Ольга ЗОРИНА
В Алматы состоялся круглый стол на тему «Государственная поддержка гражданских инициатив в сфере охраны окружающей среды». Инициаторами выступили Фонд им. Фридриха Эберта в Казахстане – FES и центр прикладных исследований «TALAP» при участии гражданских активистов и экспертов в сфере охраны окружающей среды.
О фонде FES (Friedrich-Ebert-Stiftung)
Фонд имени Фридриха Эберта основан он в 1925 году и носит имя первого избранного демократическим путём президента Германии. Деятельность фонда сосредоточена на основных идеях и ценностях социал-демократии – свободе, справедливости и солидарности.
– Именно эти ценности связывают нас с социал-демократией и свободными профсоюзами, – говорит представитель фонда в Казахстане Акмарал Иманкулова. Первый постоянный представитель Фонда Фридриха Эберта (FES) в Казахстане был направлен в 1993 году. Тогда же был открыт офис, из которого позже будет координироваться вся дальнейшая деятельность фонда. Было подписано первое официальное соглашение между Правительством Казахстана и фондом Фридриха Эберта. С тех пор FES непрерывно работает в Казахстане. За всё время своего существования в РК фонд сотрудничает с широким кругом партнёров:от университетов, гражданского общества и неправительственных организаций до профсоюзов, государственных ведомств и органов, местных сообществ и аналитических центров. Вместе со своими партнёрами в Казахстане FES работает над различными внутренними, региональными и глобальными вопросами, стремясь обеспечить и укрепить социальную и гендерную справедливость, а также участие в политической жизни, поддерживая дальнейшее развитие казахстанского правового кодекса, укрепление верховенства закона и продолжающийся процесс новых реформ в Казахстане.
Фонд проводит стратегические исследования по основным вопросам экономической, социальной и образовательной политики, привлекая к этим исследованиям представителей научной среды и действующих политиков. Кроме того, фондом осуществляются такие проекты, как распространение базовых знаний по устойчивому развитию, социальная справедливость и справедливое развитие городов Казахстана, исследовательский проект в области коммуникации между государством и обществом, непрерывные курсы повышения квалификации для юристов, профсоюзов в рамках школы права «Justus» и т. д.
Как решить проблему загрязнения воздуха?
Если сформулировать тему встречи за круглым столом в одно предложение, то оно прозвучит именно так: «Как решить проблему загрязнения воздуха в Алматы и распространить полученный опыт в других городах Казахстана?»
На этот вопрос свои ответы и рекомендации приводили эксперты, многие годы, посвятившие изучению проблемы загрязнения воздуха в таком крупном и особенном по своему местоположению мегаполисе, как Алматы.
Елена Ерзакович, специалист в области транспортного планирования, гражданский активист, к примеру, убеждена, что основным триггером дискуссий о чистом воздухе Алматы являются транспортные выбросы.
В 2019 году в Алматы появилась группа активистов, действующая под названием «Чистый воздух». Она чётко идентифицировала ответственных за воздух по категориям: каждый горожанин, местная власть, правительство. То есть, если каждый автомобилист самостоятельно будет следить за состоянием своего автомобиля, и большинство алматинцев осознанно пересядут на общественный транспорт, велосипеды и самокаты, станут чаще ходить пешком, это благополучно повлияет не только на окружающую среду, но и физическое и эмоциональное здоровье граждан. Для этих целей готова предлагаемая активистами стратегия развития вело-пешеходной инфраструктуры Алматы. Осталось только её принять и внедрять в среду мегаполиса местной власти, получив поддержку государственной.
По поводу вопроса о том, как можно сделать городской транспорт Алматы комфортным и доступным, было проведено немало интересных исследований. В том числе, за круглом столом их представил Павел Чистяков, эксперт компании IEC International (IEC – Международная электротехническая комиссия – от англ. International Electrotechnical Commission, некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий).
– Общественный транспорт является мощным загрязнителем воздуха, – отметил на состоявшейся встрече Павел Чистяков. – И это невероятно хорошо, что алматинцы предпочитают в своём большинстве общественный транспорт и их не надо пересаживать на него. Но главной претензией алматинцев к общественному транспорту, по итогам соцопроса, остаются такие, как плохое качество сервиса, хотя высоко оцениваются «выделенки» и сервисы оплаты. Сохраняются проблемы с переполнением салонов, особенно в часы пик. И также при наших исследованиях чаще всего была озвучена проблема долгого ожидания транспорта. Эта неопределённость ожидания предполагает и больший запас времени на дорогу. При этом какие-то маршруты дублируются, а какие-то районы города остаются недостаточно охваченными общественным транспортом.
Предлагали алматинцы ввести больше троллейбусных линий, развитие метро, возвращение трамваев. Что показательно, сами алматинцы дают чёткие рекомендации к действию – стоит лишь прислушаться и улучшить эту часть одной из главных проблем больших городов. Данное исследование можно полностью изучить местной власти.
…Здесь стоит также отметить, что одной из целей FES в 2022 году является экономическая и социальная политика, нацеленная на справедливость, устойчивое развитие и соучастие, которое предполагает, что прогрессивное общество впоследствии станет толчком для социально-экологической трансформации и создания климатически нейтральной социально-экономической модели развития на национальном и европейском уровнях.
Вместе с тем одним из индикаторов для данной цели являются проблемы загрязнения окружающей среды, такие как загрязнение воздуха. Лица, ответственные за принятие решений, идентифицируют и называют их неотложными проблемами.
«Sergek» как решение эко-проблем
И вот здесь своё прямое и важное взаимодействие с местными органами и государством наглядно демонстрирует такой проект, как внедрение в городскую среду камер видеонаблюдения Sergek. Но это не только камеры наблюдения за правилами соблюдения ДТП, как думают многие. Это еще и продвинутые IT-технологии, позволяющие контролировать и решать экологические проблемы.
Кайрат Ахметов, директор и сооснователь бренда «Sergek Development», убеждён, что проблемы загрязнения воздуха решаемы, и его компания занимается не только изучением этого вопроса.
Вообще-то, изначально в этот проект мало кто поверил. Двум молодым братьям – Кайрату и Асету Ахметовым – пришлось продать квартиру, чтобы внедрить в масштабах первоначально столицы Казахстана свою идею. Поскольку основная причина смертности на дорогах, это превышение скорости, и статистика подтверждает, что это 85 процентов нарушений ПДД, то в том же Нур-Султане после введения «сергеков» уже в 2018 году получили двойное снижение уровня смертности при ДТП за счёт контроля скоростного режима. При этом, «Sergek» по сравнению с европейскими комплексами в 10 раз дешевле.
В переводе с казахского языка сергек – это бдительный, зоркий, и это название проекта как нельзя лучше отражает его суть. Sergek позволяет отслеживать ситуацию не только на дорогах, но в общественных местах, контролируя и снижая уровень преступности.
А из соображений по поводу очищения воздуха в Алматы, Кайрат предлагает выделить самые коптящие машины – грузовые и общественный транспорт, и перевести их на технический осмотр через прозрачные проекты акимата.
– То есть, необходимо установить разрешенные строительные объекты, создать специальные площадки, где эти виды муниципального транспорта будут проходить осмотр, и это не потребует ни финансовых затрат, ни внесений изменений в законодательную базу, – говорит Кайрат Ахметов. – Затем есть идея выделять электрокары для сервиса такси, дать им доступ к автобусной полосе.
Также Кайрат считает, что такой необыкновенный мегаполис, как Алматы, срочно необходимо вводить в 150 лучших городов мира, и при участии проектов гражданских инициатив заниматься улучшением его инфраструктуры:
– Если Алматы станет лучше, каждый из нас получит в этом выгоду, но, соответственно мы и должны пахать за все идеи улучшения воздуха и благоприятной городской среды.
Если хотя бы половина инициатив начнут стабильно функционировать в южной столице, это станет серьёзным позитивным показателем изменения всего казахстанского общества, и в большой перспективе – доброй мотивацией для всего мирового сообщества.
г. Алматы