Укрепляя сотрудничество между правительством и туристическим бизнес-сообществом в Казахстане, КТА совместно с госструктурами, микро-, малыми и средними предприятиями (ММСП) туристического сектора при поддержке и участии европейских и национальных экспертов обсудили способы сделать туристический сектор в стране более устойчивым. Круглый стол по укреплению диалога между государственными органами и туристическим бизнес-сообществом был организован в рамках проекта SUSTOUKA, финансируемым ЕС.

Обращаясь к участникам встречи, господин Йоханнес Стенбек Мадсен, глава отдела сотрудничества Представительства Европейского Союза в Казахстане, заявил:

– ЕС поддерживает Казахстан в процессе перехода к «зелёной» экономике. С помощью этого проекта мы рады помочь ускорить внедрение методов устойчивого потребления и производства в туристическом секторе. Крайне важно способствовать откровенному и открытому диалогу со всеми соответствующими заинтересованными сторонами для создания действительно устойчивого сектора туризма, чтобы сохранить природные богатства вашей страны и создать новые рабочие места для местного населения.

Актуальность вопроса устойчивости для Казахстана

Устойчивость – это современный международный тренд, инструмент, необходимый для нашей действительности, который может ускорить внедрение практик устойчивого производства и потребления (УПП) среди микро, малого и среднего бизнеса. Это также содействие эффективному использованию ресурсов и энергии, устойчивой инфраструктуре и обеспечению доступа к основным услугам. Его реализация помогает достичь общих планов развития, снизить будущие экономические, экологические и социальные издержки, повысить экономическую конкурентоспособность и сократить бедность.

Потому так важен сегодня для успешного внедрения целей устойчивого развития (ЦУР) диалог между правительством и бизнес сообществом Казахстана. Он становится постепенно всё более ясным для обеих сторон, и государство потихоньку начинает прислушиваться к экспертам. Что радует.

И в очередной раз за круглым столом встретились самые деятельные представители государственных органов, иностранных партнёров проекта, ЮНЕСКО, ПРООН, ECOJER, Национальных парков и туристского сообщества. В открытом диалоге обсуждались и предлагались различные варианты объединения усилий государства и туристского бизнеса. Причём, представители сектора туризма предлагали конкретные инструменты, которые могли бы не только поддержать бизнес, но и вывести отечественный туризм на международный уровень.

Более двадцати идей предложила Светлана Миниханова, директор ТОО «Электронный портал по оформлению виз и путешествий», а Ирина Ковшарь, эксперт по экотуризму и экообразованию, ведущая проект SFM ПРООН, подняла вопрос о введении обязательного эко-образования во всех школах Казахстана.

Участники обменялись мнениями о текущих и будущих стимулах, предоставляемых правительством для ускорения внедрения устойчивого потребления и производства (УПП) среди ММСП туристического сектора, и представили успешные международные и национальные бизнес-кейсы для внедрения УПП. УПП соответствует ЦУР 12, которая означает содействие эффективному использованию ресурсов и энергии, устойчивой инфраструктуре и обеспечению доступа к основным услугам, экологичным и достойным рабочим местам и повышению качества жизни для всех. Его реализация помогает достичь общих планов развития, снизить будущие экономические, экологические и социальные издержки, повысить экономическую конкурентоспособность и сократить бедность.

На примерах эко-осознанности

Один из кейсов по устойчивому развитию эко-туризма в Латвии представил Юрис Смалинскис, представитель Латвийской ассоциации сельского туризма. В странах Прибалтики сумели сохранить естественную природу и развить сельский туризм, а в период карантина провести туристические тропы через все три республики. Здесь эко-воспитание заложено в систему образования.

К сожалению, у нас в Казахстане с эко-воспитанием пока не все в порядке.

Приехавший на встречу из столицы страны вице-министр Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Ержан Еркинбаев, отметил «необходимость обмена информацией между государственными учреждениями и бизнес-сообществом туристической отрасли и, таким образом, развития государственно-частного партнёрства. Это будет способствовать внедрению практики УПП в секторе и продвижению к его устойчивости».

И хорошо бы так скорее стало, потому что на данный момент устойчивым развитием туризма занимаются в большей степени энтузиасты, которые устойчиво и настойчиво продвигают авторские проекты в сфере событийного туризма. В качестве примеров можно привести такие проекты, как стабильный экофестиваль «Крылья Алаколя», который в десятый раз провела команда информационного портала «Ветер странствий» и Центра семейного отдыха «Пеликан» (второй год подряд при поддержке КТА). Заслуживает внимания ещё один экологический проект ECO Network, запущенный  предпринимателем Евгением Мухамеджановым. Также все более узнаваемыми становятся проекты Казахстанской Ассоциации региональных экологических инициатив  ECOJER.

Факты об устойчивом загрязнении окружающей среды

По информации ECOJER, с начала года в Казахстане выявлено 2000 несанкционированных свалок. И только за прошлый месяц – около 150-ти мест незаконного складирования отходов.

Компанией проведено более  30 рейдов по республике. Свалки обнаружены: в Атырауской, Кызылординской, Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Карагандинской областях, а также в городах Алматы, Нур-Султан и Шымкент.

По 14 фактам (это около 88 объектов отхода) нарушителей привлекли к административной ответственности по ст. 344 КоАП с наложением штрафа в размере 153 тысяч тенге.  Более 20 мест отходов ликвидированы на месте. 

Эко-открытия в зелёной экономике

Голландская компания представила серийную версию Lightyear 0 с солнечной батареей. По словам производителя, в отличие от традиционного электромобиля, его можно не заряжать месяцами. Авто уже доступно для заказа, хотя цена 250 тысяч евро, что дороже Теслы. Машина оснащена пятью квадратными метрами солнечных батарей, что может обеспечить дополнительные 70 км запаса хода в день и до 11 тысяч км в год, а пауза между подключениями к розетке – до 7 месяцев (пробег между зарядками от терминала в таком случае составит около 7400 км). Даже в пасмурном климате солнечные панели дадут около 35 км пробега в сутки. Автомобиль, внутри которого пять посадочных мест, может разгоняться до 100 км/ч за десять секунд, а максимальная скорость – 160 км/ч.

Автомобили с бензиновым или дизельным двигателем перестанут продавать в Европе с 2035 года. Это решение депутатов Европарламента называют историческим, поскольку ранее звучала масса предложений притормозить переход ЕС на электромобили. Данный шаг связан со стремлением стран выполнить свои обязательства по сокращению выбросов СО2 и остановить глобальное потепление. Однако решение европарламентариев вызвало много вопросов у населения. Владельцы машин, опрошенные французскими журналистами, указывают на высокую стоимость электрокаров.

***

Стартап Paper / On The Rocks из Нидерландов научился превращать отходы сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности в бумагу. Она выглядит так же, как обычная, но при её производстве не требуется тот же объём ресурсов. Бездревесная альтернатива бумаге изготавливается из отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых. Работает это так: камни из карбоната кальция измельчаются в мелкую пыль, которую смешивают с небольшим количеством частично переработанного полиэтилена высокой плотности. При нагревании материал растягивается как воздушный шар и становится очень тонким. А после охлаждения листы можно сворачивать и резать так же, как бумагу на основе целлюлозы.

***

Новый способ добывания возобновляемой энергии из подводных течений внедряют в Японии. Технология может составить конкуренцию ветровым установкам и солнечным батареям. Более десяти лет машиностроительная компания IHI Corp разрабатывает турбину, которая использует энергию глубинных океанических течений и преобразует её в стабильный источник электроэнергии. Гигантская машина похожа на самолёт с двумя вращающимися в противоположных направлениях турбинными лопастями и центральным «фюзеляжем», в котором находится система регулировки плавучести. Подводный электрогенератор весит 330 тонн и размещается на морском дне на глубине 30-50 метров. Турбины планируют разметить в течении Куросио, одном из самых сильных в мире, которое проходит на востоке Японии. Энергию будут передавать по подводным кабелям.

Одним словом, весь мир начинает усиленно спасать себя, иначе мы останемся не только без природных ресурсов, но и возможности любоваться тем, что просто так подарила нам Вселенная. Казахстан, обладая невероятными природными богатствами и роскошной территорией, не должен остаться за кормой современных эко-тенденций.

Фото: Ержана АШИМ

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *