Бейнеу – невзрачный периферийный посёлок городского типа, где есть ж\д вокзал и пара гостиниц. Застройка посёлка разрежённая, квартальная, преимущественно двухэтажная. Много новых коттеджей. В посёлке почему-то очень много магазинов автозапчасти, можно подумать, что местные автовладельцы постоянно ремонтируются и это первая необходимость. Столкнулись с такой проблемой, что невозможно купить хлеба, т.е. купить можно, но надо знать, когда его завозят, а если завозят, то его сразу разбирают. И если вы стали счастливым обладателем хлеба, то очень вкусный, советую попробовать. По работе нам пришлось задержаться здесь на несколько дней, поэтому остановились в одной из гостиниц посёлка, гостинице «Самал» (N45.31833, E55.19862). Частная гостиница имеет 6 номеров. В номере кондиционер, телевизор с местными каналами, туалет, холодная и горячая вода, правда, душа нет, душ на улице в бане.
По дороге из Бейнеу в Жана Узень. Вот тут и начались наши приключения. Нам предстояло вначале ехать по дороге на Сай-Утёс, а далее по грунтовке через Западный Чинк Устюрта до г. Жана Узень. Дорога Бейнеу – Сай-Утёс оставляет желать лучшего, это типа грейдера который ни разу не ремонтировали. От Сай-Утёса свернули на грунтовую дорогу, проходящую параллельно газопроводу Средняя Азия – Центр. И поднимая клубы пыли, ринулись вперёд.
Изнывая от жары и пыли, которая забивала всё, так как кондиционера в нашем Nissan Patrol почему-то не было, поэтому приходилось открывать окна. Два часа пути, и вот перед нами пропасть, вид которой поражает всё, когда-то здесь было море. Меловые отложения и обрывистые склоны Чинка разнообразной и причудливой формы. Внизу простирается огромный Сор Тузбаир, здесь до сих пор находят акульи зубы, что ещё раз подтверждает о том, что здесь было море. Картина конечно очень красивая.
Дорога резко пошла вниз, и что интересно вдоль «дороги» стоят дорожные знаки. Спустившись вниз, остановились пофотографироваться на память, и полюбоваться искусством природы, только ради этого стоило было приехать сюда.

Перед спуском
Вот такие причудливые формы рельефа

Далее по выходу из Чинка идёт ничем не привлекательная дорога по пересечённой местности местами через барханные пески, но дорога идёт, а значит и мы пройдём.
Приехали мы в г. Жана Узень под вечер, радовались, что сейчас устроимся в гостиницу, примем душ, выпьем по кружечке пива. Но, на самом въезде в город нас встретила самая дорогая гостиница города, которая рассчитана на иностранцев-нефтяников. Нас она, конечно, не устроила, и мы поехали искать бюджетный вариант. На GPS, почему-то этот город прорисован только по главным улицам и ни каких там магазинов и тем более гостиниц, поэтому пришлось опрашивать местное население на предмет гостиниц. Большинство посылало нас в самую дорогую гостиницу, по причине не знания других. Наконец, спросили у местных милиционеров, и они направили нас в гостиницу «Жансая». Двор гостиницы оказался весьма большим, но запущенным, ему бы хорошего хозяина, восстановить «застывшие» фонтанчики советских времён, поставить столики на летней площадке, короче, организовать кафе, и пошло бы дело. Но, не хотят люди зарабатывать деньги. Сама гостиница буквой «П», двухэтажная. Кондиционеры ещё советские «БК», но есть горячая вода, холодильник и телевизор (единственная хорошая вещь в номере).
На другой день нам предстояло пройти от г. Жана Узень и далее по степи до мыса Жыланды на Каспийском море. Как это сделать? Благо, что человек изобрёл GPS. С помощью этого незамысловатого прибора, мы легко сможем пройти этот участок. Забив в GPS нужные нам координаты, а именно мыс Жыланды, прибор показал, что до него всего 90 км по прямой, как раз то, что нам и надо. Наш Nissan Patrol имеет такие преимущества, куда смотришь, туда и едешь, такая вот машина. Стрелка GPS указала на запад и мы туда и поехали. Признаться, я думал, будет трясти и всё прочее, но ехали как по хорошей дороге, ни кочек, ни пыли, но, как говорится держи ухо в остро, можно влететь в пересекающую твой путь дорожную колею. Когда мы это поняли, было уже поздно, с разгону влетели в довольно таки глубокую колею, в результате чего два задних амортизатора. Но, до моря оставалось совсем ничего, каких то 30 км. И никуда не денешься, а ехать надо.
По прибору до моря 15 км, по идее оно должно уже показаться, но не видать.
10 км – моря не видно.
5 км – моря не видно.
Появились какие-то смутные сомнения, а туда ли мы едем?
Но, быть такого не может, GPS не может ошибиться.
1,5 км – Ура! Вот оно, МОРЕ! Оказывается, что мыс Жыланды идёт на возвышение, а мы как бы подымаемся в гору, поэтому-то моря и не было видно. Душа пела, неужели добрались, после таких дорог, по пыли и буеракам, достигли своей цели. Вид на Каспий произвел ещё большее впечатление, красота неописуемая. Подъехали к самому обрыву, посмотрели вниз, опять на море. Всё, быстрее вниз и быстрее купаться и отдыхать, но где же спуск? Поехали вдоль обрыва, море слева, степь справа. Едем, а спуска всё нет. Вдали показался посёлок – порт Курык (бывший порт Ералиево). Перед самым посёлком, пошло понижение, и дорога наконец-то повернула туда, куда нам нужно. И вот мы едем вдоль береговой полосы уже в обратном направлении все к тому же мысу Жыланды. Доехав, выбираем место, берег там скалистый, пляж песчанно – галечный, и вода бирюзового цвета, чистая и прозрачная. Вооружившись маской с трубкой и ластами, начали обследование морского дна. Видимость, как в аквариуме, очень много кефали, а по дну ползают здоровенные раки и в большом количестве. Весь оставшийся вечер и следующий день провели в воде. Ну, очень красивое место.

Вот он, Каспий!

Как нам потом рассказали местные жители, что мыс Жыланды в переводе означает Змеиная Гора (место). Мы как-то не придали этому значение (пока не знаешь, то всё нормально), но утром столкнулись с таковыми, они были везде, под сумками, под емкостями с водой, под лодкой, и только тогда, когда прошли мурашки по коже, мы поняли, что географические названия мест зря не дают. И побыв здесь ещё день, к вечеру уехали в Актау.
Но, место это запомним на всю жизнь, красивое и змеиное!

Июль 2011
Андрей БУРКОВ

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *