Точка на карте: село Мойылды – неизведанная земля
Автор: Ринат МУКАТАЕВ
Фото из архива автора, Кульнази КУСАИНОВОЙ, Сергея НИКИТИНА
Вид на село Мойылды
В прошлом материале мы говорили об археологическом наследии Казахстанского Алтая, показали, как давно был заселён этот благодатный край. Конечно, древняя история, размытая в тысячелетиях и веках, не так явно показывает, как выглядит и чем живёт современный Катон-Карагай, и не создаёт устойчивый образ региона. Мы решили рассказать о наших современниках, которые жили и живут в маленьком селе Мойылды (ранее Каменка).
Село Мойылды находится на правом берегу реки Бухтармы, к северу от Катон-Карагая. Окрестные земли носят названия казахских семей рода Каратай, потомки которых живут в регионе. Высокогорные пастбища в таёжной зоне , луга в долине реки обозначаются как Жашик, Апижан, Балтабай и др . Это родовые земли жителей Катон-Карагая Жашиковых, Апижановых, Балтабаевых. Своё название место получило благодаря обилию черемухи (мойыл – по-казахски), растущей в многочисленных логах и ущельях. В 19 веке переселенцы-старообрядцы основали здесь деревню и дали название Каменка, поскольку долина реки покрыта гранитными скалами. В 1999 году Каменка была переименована в Моилды.
Об этом периоде написано в книге Арины Климовой – генеалогического исследователя (ныне живущей в Австралии), потомка тех переселенцев. «… В 1887 году вместе с семьей Долгаревых переехал на Алтай сначала в Марзагуль, а потом в Каменку. Семён Долгарев женился на Екатерине Пимоновне, в Каменке у них родились пять детей: Семен-мл. в 1906 году, Пелагея примерно в 1908 году (умерла около 1916-1917 года в возрасте 9 лет), Максим в 1913 году, Наталья в 1917 году, Валентина в 1927 году. В 1917 году хозяйство в Каменке у них немалое: 40 лошадей, 36 голов крупного рогатого скота, 9 овец. Земли 10,3 десятин – это 12 гектар. Поля сеяли озимой и яровой пшеницей, ячменем, овсом, горохом, льном, коноплей… В документах переписи 1917 года стоит отметка о том, что Семён Долгарев был взят по набору мобилизации, то есть участвовал в Первой мировой
войне. 15 января 1931 года Семёна Григорьевича арестовали по статье 58-10 УК РСФСР – Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, и отправили в Караганду». Земли, где было хозяйство переселенцев, так и называются Долгаревским Логом.
XX век – это время социально-экономических потрясений, подчас трагических, меняющих национальное самосознание. Одним из таких факторов – урбанизация, когда вместе с разрушением традиционной для казахов формы хозяйствования – кочевого скотоводства – стало формироваться пренебрежительное отношение к селу и сельским труженикам. Перемены, наступившие после обретения Независимости, двояко отразились на жизни сельской глубинки. Фокус развития был перемещён на строительство новой столицы, инвестиционно-промышленные проекты. Села в Катон-Карагае, лишённые централизованного планового хозяйства, редели, закрывались. Подобная история коснулась и села Мойылды.
Вид на село Мойылды с северной стороны
Экотуризм в сельской глубинке
Одним из направлений, которое может помочь в Мойылды, является экотуризм. Привлечение туристов в сельские районы может не только обеспечить дополнительный доход местным жителям, но и помочь сохранить традиции и культуру. Ситуация здесь отличается от той же Коробихи, села, находящегося ниже по течению Бухтармы, которое в последнее время получило известность благодаря деятельности «Меломан – Санрайс». Ввиду отсутствия интернета в селе, про Моилды мало что известно в медийном пространстве. Кроме того, те же села Берель и Урыль логистически находятся в основных известных туристических локациях региона (озеро Каракол (Язевое), Рахмановские ключи), что делает их более привлекательными. Поэтому желательно создать или включать Мойылды в туристические маршруты. Местные жители могут предлагать свою продукцию (курт, кумыс и т. д.), в пустующих домах сделать гостевые усадьбы, возможно, провести в ауле какой-нибудь фестиваль. Это не только поддержит экономику, но и привлечет внимание к проблемам, с которыми сталкиваются такие деревни.
Нынешний облик села Мойылды. Закрытая восьмилетняя школа
На примере биографии коренного жителя увидим историю посёлка
Кусаинова Кульнази Кадылбеккызы родилась в сел Мойылды в 1956 году. Она была первым ребёнком в семье, где выросло 11 детей. Мать, Асия Каликызы, родом из Ушбулака, впоследствии была награждена орденом «Мать-героиня», отец, Кусаинов Кадылбек, всю жизнь проработал чабаном. Как это водится, на плечи старшей дочери легли заботы о младших, домашние хлопоты. Кульнази, имея энергичный, непоседливый характер, с лёгкостью справлялась с возложенными обязанностями, ухитряясь находить время для чтения книг и участия в соревнованиях. Окончив начальную 4-летку в Мойылды, Кульнази продолжила учиться в Катон-Карагае. В старших классах она вовсю помогала родителям в совхозе. Здесь-то и сметливую девушку приметил Нурхамза Токтаганов – главный бухгалтер совхоза «Алтайский» – и предложил по окончании работать статистом-счетоводом, а позже учиться на финансиста.
Семья Кусаиновой Кульнази Кадылбеккызы. Фото 1970 г.
Освоив азы ремесла счетовода, куда входил учёт количества скота в совхозных отарах, вес овечьей шерсти, инвентаризация оборудования, Кульнази Кадылбековна в 1973 году решила поступить на педагога в институт Алматы. Не сдав вступительные экзамены, девушка устроилась тростильщицей (скручивание пряжи) на АХБК (Алматинский хлопчатобумажный комбинат). Суета большого города пришлась не по духу девушке, и она вернулась в родное село.
В 1974 году Кульнази Кадылбековна была принята чабаном Каменской комплексной бригады. В этом же году вышла замуж за местного парня Адильхана Тайболдина. Работала Кульнази вместе с отцом. 4-ое отделение совхоза насчитывало пять кошар, где разводились тонкорунные овцы, а также гурты КРС и косяки лошадей. Надо ли говорить, что овцеводство является одной из самых хлопотных форм сельского хозяйства?! Чабанам необходимо неустанно находиться возле отары, в период массового окота овцематок нужно круглосуточно дежурить в кошаре: чтобы принять роды, пометить ягнят, слабых агнцев и первотелок поддержать, поскольку потомство тонкорунных овец не отличается выносливостью; стричь шерсть, купать в креолине, кастрировать, кочевать на джайляу, защищать от хищников.
Урочище Актомар. Панорамный вид на долину Бухтармы и хребет Сарымсакты
В тот период село Мойылды расцвело: открылась 8-летняя школа, доили кобыл на двух участках, ходил рейсовый автобус, но проблемы ещё оставались. Позже по распоряжению министерств по району стали строить дороги к отдалённым отгонам (была отсыпана гравием грунтовая дорога на Мойылды), появились высокопроходимые автолавки ГАЗ-66 со всем необходимым товаром, чабанам стали выдавать полушубки и другую необходимую спецодежду и оборудование.
Скот на джайляу Оралма в урочище Актомар
Кульнази Кадылбеккызы рассказывает: – Я работала чабаном до 1989 года, после чего перевелась на почту. Вскоре Союз прекратил своё существование, началась приватизация, совхозникам раздавали паи, оформлялись земли и пастбища в аренду. Мы с супругом открыли крестьянское хозяйство «Оралма» по одноименному пастбищу на Актомаре. Адильхан держит овец, коров и лошадей, с сыном Дидаром косит сено на двух тракторах. Весной сельчане и катонцы сдают скот для пастьбы на летний период. На Актомаре очень красиво. Мне скоро исполнится 70 лет, и я езжу на лошади, вручную дою семь коров, пропускаю молоко на сепараторе, сбиваю масло, варю курт, иримшик, собираю ягоды. В последнее время к нам на джайляу приходят туристы, в том числе иностранцы. Всех принимаем, угощаем своими продуктами.
Житель села Кусаинова Кульнази , в прошлом чабан-передовик
– Село Мойылды, конечно, обезлюдело, многие уехали, – продолжает Кульнази Кадылбеккызы. – Закрылась 8-летняя школа, в которой когда-то училось 120 детей. Из 70 дворов осталось 7 домов. Дети просят меня с мужем переехать в город, но мы не хотим. Прикипела сердцем к родной земле, пока есть силы, будем жить здесь. Здоровье подводит, перенесла инсульт, но я не унываю – радуюсь каждому дню и гостю, много читаю, особенно наших земляков-писателей, пою для души. Конечно же, хочется, чтобы село ожило, заполнилось людьми, и если туризм будет развиваться, то это вдохнет вторую жизнь в этот живописный уголок.
Ещё один уроженец Катон-Карагая – это Сергей Васильевич Никитин. Он тоже хочет развивать туризм в селе Мойылды. С детства Сергей проявлял интерес к различным ремёслам. В 5 классе стал посещать кружок радиолюбителей в доме пионеров, который возглавлял Юрий Чеховский, специалист-радист «Казгидромета». С друзьями ходили в походы в лес, собирая кедровый орех, грибы, ягоды, увлекались рыбалкой. В 1983 году Сергей Васильевич поступил в Усть-Каменогорский энергетический техникум. На следующий год его призвали в армию. Служил Сергей Васильевич в войсках ПВО в Красноярске. Освоил специальность оператора высотомера, где погрузился в увлекательный мир электроники.
Мастер на все руки Сергей Никитин за работой
После демобилизации Сергей Васильевич продолжил обучение в техникуме, получив диплом по специальности «Техник-электрик промышленного оборудования.» В 1989 он вернулся в Катон-Карагай, устроившись в Быткомбинат фотографом. Сергей Васильевич освоил прогрессивную на тот период технологию печати цветных снимков, оборудовав лабораторию, оформил фотозоны. Вместе с десантниками «Казавиалесохраны» вылетал на облёты, тушение пожаров, запечатлев это всё на фото. Страсть к мотопутешествиям выразилась в приобретении мотоцикла, на котором Сергей с товарищами исколесили сотни километров красивейших мест района. Зимой на снегоходе «Буран» и на лыжах также путешествовали по тайге.
Создав семью в 1990 году, Сергей Никитин приступил к постройке двухэтажного брусового дома. Лес готовил на участке Тарбагатай. На деревообрабатывающих устройствах делал все необходимые деревянные детали. Увлекающаяся, ищущая натура Сергея не позволяла задерживаться на новом рабочем месте более трёх лет. Наш герой работал и электрослесарем в «Алтайэнерго», электриком в лесхозе, на АЗС. В 90-е годы ремонтировал бытовую технику, автомобили по просьбе односельчан. Он брался реставрировать сложные электроприборы, такие как кассовые аппараты, телевизоры. В своей мастерской Сергей Васильевич часами возился с каким-нибудь сложным заказом, воспринимая его как вызов своему профессионализму. Свой дом оформил декоративными резными украшениями из коряг, которые изготовлял сам на станках, черпая вдохновение у природы.
Любовь к чистому звуку привела Сергея Васильевича к сборке ламповых меломанских аудиосистем. Качество звучания аудиосистем приближено к высоким стандартам звуковоспроизведения. В настоящее время у него появилась идея создать музей раритетной звукорадиотехники, где у гостей будет возможность ознакомиться с разными образцами радиоприемников, магнитофонов, виниловых проигрывателей и, конечно, насладиться чистым звуком ламповой аудиоаппаратуры, которую наш герой, экспериментируя, увлеченно собирал много лет.
Пасека и пчеловодство – ещё одна сфера интересов Сергея Васильевича. Он помогал и учился у пасечников А.М. Шалимова (пасека у села Мойылды), А.Т. Семёнова (Солдатово/Орнек). Собрал вместе с Шалимовым и установил мини-ГЭС на ручье, что позволило электрифицировать пасеку.
Усадьба-пасека в Мойылды. Вид на Бухтарминскую долину
В настоящее время село Мойылды находится вне государственной программы, сторонятся его и туроператоры, хотя живописные окрестности села имеют большой потенциал.
Усадьба-пасека Сергея Никитина в Мойылды в процессе реконструкции
Влюбившись в это место, Сергей Васильевич решил с сыном Никитой своими силами развивать Мойылды. Приобрёл избу, оформил землю под пасеку и гостевой дом, построил омшаник.
Летом ульи вывозятся на медосбор в урочище Актомар, известное своим богатым разнотравьем, на высоту 1780 метров над уровнем моря. С этого места открывается великолепная панорама – в обзор на 360 градусов видны все высочайшие вершины: пик Музтау – Белуха, хребты Сарымсакты и Листвяга.
Передвижная пасека в Актомаре. Высота 1790 метров над уровнем моря
По словам хозяина, пасека в Актомаре является самой высокогорной в регионе. Технология ухода за пчёлами отличается от равнинных пасек. Медосбор длится всего один месяц. Мёд Актомара отличается богатым, насыщенным вкусом и ароматом.
Актомарский мёд-нектар с самой высокогорной пасеки региона
По словам Сергея Васильевича, именно высокогорный мед, собранный на пасеках Катон-Карагайского района, обладающий уникальными целебными вкусовыми качествами, разительно отличается от сладкой продукции соседних регионов, таких как Улкен-Нарынский, Алтайский районы. В силу жаркого климата период сбора мёда в них значительно дольше, но сеяные медоносы – рапс, подсолнечник – не обладают такими целебными свойствами как высокогорные дикоросы. Цена такой продукции значительно ниже. Гости, туристы, неискушенные в этих тонкостях, порой под маркой «Катонский мёд» приобретают продукцию из других районов. Необходимо защищать репутацию и торговую марку подлинного Катон-Карагайского меда. То же самое относится и к производству комбинированной продукции с применением мёда. Нередки случаи, когда под маркой «Катон-Карагайская продукция» сырьём для товара (настойки, медово-ягодные миксты) является мёд из других регионов, но при этом реализуется как произведенный в Катон-Карагайском районе из местного сырья. Понятно, что все хотят заработать, корыстно используя известный бренд, но тогда было бы этично потребителю говорить правду, указывая на этикетке подлинное происхождение сладкой продукции.
Сплав по реке Бухтарме-перспективное направление для развития туризма в Мойылды
В планах у Сергея Васильевича развивать туризм в Мойылды: отреставрировать приобретённый дом, построить беседку, баню, пирс и бивуачную стоянку для сплавщиков, установить апидомики (пчелолечение). Также есть желание делать туристический маршрут на Актомар, где функционирует мараловодческое хозяйство.
Панорамный вид на Музтау Белуху с перевала Караайрык. Маршрут от Мойылды до озера Маралье
Помимо летнего туризма есть идея развивать зимние виды активного отдыха, такие как прогулки на снегоходах к озеру Маральему, катание на лыжах в горах Актомара.
Приют для рыбаков и туристов на озере Маралье
Сергей Васильевич верит в то, что его планы реализуются и будут поддержаны энтузиастами и привлекут единомышленников из других регионов.
Никита и внук Сергея – Захар на пасеке
Большую поддержку нашему герою оказывает семья – супруга Наталья Леонидовна, сын Никита, выполняющий с отцом всю нелёгкую работу пасечника, строителя; дочь Ксения и подрастающие внуки, для которых дедушка – достойный пример патриотизма и хозяйского отношения к родной земле.
Сергей Никитин знакомит гостей с местностью
Телефон Сергея Никитина: +7 705 448 05 44, телефон Никиты Никитина +7 777 690 44 04
Метки:



