Все три дня фестиваля в фойе была представлена потрясающая фотовыставка конкурса РГО «Самая красивая страна». Посетители подолгу задерживались возле каждой работы, потому что невозможно было оторвать взгляд от северного сеяния, купающегося медведя, спящей пары рысей, извергающего лаву вулкана.

– Это прекрасный пример того, как продвигать страну с помощью фотоискусства, – отметил один из зрителей.  

Перед основной программой каждый день зрители могли видеть видеокадры из документальных фильмов канала «Туран ТВ», который накопил богатый опыт по съёмкам в труднодоступных районах. 

– Можно много говорить о развитии туризма, а можно брать камеру и отправляться в далекие экспедиции, чтобы подарить людям возможность увидеть самые заповедные места и заново открыть свою страну, – считает руководитель канала «Туран ТВ», представитель Qazaq Geography в Алматинской области Роман Ботабеков. – Именно этим занимаются все, кто принял участие в фестивале. Убежден, что нам необходимо создавать проекты и конкурсы национального и международного уровня, совместные документальные фильмы, чтобы показывать красоту природы. Тот уровень, на котором был организован этот фестиваль, зрительский интерес к работам документалистов, абсолютно чётко свидетельствует, что мы двигаемся в нужном направлении. 

Притяжение Арктики

В первый день зрители увидели фильм о жизни снежного барса «Хозяин Алтайских гор» режиссёра Вадима Витовцева. 

Фильм можно посмотреть здесь

На следующей день зрителей ждало погружение в мир Арктики. Когда-то режиссёру Леониду Круглову приснился сон, в котором были морские единороги – нарвалы. 

Он решил отправиться на поиски этих таинственных животных в северные моря и неожиданно для себя попадает под «притяжение Арктики». В итоге рождается идея снять фильм «В Арктику». Трейлер фильма можно увидеть здесь

Съёмки длились пять лет в самом труднодоступном регионе мира. Фактически это было рискованное путешествие на край света. Съёмки проводились на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Северной Земле, Новосибирских островах, островах Де-Лонга, а также на полуострове Таймыр, на островах Врангеля, Ушакова, Вайгач и на побережье Чукотки. 

Двухчасовой фильм показывают в кинотеатрах России. На фестивале в Алматы была показана короткая версия – 52 минуты, но и она впечатлила зрителей.

«Проект «В Арктику» – попытка рассказать об огромном регионе, который примыкает к России и о котором мы ничего толком не знаем», – отметил режиссёр.

К сожалению, Леонид Круглов не смог приехать в Алматы, поэтому отвечать на вопросы журналистов пришлось оператору Владимиру Филиппову, но он отлично справился. 

– Почему съёмки длились аж пять лет? – спросила я у Владимира.

– Задача была снимать на арктических архипелагах, а все экспедиции, которые туда организовываются, ограничены двумя месяцами навигации. Поэтому за год можно снять две экспедиции. Режиссёр хотел сделать свой фильм разнообразном, поэтому было много съёмок. У нас отснято материала на несколько фильмов. 

Насколько сложно физически и психологически работать в таких экспедициях?

– Непросто. Мне лично помогает мой альпинистский опыт, я занимаюсь альпинизмом. Мы ходили на съёмки с военными, на их кораблях. Были сложности всегда с высадкой. У военных большой уровень безопасности. И если на море волны определённого бала, то в лодки мы не могли садиться. Или как-то у нас было запланировано два месяца похода и первый месяц мы вообще берега не видели, потому что военные занимались поиском утонувших судов. И этот месяц для всех был непростым. В таких экспедициях в любой ситуации важно сохранять самообладание.

В фильме есть кадры, когда белые медведи хозяйничают в посёлке и местный житель их отгоняет. Вам приходилось сталкиваться с косолапым?

– На острове Врангеля у меня произошла встреча с медведем. Он подошёл довольно близко, мы находились друг от друга буквально на расстоянии трёх метров. Хорошо, что до этого научные сотрудники рассказали, что в случае опасности белый медведь начинает шипеть, как кошка. Я решил применить этот метод и стал шипеть на него. От неожиданности косолапый подпрыгнул и убежал в море. Но, вообще белый медведь стремительно атакует. Экстремальных моментов во время экспедиции было немало. В фильме есть кадры, как на нашу лодку напал морж и пропорол её. 

Благодаря команде, которая создала уникальную картину – зрители увидели Арктику загадочной, мистической и даже инопланетной, с её ледяными дворцами, многовековыми историческими артефактами и удивительными жителями – белыми медведями, моржами, нарвалами и людьми. 

После просмотра Владимир Филиппов провёл мастер-класс «Особенности и организация киносъёмки в экстремальных условиях. Технологии воздушных съёмок». Оказалось, что Владимир ещё и пилот, летает на малой авиации. 

– У меня была мечта путешествовать и летать, – рассказывает Владимир. – Очень хотел попасть в арктическую зону. Когда я узнал, что режиссер Леонид Круглов снимает цикл фильмов «По следам великих русских путешественников» и у него был конкурс, когда в каждую экспедицию он приглашал нового участника. Мне повезло, я попал в команду. Что с точки зрения документального кино может быть интересно зрителю? На мой взгляд, что касается Арктики – это таинственность. На этом, я как оператор всегда заостряю внимание. За любой картинкой всегда должна быть история и загадка. 

Владимир дал дельные советы, как снимать в экстремальных условиях, на что обращать внимание, как коммуницировать с жителями той местности, где снимаете.

– Как-то мы должны были снимать оленеводов, связались с ними, договорились, приехали к ним, и оказалось, что все мужчины уехали и остались только женщины, – вспоминает Владимир, – естественно съёмка сорвалась. Другой пример, тоже с оленеводами договорились о съёмках, пообщались душевно. Приезжаем утром, а там чистая тундра и никого нет. Они собрались ночью и перекочевали куда-то.

На съёмках

Рассказал оператор и том, как он начинал работать с первыми дронами. Тогда они были большие по 10 килограмм весом. 

– Мы поснимали дроном, я оставил его на столике небольшом, пошёл по делам, когда вернулся начал запускать, а у него система стабилизации не включается. После нескольких попыток, обратил внимание, что под дроном снег жёлтый. Оказалось, собака оленеводов пометила мою технику. Больше дрон не заработал.  

Мастер-класс получился интересным и познавательным и зрители долго не отпускали Владимира, задавая вопросы. 

Диалог со зрителем

Завершил программу фестиваля фильм «Алсиб. Хроники воздушной трассы». Лента рассказывает о самой необычной экспедиции – трёхлетнем поиске самолётов, пропавших в горах Чукотки при перегоне с Аляски в Красноярск, во время Великой отечественной войны. В июле 2022 года поисковой партией были обнаружены останки бортрадиста, уроженца Казахстана. 

– Самолёты падали на чукотском отрезке с 1942 по 1944 года. Мы искали эти пропавшие экипажи, – рассказывает документалист, гендиректор кинокомпании «Скайфест» Алексей Никулин. – Это абсолютно не срежиссированная история. Мы работали в полевых съёмках. Можно увидеть в кадре момент, как находим останки, комсомольский билет одного из членов экипажа, который оказался уроженцем Казахстана. Мы надеемся его захоронить на родине в следующем году. 

За время войны по трассе Алсиб (воздушная трасса протяжённостью 15 тыс. км между Сибирью и Аляской) на фронт перегнали 8094 американских самолёта. Произошло 39 катастроф. Погибли 115 летчиков. Эта трасса считалась секретной, доступ к документам долгое время был ограничен. Уже 12 лет исследованием истории авиатрассы занимается Русское географическое общество. 

– Благодаря этой экспедиции мы возвращаем с войны ещё одного вечно молодого – 19-летнего парня из далёкого казахстанского села Кутиха, – говорит Алексей. – Это наша общая история и её нельзя забывать. Когда мы показали фильм в Шымкенте, то зрители не отпускали нас полтора часа. Была очень интересная дискуссия. 

Показ фильма «Алсиб. Хроники воздушной трассы» на фестивале тоже вызвал бурные обсуждение. И это радует. Фильм можно посмотреть здесь

После показа сценарист и продюсер Алексей Никулин и режиссер Вадим Витовцев провели мастер-класс «Психология авторского и режиссёрского диалога со зрителями «МАГИЯ КИНО» под грифом – «как сделать кино интересным».

Мастер-класс «Психология авторского и режиссёрского диалога со зрителями «МАГИЯ КИНО»

По словам организаторов, проект «Turan Doc Film. Образ жизни – экспедиция» будет жить. В течение следующего года будет организован большой фото- и видеоконкурс, посвящённый путешествиям по Казахстану. Так что через год кроме внеконкурсных картин, мастер-классов на фестивале будет и показ лучших работ победителей. 

К слову, фестиваль посетил известный немецкий кинорежиссер Генри Микс, который отметил отличный уровень организации мероприятия. Так же он сообщил, что в следующем году они вместе с Владимиром Филипповым будут снимать в Казахстане. 

– Я много лет занимаюсь съёмками дикой природы в различных уголках планеты и вот теперь добрался до Казахстана, – отметил он. – У вас великолепная природа, в которой степь граничит с лесами, пустыни с горами. Животный мир тоже разнообразный. Мы планируем большой проект и для меня это возможность не только поделиться опытом, но обрести новых друзей и партнёров, вдохновиться их опытом и идеями. 

Сразу же после фестиваля Генри Микс и Владимир Филиппов вместе с представителем Qazaq Geography Романом Ботабековым отправились в Коргалжинский заповедник, чтобы поснимать сайгаков. 

 

Алматы 

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *