повезло – они попали в «погодное окно» и гора их «пустила».
– Свой первый опыт восхождений я получила достаточно давно, ещё в школьные годы, посещая занятия и совершая походы в турклубе «Радуга», который функционировал при городском Доме пионеров, – говорит Жанна. – Именно здесь, в секции горного туризма и альпинизма я получила подтверждение истины, что лучше гор могут быть только горы.
Все премудрости постигала вместе с подругой Аней Акининой, которая сейчас живёт в Томске и на сегодняшний день имеет в своем активе восхождение на Эверест и другие восьмитысячники.
Когда от неё получила весточку с предложением отправиться на Северный Кавказ, проверить свои силы в серьёзном экзамене – восхождении на Эльбрус, без особых раздумий согласилась. Тем более, что данную затею подержал муж. Подготовка заняла практически год: ежедневные тренировки, подготовка снаряжения, восхождения на Алтайские вершины, лыжные походы – без этого восхождение немыслимо.
– А кроме этого, пришлось ещё неделю «пахать» на месте, уже по прибытии в район – вспоминает Виталий. – Восхождению всегда предшествует акклиматизация. «Аклимуха», как говорят альпинисты – это подготовка организма к высоте. Без неё летальный исход на горе практически гарантирован.
По прибытию в Баксанское ущелье группа совершила серию восхождений на окружающие вершины с постепенным набором высоты. Это называется «пила акклиматизации», когда с базового лагеря на высоте 2100 совершается выход на высоту 2700, затем спуск. На следующий день выход на 3100, снова спуск. Затем 3800. Далее контрольный выход на 4800, спуск на 2500 и день отдыха. И уже только после этого можно выходить на штурм 5642.
– Совершив выходы в ущелье Юсенги и на вершину Чегет, мы поднялись в штурмовой лагерь 3800 – приют «бочки», – вспоминают восходители. У нас предполагалось полдня свободного времени, но инструкторы приготовили нам сюрприз – снежно-ледовые занятия. Участники должны были продемонстрировать свои навыки передвижения в кошках, работы с верёвкой и самое зрелищное – самозадержание с ледорубом. Это тоже нужно уметь. Выбрали на леднике не особо крутой склон с безопасным выкатом, на котором участники имитировали падение и дальнейшее соскальзывание. Проехав несколько метров, нужно «зарубиться» – воткнуть ледоруб крюком в лёд, подтянутся на нём и навалиться плечом, чтобы остановить движение. Самое потешное в этом приёме то, что из-под ледоруба вылетает ледяная крошка и попадает прямо в лицо. Встаешь мокрый и счастливый. А фантазия у инструкторов не иссякала: «А зарубиться из положения «на спине»? А «на спине вниз головой»? Здесь нужно проявлять чудеса эквилибристики, чтобы из любого пространственного положения перевернуться на живот, развернуться вверх по склону и только после этого пустить в ход ледоруб. А самое главное, за чем инструкторы пристально следили, чтобы участник в движении не коснулся склона кошкой. В «боевых» условиях такой просчёт – перелом ноги без вариантов. Мы уже окончательно продрогли, когда гиды удостоверились в наших навыках и «допустили» нас к восхождению.
Восхождение
– На следующий день у нас был контрольный выход на 4800 в точку, которая называется «Скалы Пастухова». На этом выходе инструктор принимает решение о физическом состоянии каждого участника – можно ему на гору или стоит оказаться и вернуться через год? Это был серьёзный и трудный экзамен, потому что на фоне общего утомления предыдущими выходами почти у каждого проявлялись признаки горной болезни, или как её называют альпинисты – «горняшки». Головная боль, тошнота, апатия. Сложно не только физически, но и психологически. Постоянно преследует мысль – а не пошло бы оно всё… И ведь это ещё не вершина – это только 4800. Здесь главное не сломаться.
К вечеру вернулись в штурмовой лагерь 3800 и сразу же, не задерживаясь, спустились на поляну Азау 2500, где нам предстоял день отдыха.
Восстановив силы, мы вновь поднялись на 3800, откуда вышли на штурм в девять часов вечера. Все группы стараются выйти ночью, чтобы к утру быть на вершине и успеть спуститься засветло. Акклиматизация у нас прошла хорошо и до Скал Пастухова мы дошли легко. Далее предстоял участок, который называется «косая полка», который выводит восходителей на седловину между Восточной вершиной и Западной. На седловине мы встретили рассвет – это непередаваемые ощущения. Когда на фоне иссиня-чёрного неба белесые цепи гор сначала синеют, потом становятся малиновыми и в итоге ослепительно белоснежными. Красиво, только дышать тяжело. Нам остался только финальный рывок с седловины 5300 на Западную вершину 5642. Этот участок наиболее опасен и на нем провешаны «перила» – закреплённые верёвки, в которые можно встегнуться карабином самостраховки.
На седловине альпинисты встречают рассвет…
Участок действительно опасен – три дня назад здесь сорвалась индийская альпинистка. Зарубиться не смогла, пролетела по склону 200 метров. Осталась жива, но поломалась серьёзно. Перила выводят на горизонтальную предвершинную площадку, которая называется «тропа зомби». Смешное название, но оно как нельзя точно передает состояние восходителей. На вершине мы были в восемь утра. Ожидаемой эйфории от того, что «весь мир на ладони», как ни странно, не было. Все эмоции остались внизу. Здесь главное сохранить ясность сознания. Кислорода не хватает. Более того – организм на этой высоте не отдыхает и не восстанавливается, а постоянно теряет ресурсы, даже если ты просто сидишь. Развернули флаг нашей страны, попросили ребят сфотографировать. Это фото, пожалуй, самое ценное воспоминание.
В этом году на вершине Эльбруса питерскими энтузиастами был установлен «счетчик восходителей» – колесный механизм с рычагом в виде ледоруба, дёрнув за который, счётное колесо проскакивает на +1. Отметились и мы – наши номера были 3440 и 3441.
Альпинисты говорят, что восхождение заканчивается там, где оно началось – в базовом лагере. Нам предстоял спуск не менее опасный, чем подъём. На вершине долго находиться нельзя. Площадка вершины всего 10 на 10 метров и внизу стоит очередная команда «зомби», ждёт очереди на вершину. Нужно проявлять уважение. Ощущение величия момента пришло только внизу. Когда мы уже спустились в гостиницу Юсенги на 2100.
А ещё альпинисты из Риддера рассказали, что экстремалы из Казахстана достаточно частые гости на Эльбрусе. В день отдыха перед восхождением им довелось пообщаться с молодыми людьми из Актау, которые уже совершили штурм и делились своим впечатлениями. А в социальных сетях есть небольшой сюжет, где казахстанец из Астаны на вершине Эльбруса сыграл на домбре кюй Курмангазы «Адай», соединив бескрайние степи с заоблачными высотами.
Автор: Леонид ТРОЦЕНКО
Фото участников восхождения
Метки: