В Мангистауской области планируется реализация крупнейшего в истории Казахстана энергетического проекта Hyrasia One, разработанного шведско-немецкой компанией Svevind Energy Group. Задумка грандиозна: на бескрайних просторах юго-западного Казахстана, если точнее за кулисами говорят о территории в 2 млн гектаров (!), планируется установить миллионы солнечных панелей и тысячи ветряных турбин (информация с официального сайта группы компаний SVEVIND Energy), которые в совокупности смогут генерировать около 40 гигаватт возобновляемой электроэнергии. По мнению экологов и биологов, за этим амбициозным «зелёным» фасадом, скрываются серьёзные риски для уникальной природы Мангистау.
«Условия для производства электроэнергии и водорода оптимальны в Казахской степи. Здесь большие незаселённые территории. На обширных пустынных участках и высокогорных плато круглый год дует сильный и постоянный ветер», – написано на сайте группы компаний SVEVIND Energy.
Только вот не указано, что территории, где предполагается расположить пять кластеров возобновляемой энергетики и индустриальный комплекс, находятся в зоне уникальных пустынных экосистем среди ландшафтов, где обитают джейраны медоеды, переднеазиатские леопарды и другие редкие виды животных, а также проходят ключевые миграционные пути редких птиц!
Серый журавль на пролёте, Каспий. 28 сентября 2025 г. BirdCamp. Фото Натальи Боровой
А ещё на сайте компании написано, что при полной загрузке проекта промышленный завод будет ежегодно потреблять 50 миллионов кубометров воды. Ведь для производства «зелёного» водорода вода просто необходима. После её опреснения следует расщепление воды (H2O) путём электролиза на водород (H2) и кислород (O) и в таком виде дальнейшая транспортировка. И это в одном из засушливых регионов страны, здесь можно прочесть обращение нашего президента Касым-Жомарта Токаева во время саммита к тюркским государствам по поводу обмеления Каспийского моря!
Остатки рыбацкого посёлка в заливе Кендерли. Видно насколько отступило море.
22 сентября 2025 г. Фото Натальи Боровой
Но вернёмся к биоразнообразию. По мнению экспертов, проект создаёт высокий риск фрагментации природных территорий, что может привести к исчезновению уязвимых видов фауны. Под угрозой оказываются и миграционные пути животных: на север Казахстана и в Россию.
Особую тревогу вызывают два планируемых кластера – «Рахым» и «Канагат», расположенные между Устюртским заповедником (Казахстан) и национальным парком «Южный Устюрт» (Узбекистан). Такое размещение может разрушить экологические коридоры и места обитания редких животных; нарушить миграционные маршруты; увеличить активность браконьеров; привести к гибели птиц от столкновений с ветротурбинами и воздушными линиями электропередачи.
Экологи отмечают, что проект вступает в противоречие с интересами дикой природы ещё до начала строительства.
Учёт хищных птиц на Устюрте. Bird Camp 2025
Голос учёных и активистов
Все эти опасения экологи высказали в письменных обращениях как к первым лицам Федеративной Республики Германия – страны, которая обеспечила инвестиционные гарантии проекту, так и руководству проекта в Казахстане, а также Министерству экологии и природных ресурсов РК.
Одним из первых обратился к правительству Германии Тиль Дитерих, спикер экспертной группы по Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии Немецкого союза охраны природы (NABU). Также Тиль Дитерих является директором по биоразнообразию в карагандинском ЭкоМузее.
Знакомство 3 смены Bird Camp с Тилем Дитерих (по центру справа). 21 сентября 2025 г.
Фото Натальи Боровой
– Я узнал об этом проекте, когда в июне 2023 года президент Германии, посещая Казахстан, поехал не в Астану, а неожиданно в Актау. Тогда стало понятно, что дело серьёзное. Часть информации по проекту засекречена. Но даже то, что известно наверняка – приводит в ужас. Территории, которые планируется осваивать, находятся в самых неудачных местах! Производство зелёного водорода хотят разместить рядом с Устюртским заповедником, в почти нетронутой пустынной зоне, где до сих пор, к счастью, нет ни дорог, ни освещения. Эти территории мы хорошо знаем – более 10 лет работаем там, добиваясь номинации заповедника на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Там и джейраны, и медоед, и каракал, и леопард заходил. Почему выбор пал на особо уязвимые экосистемы, вместо того чтобы использовать уже существующие индустриальные зоны вблизи населённых пунктов? На этот вопрос до сих пор нет ясного ответа. Общественность и независимые учёные не участвовали в выборе участков, общественные слушания либо не проводились, либо стали формальностью. И теперь уже вложены значительные средства в предпроектные исследования в локациях, которые с самого начала вызывают серьёзные экологические сомнения.
Кроме того, это представляет собой большой экономический риск для успеха проекта Hyrasia: если немецкая общественность поймёт, что «зелёный» водород из Казахстана на самом деле таковым не является, экспорт может просто не состояться, – заключил Тиль Дитерих.
Ястреб перепелятник. 14 сентября 2025 г. Bird Camp. Foto Bouke Atema
Аргументы сторонников сохранения природы
По мнению экологов, приоритетом должно стать исключение ущерба, а не его компенсация. Этот принцип закреплён в Экологическом кодексе Казахстана и международных соглашениях.
Активисты предлагают перенести кластеры «Рахым» и «Канагат» на антропогенно изменённые территории например: промышленные зоны вблизи Актау и Жанаозена, а также на участки бывших нефтегазовых разработок. Такое решение позволит сохранить дикую природу, использовать существующую инфраструктуру (дороги, ЛЭП), привлечь местных специалистов и снизить затраты.
Реакция общества
Одной из инициатив Немецкого союза охраны природы (NABU) стал полевой орнитологический лагерь Bird Camp, проходящий на восточном побережье Каспия уже второй год подряд. В осенний период лагерь работает с 1 сентября по 20 октября 2025 года. Орнитологи и волонтёры из разных стран мира собирают данные о миграции птиц, чтобы подтвердить экологическую ценность территории.
Айбат Музбай (по центру) с сотрудниками ГРПП «Кызылсай». Bird Camp. 24 сентября 2025 г.
Фото Натальи Боровой
– Наша ассоциация «Табиғи орта» является одним из организаторов орнитологического лагеря Bird Camp, мы предоставляем транспорт, бинокли и другое оборудование для плодотворной работы в полевых условиях, – говорит Айбат Музбай, руководитель региональной ассоциации «Табиғи орта». – Почему помогаем? Да потому что мы много лет работаем над сохранением уникальной экосистемы Устюрта, занимаемся сохранением и изучением сайги, диких кошек и проект по строительтву ветряного парка в нетронутой экосистеме Устюрта ставит десятилетние работы государственных структур и других природоохранных организаций под угрозу. Место под основной лагерь, мы выбрали по принципу – где проходят основные пути пролёта водоплавающих и хищных птиц. Эти же маршруты пересекаются с участками, где планируется строительство ветропарка. Также одна команда у нас проводит мониторинг пролёта хищных птиц на плато Устюрт.
Bird Camp. Фото Натальи Боровой
Что дальше?
Проект Hyrasia One может стать символом устойчивого энергетического перехода – или примером того, как под лозунгом «зелёной энергии» наносятся новые удары по природе. Казахстанские и немецкие экоактивисты готовы оказать содействие в разработке плана по переносу запланированных объектов ветровой и солнечной энергетики в районы, менее вредные для биоразнообразия пустынь Мангистауской области.
Мы будем следить за развитием событий и делиться с вами, нашими читателями.
Информация по теме у наших партнёров.
Подготовила Наталья БОРОВАЯ
Метки: