11 октября в г. Риддер состоялась диалоговая площадка «От равных прав к равным возможностям». Для обсуждения актуальных вопросов в мероприятии приняли участие представители общественных организаций, сотрудники госучреждений, родители особенных детей.
11 октября в г. Риддер состоялась диалоговая площадка «От равных прав к равным возможностям». Для обсуждения актуальных вопросов в мероприятии приняли участие представители общественных организаций, сотрудники госучреждений, родители особенных детей.
Мероприятие проведено в рамках проекта «Организация деятельности проектного офиса по формированию лидеров новой формации в гражданском обществе», реализуемого с использованием гранта Центра поддержки гражданских инициатив Азаматтық бастамаларды қолдау орталығы – ЦПГИ.
Как отметила координатор проекта ЧФ «ТРИНТА» Жадыра Анкобаева: «В условиях постоянно меняющегося мира необходимо не только вовремя слушать и слышать друг друга, но и убедительно говорить о волнующем. Казахстан взял курс на построение «слышащего государства», но очевидно, что для этого нужны и «говорящие» граждане. Активисты у нас есть, и они делают серьёзную работу, но мы считаем – чем больше каждый будет проявлять активность, тем эффективнее будут решаться вопросы».
Цель диалоговой площадки: провести совместный анализ качества и результативности действующих механизмов, выработка рекомендаций по повышению уровня правовой грамотности жителей. Формат диалоговой площадки предполагал организованную форму дискуссии посредством равноправного взаимодействия заинтересованных сторон для обсуждения социально значимых вопросов.
После предусмотренного по программе знакомства всех присутствующих друг с другом, организатор мероприятия, руководитель общественного фонда «БлагоДарую» Елена Гречишкина выступила с презентацией.
– Задача гражданского общества – быть посредником между населением и государством, – говорит Елена Александровна. – Целью гражданского общества является защита интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти и общества, общественный контроль за деятельностью власти и формирование внутренней и внешней политики этого общества. Президент Казахстана поставил перед госаппаратом задачу воплотить в жизнь концепцию «слышащего государства». Такого, которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан.
Концепция «слышащего государства» предполагает вовлечение НПО в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения. Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все вопросы граждан. Только путем постоянного диалога государства общества можно построить гармоничное государство. В слышащем государстве каждый гражданин должен чувствовать себя в безопасности и защищенным от любых проявлений некомпетентности.
В Казахстане активно работает гражданское общество и гражданское общество как раз-таки является одним из важных механизмов выстраивания слышащего государства. На примере нашего Восточного Казахстана мы видим, что активно представляют позицию нашего общества неправительственные организации. Всего в Казахстане зарегистрировано более 22 000 НПО, 12 000 из них активно работают в республике. У нас в городе Риддер зарегистрировано – 21 НПО.
Среди них есть те организации, которые открывают наши активные мамы особенных детей. Именно с той целью, чтобы их голоса были услышаны. Кстати, благодарю тех, кто принял участие в онлайн анкетировании, организованном нами в родительской ватсап группе. Мы делаем одно общее дело!
– Ещё немного цифр, – продолжает Елена Гречишкина. – По данным Бюро национальной статистики, на лето 2022 года в Казахстане проживали 742 тысячи лиц с инвалидностью. Из них 175 тысяч детей с ОВЗ. Из 175 тысяч официально инвалидность имеется у 99 тысяч детей. Остальные 76 тысяч – вне статуса. То есть они имеют ограниченные возможности, но их заболевания не входят в перечень заболеваний, которым положена инвалидность. Это в основном неврологические нарушения, такие как РАС, ЗПР, ЗРР, различные дефекты речи.
Активные организации, которые работают с детьми с особыми образовательными потребностями и помогают людям с инвалидностью в нашем городе как раз здесь, за этим столом. Это организации, которые занимаются проблемами данной категории людей и помогают защищать их интересы сегодня. Общественные организации становятся неотъемлемой частью гражданского общества, решая ключевые интересы граждан и реализуя инициативы некоммерческого характера. Таким образом они обеспечивают значимые социальные изменения в обществе.
Далее присутствующие перешли к обсуждению трёх заявленных тем.
Первая. Правовые возможности людей с особыми потребностями и инвалидностью в городе Риддер.
Слово было предоставлено Анастасии Абдрашитовой, специалисту юридического отдела акимата г. Риддер.
– В городе Риддер, как и во всём Казахстане мы живём по законодательству, где прописаны все права и обязанности, но не всегда эти правовые нормы реализуются, поэтому и создаются такие союзы, объединения, чтобы начать говорить, чтобы нас услышали. Помимо того, что я юрист в акимате, я мама двоих детей с инвалидностью, поэтому очень хорошо понимаю проблемные вопросы родителей, имеющих таких детей. Спасибо за организацию данной диалоговой площадки, я считаю, что подобные встречи будут способствовать решению многих проблемных вопросов. Я всегда открыта, готова проконсультировать, подсказать, что-то по правовым вопросам. Со Светланой Чупиной (ОО «Твои, мои, наши») Ольгой Пономаревой (сообщество ЦДП «Свет»), Надеждой Нужных (Центр поддержки женщин «Незабудка») мы постоянно на связи.
Какие шаги вы планируете предпринимать от риддерского филиала «Союза родителей», который был открыт в августе этого года, чтобы законодательство исполнялось на местном уровне?
– Республиканский Союз уже сам продвигает идеи, задачи поставлены. Это социально важные проекты, которые направлены на улучшение качества жизни особенных детей. Причем здесь не важно с инвалидностью ребенок или нет. Также идет разработка шагов по инклюзии: с чего начать, куда обратиться, что делать? Поэтому и мы потихоньку движемся в намеченном направлении, проводим анкетирование с вопросами актуальными именно для нашего города. Некоторые уже обозначены. Например, пенсионный возраст мамы, которая воспитывает такого ребенка. Бывает же, что мама не работает, а занимается лишь ребенком. Мы считаем, что необходимо, чтобы стаж шел в этот период. Также волнует вопрос реабилитации детей. В данный момент есть реабилитация только для ходячих детей, для тех, кто лежат – нет. В нашем городе нет ни массажистов, ни эпилептологов, не хватает невропатологов. Такие профессионалы необходимы не только детям, но и взрослым с инвалидностью. Ещё один наболевший вопрос по госзакупкам. Действующая система просто не выдерживает критики. Провели конкурс, кто меньшую цену назначил у того и купили, а бывает, что данное оборудование не подходит ребенку – у него свои потребности. Качество и цена играют большую роль.
– К сожалению, к нам сегодня не смогли присоединиться представители отдела образования, но они предоставили нам информацию, – вступает в диалог Елена Гречишкина. – Как мы знаем, в отделе образования есть такая должность методист по инклюзивному образованию, кроме того в городе функционирует КГУ Специальная школа-интернат №7, активно работает КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции г.Риддера» УО ВКО, в котором за год курс коррекционно-развивающего обучения проходит порядка 100 детей с различными диагнозами. При общеобразовательных школах города созданы инклюзивные классы, но по факту мы знаем, что это, как правило, классы в которых обучаются дети с задержкой психического развития. В Риддере необходимо усиливать работу педагогов-ассистентов, для оказания сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации. ПМПК рекомендует педагога-ассистента в том случае, если у ребенка имеются трудности в освоении типовой учебной программы, то есть «государственного стандарта образования», важно привлекать подобного рода специалистов.
Согласно информационной справке, предоставленной заведующей социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями при ГУ «Отдел занятости, социальных программ и РАГС г. Риддера» Еркежан Заманбекова, отделение предоставляет специальные социальные услуги в соответствии с гарантированным объемом услуг Стандарта оказания специальных социальных услуг на бюджетной основе. На обслуживании находится 51 получатель услуг, из них: старше 18 лет – 25 человек. Социальные работники посещают получателей услуг два раза в неделю. У каждого социального работника на обслуживании находится от 4 до 6 детей, в зависимости от тяжести заболевания.
Следующим вопросом для обсуждения стало «Взаимодействие государственных структур и гражданского общества г.Риддер по вопросам инклюзии и защиты прав для людей с ООП и инвалидностью». Слово предоставили заведующей учебной частью КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж» Надежде Меркульевой.
– Студенты нашего колледжа очень активно задействованы в волонтерской работе. В данный момент это порядка 30 учащихся и двадцать человек, которые продолжают с нами сотрудничать, даже покинув стены учебного заведения. Но нам хотелось бы принять участие в каких-то обучающих тренингах для будущих волонтёров, и встречах по обмену опытом. Дело в том, что ребята порой не знают, как себя правильно вести с определенными категориями детей. Ведь у детей с разными заболеваниями разные потребности, разное восприятие окружающего мира.
– Надежда, вы абсолютно правы, – говорит Елена Гречишкина, – необходимо объединяться НПО и волонтёрским движениям для того, чтобы вместе комплексно осуществлять социальные проекты. Так у нас есть уже подобный опыт. Фондом «БлагоДарую» организован и ведётся проект «Творческое волонтёрство» с использованием нестандартных подходов для формирования наставничества и расширения участия неравнодушных людей нашего города в опыте волонтерства.
– Надо добавить, что волонтеры РАТК работают не только с детьми, но и с ветеранами города, –добавляет Нина Михайловна Гуненко, Союз ветеранов г. Риддер, – в частности с ветеранами Риддерского аграрно-технического колледжа. И эту работу надо расширять. В городской совет ветеранов сейчас входит 60 человек и это очень разные люди многие с инвалидностью.
Третья заявленная тема для обсуждения – это «Возможности для объединения родителей и опекунов людей с особыми потребностями и инвалидностью с целью оперативного решения актуальных вопросов».
Елена Банникова руководитель ОО «Талап» по поддержке семей с ОВ:
– Мы ведём работу на системной основе уже не первый год. Работаем через проекты. Сейчас у нас небольшой госзаказ по оздоровлению детей. Проводим различные мероприятия. Посещают нас ребята старше 18 лет, но открыты мы для всех. Оказываем поддержку семьям, которые воспитывают детей с инвалидностью, психоневрологическими расстройствами или опорно-двигательными заболеваниями. В данный момент оказываем поддержку и охватываем 28 человек.
Екатерина Викторова, мама особенного ребёнка ОО «Филиал Союза родителей особ. детей г. Риддер»:
– Когда нам в три года поставили диагноз «аутизм», мы поняли, что никому не нужны. Ни в детском саду, ни в какой-либо учебной организации, мы не знали куда обратиться за помощью, за подсказкой, а как нам вообще жить дальше? Пока я не встретила Светлану Чупину, и она мне рассказала, что есть группа в садике, про кабинет коррекции. А до этого сама не могла найти информацию. Ни в интернете, ни у врачей, у которых мы проходили обследование.
Елена Банникова: – Да, к сожалению, само общество не готово принимать таких детей, людей. Тут дело не только в реабилитации детей с инвалидностью, а в работе с обществом.
Екатерина Викторова: – Да, самое ужасное, это отсутствие информации. Только в общественном объединении нам пошагово объяснили что делать, куда обратиться за помощью, как приступить к занятиям. Информация в том числе шла от самих мам особенных детей. Но она была разрозненная, ведь у каждого ребенка своя история, свой возраст и т.д. Как я сказала, моему ребёнку тогда было три года, а инвалидность дается с 4-х лет, в больницу кладут с 4-х лет на месяц, а как даже в 4 года я его одного положу в больницу?! В результате мы попали в больницу не в 4 года, а в 5 лет из-за большой очереди! И так везде либо мы сильно маленькие, либо уже взрослые и не понятно куда идти.
Елена Гречишкина: – Возникает потребность для формирования единого информационного окна, куда родители особенных детей могут обратиться и получить консультацию, как по правовым вопросам, так по вопросам выстраивания самых простых маленьких шагов для получения какого-либо результата. Будь то оформление инвалидности или запись на медицинскую реабилитацию или консультирование по вопросам доступа к курсу коррекционно-развивающих занятий, или посещение узких специалистов.
Итогом диалоговой площадки «От равных прав к равным возможностям» стало составление рекомендаций для дальнейшей совместной работы всех заинтересованных сторон. Ниже приведены некоторые из них.
Первое. В рамках концепции слышащего государства усиливать взаимодействие неправительственных организаций и государственных структур в вопросах оказания комплексной системной помощи лицам с ООП и с инвалидностью.
Второе. Рассмотреть возможность формирования «единого окна» в городе Риддер для консультирования родителей детей с ООП и оказания помощи в психолого-педагогическом сопровождении. А также для информирования родителей по правовым вопросам и о наличии возможности получать образовательные услуги данной категории в государственных учреждениях, НПО и частных образовательных центрах города.
Третье. Неправительственным организациям и молодым инициативным людям объединяться для развития городского волонтёрского движения, обмениваться опытом, обучаться работе с разными категориями населения, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями, детьми находящимися в трудной жизненной ситуации и людьми «серебряного возраста» как с инвалидностью так и без.
Подготовила Наталья Боровая