Жизнь волка и человека тесно взаимосвязаны. Так повелось с первобытных времён. Вначале, на заре цивилизации, когда не только волк, но и человек был активным хищником, они действовали сообща. Волки преследовали и находили раненую человеком добычу, первобытные охотники разделывали её, оставляя какую-то часть своим серым помощникам.
Волки и шакалы окружали стойбище, где подбирали отбросы, находили защиту от более крупных хищников – саблезубого тигра, пещерного медведя. При их приближении дикие собачьи поднимали тревогу рычанием и воем, чем оказывали услугу человеку, фактически охраняя стойбище. В это время и были заложены основы приручения волков и шакалов – родоначальников домашней собаки. Сила, быстрота, выносливость и охотничьи качества серого волка вызывали уважение человека-охотника и отразились в многочисленных мифах, сказках и преданиях.
Слово «волк» в индо-европейских языках появилось около 7000 лет назад. Образ волчицы-матери фигурирует в сказаниях и легендах многих народов мира. Хорошо известна история с двумя братьями Ромулом и Ремом. Согласно древней римской легенде, два брата-близнеца – сыновья Реи Сильвии и бога Марса, были выкормлены волчицей и воспитаны пастухом. Впоследствии – в VIII веке до н.э. – Ромул стал первым царем и основателем Римской империи. Капитолийская волчица, кормящая двух младенцев, в III веке до н. э. официально стала эмблемой могущественного Рима.
Похожий, возможно, даже более древний миф существует и в Азии. У предводителя одного из древнейших народов, населявших некогда Азию и Восточную Европу, было две дочери. По красоте с ними могли сравниться только солнце и луна. Отец решил, что они предназначены богам и заточил дочерей в высокую башню. Бог неба Тенгри услышал отцовские молитвы и послал к сестрам сизогривого волка. Старшая сестра испугалась, а младшая пошла следом за волком. Потомки младшей дочери и волка и дали начало могущественному племени гуннов, оставивших огромный след в истории человечества. Воинственные гунны в IV–III веке до н.э. покорили многие народы на территории от Китая до Европы. Однажды они напали на государство уйсуней. Жестокие гунны перебили все племя, кроме маленького сына вождя. Мальчишку просто бросили в степи, где он стал плакать. И вдруг военачальник гуннов увидел, что прилетел ворон и бросил мальчику кусок мяса, потом из кустов вышла волчица и покормила ребенка своим молоком. Гунны поняли, что мальчику покровительствуют боги, и взяли его с собой. Сын вождя вырос, стал могучим воином и царем уйсуней. Как видите, и здесь не обошлось без волчицы.
В Средней Азии распространена легенда о происхождении тюрков от голубого волка, точнее сына человека и волка – Ашина. Давным-давно счастливо и мирно жили предки тюрков. Но однажды напало на них дикое племя и всех разгромило. В живых остался один мальчик, у которого враги в насмешку отрубили руки и ноги и бросили умирать. Бог Тенгри пожалел его и послал искалеченному ребенку волчицу, у которой охотники убили волчат. Волчица зализала раны и выкормила человеческое дитя. Когда мальчик вырос, он женился на волчице, в это время враги вернулись и смертельно ранили юношу, чтобы стереть тюрков с лица земли. Но Тенгри не допустил этого. Бог дал волчице крылья, и она вместе с раненым юношей взлетела на вершину неприступной горы. Здесь, на альпийских лугах юноша умирает, но у волчицы родятся от него десять сыновей. Они взяли в жены девушек из соседних племен и продолжили род. Один из потомков волчицы – Ашина становится предводителем возрожденного тюркского народа.
Вообще с рождением и воспитанием детей и волком до сих пор связано много поверий. Так, узбеки пользуются оберегами-амулетами, которые вешают на детские колыбели или у постели будущей матери. Их изготавливают из когтей, зубов, костей, лап и шкуры волка. Считается что эти амулеты предохраняют от «дурного глаза», а волчьи половые органы помогают роженице при тяжелых родах.
В IX–X веках на Сырдарье существовало государство огузов. Огузы – объединение тюркских племён. Однажды в древней тюркской семье у огузов родился очень способный и развитый ребёнок. Мальчик мог разговаривать с богом неба Тенгри. Когда мальчик подрос и стал джигитом, он женился и выступил в военный поход. Бог неба Тенгри послал джигиту огромного голубого волка, который всюду сопровождал войско и обеспечивал победу Огуз-кагану. Подобные легенды существуют у туркменов. 11 племён в Туркмении ведут свой род от волка. Волк считается символом свободы и священным животным у чеченского народа.
Оставим Азию и Кавказ, обратим свой взор на север. Серый волк – обычный персонаж русских сказок. Причём только в последнее время он глупый и невезучий зверь, а в ранних сказаниях он выступает в роли доброго спасителя и умного покровителя главных героев. Серый волк предупреждает об опасности, а в трудную минуту на своей спине уносит Ивана Царевича и Василису Прекрасную от беды неминучей. В сказках северных народов волки тоже играют положительную роль. У эскимосов волки, как справедливые судьи, наказывают жадных и жестоких людей и защищают бедных сирот. У чукчей и коряков был праздник волка. А жители Камчатки считали, что в рождении близнецов повинен волк, так как от одного мужчины не могут родиться два ребенка. Здесь волк выступал в роли родственника. Славянские богатыри Валигора и Вырвидуб, согласно преданию, также были выкормлены волчицей и медведем. Древние германцы и хетты не только поклонялись волкам, но и, выступая в боевые походы, одевались в волчьи шкуры, а в бою выли по-волчьи. Вся мифология Евразии – от Индии до Шотландии – проникнута духом волка. А что с другим полушарием? Какое место в жизни людей занимал волк на Американском континенте?
Как ни удивительно, и здесь задолго до колонизации Америки североамериканские индейцы почитали волка и его ближайшего родственника – койота. Волк был главным тотемом у ирокезов, гуронов и других индейских племен. Тотем – это не просто божество или священное животное, от тотема племя вело свой род. Роль койота вообще уникальна. Койот у северо-американских индейцев – это не просто зверь. Койот олицетворяет космогонические силы мироздания. Существует много забавных сказок, в которых койот потешается над глубоким смыслом мирового бытия, как бы напоминая человеку и другим живым существам, что не стоит все воспринимать очень серьезно: наша жизнь и сама Земля просто результат случайных совпадений. Философия койота – это философия бесшабашного хулигана и циничного еретика.
От охоты и простого собирательства человек перешел к скотоводству и земледелию. И тогда волк, увы, из соратника превратился в конкурента и врага. Волк нападал на стада прирученных буйволов, лошадей, коз и баранов, а этого человек простить не мог. Отношение к волку меняется: из священного животного, родоначальника племени, волк превращается в исчадие ада, заслуживающее немедленной кары и полного истребления. В это время, в первую очередь в Европе, появляются легенды о волке как о негативном существе, мистическом и кровожадном убийце. В Белоруссии, Западной Украине, Польше, Румынии возникло поверье о вовкулаках.
Вовкулак, или вурдалак, вампир, оборотень – это человек, который с помощью темных сил превращается в волка, нападает, пьёт кровь и пожирает не только других зверей, но и неповинных людей. Чтобы стать на время волком надо найти в лесу гладко срубленный пень, воткнуть в него с приговором нож и перекувырнуться через него – станешь оборотнем; порыскав волком, надо забежать с другой стороны и перекувырнуться обратно. Если же кто-нибудь унесёт нож, то останешься навеки волком. В старину верили в подобные сказки и волков беспощадно преследовали.
В результате объявленной хищнику войны человек победил. В Европе волк был уничтожен: в Англии в начале XVI века, в Ирландии в начале XVII века, в Шотландии последнего волка убили в 1743 году, во Франции волк в основном был истреблен к 1870 году. В Евразии борьба с волком ведётся на протяжении уже нескольких столетий. В Северной Америке переселенцы из Европы сначала также занимались уничтожением волка.
Но в последние десятилетия отношение к хищным зверям кардинально изменилось. Во многих странах приняты законы об охране волков, проводятся работы по их восстановлению и реинтродукции, созданы сотни общественных организаций любителей этих животных, питомники по передержке и разведению волков. Человек осознал, что волк как биологический вид имеет полное право на жизнь и занимает важное место в экосистемах Земли. Большую роль в изменении взглядов на волка сыграли учёные. Исследователи рассказали обществу об интересной и сложно организованной жизни этого сообразительного хищника.
Кто же он – волк?
Обыкновенный, или серый волк образует ряд подвидов. В пустынной и степной зоне живут мелкие представители весом 30–35 кг, а лесные и полярные, или тундровые волки – самые крупные. Их масса обычно не превышает 40–45 кг, но зарегистрированы и рекордсмены: в Кировской области России известна добыча волка весом 76 кг, на Алтае – 72 кг, в Ямало-ненецкой тундре – 66 кг, в Белоруссии – 81 кг. Рост в плечах таких зверей достигает 1 метра.
Волк – активный ночной хищник. За ночь зверь проходит обычно 20–30 км, иногда до 70 км, а в тундре – до 150 км. При спокойном передвижении рысью волк развивает скорость 20–30 км в час, а при преследовании добычи его скорость возрастает до 50 км в час и на короткой дистанции – до 65 км в час. Волк отлично плавает, его трудно догнать на весельной лодке.
Питается волк разнообразными животными и некоторыми кормами растительного происхождения. Из растительности волки любят поедать лесные ягоды, плоды диких и садовых фруктовых деревьев, на юге – дыни и арбузы, кукурузу. Летом волк ест много беспозвоночных: разных жуков, кузнечиков, медведок. Очень важную роль в питании волка занимают грызуны: мыши, полевки, хомяки, ондатры, тушканчики, суслики, пищухи, сурки. Эти мелкие зверьки утоляют голод в период неудачной охоты на крупную добычу. Из крупных животных чаще всего жертвами волков становятся копытные: в степи – сайгаки, в тундре – северные олени, в лесах – кабаны, олени, косули, лоси, в горах – архары, серны, маралы. Волк охотно поедает падаль, а где может – рыбу. Он длительное время может оставаться голодным: ничего не есть на протяжении двух недель, оставаясь при этом по-прежнему сильным и выносливым. Но изголодавшийся волк способен съесть 8–10 кг мяса за раз. Обычная суточная норма волка в природе 1,5–2 кг мясной пищи.
Охота волка на копытных не всегда успешна. Так, зоологи наблюдали, как в 14 охотах стаи волков на оленей только в одном случае хищники добились успеха. При охоте на копытных волки применяют разнообразную тактику. Известны способы добычи загоном, из засады, преследованием, окладом, подкарауливанием. Во время охоты зверь умело использует рельеф местности и погодные условия: загоняет копытных в глубокий снег, на наст, в топкие солончаки, на лед замёрзших озёр и речек, выгоняет жертву к обрыву, с которого она срывается, на каменистые осыпи, в кустарник и бурелом, где движения ограничены. Такое разнообразие методов добывания пищи свидетельствует о высокой степени развития психики волка.
Волк – социальное животное. Основой волчьей стаи является семья. Волк и волчица – преданные супруги, живут вместе всю жизнь или до гибели одного из партнёров. С матёрыми волками-родителями живут щенки. Волчата этого года называются прибылые, а молодые, 2–3-х летнего возраста – переярки. Численность такой семейной группы составляет 8–16 особей. Встречаются большие стаи – до 30–40 животных.
В конце января – феврале, а в некоторых местах – в марте наступает пора волчьих свадеб. Беременность у волчицы длится, как и у домашней собаки, 62–65 дней. В конце марта – апреле, иногда в мае, самка рожает в логове 5–6 волчат. Количество щенков варьирует, у молодых волчиц бывает 2–3 волчонка, а у матерых – до 10–12 и даже 15 детенышей. Логово волк делает в норе или в густом кустарнике, под корнями поваленного дерева. Мне приходилось обследовать логово волка 9 апреля в заповеднике Аксу-Жабаглы. Нора была достаточно широкой, чтобы пролезть в нее. Сначала на протяжении примерно 2–2,5 метров ход в логово шёл прямо и немного вниз, а потом круто, почти под прямым углом поворачивал налево и вверх. После того, как я с трудом преодолел этот изгиб, нора расширилась. Здесь было что-то наподобие просторной округлой камеры высотой около метра, так что можно было сесть, согнувшись. От камеры в стороны отходило несколько неглубоких отнорков, где от меня прятались два волчонка в возрасте 12–14 дней, у них недавно открылись глаза. Нора была выкопана в мягком грунте на северном склоне. Никакой подстилки в норе не было.
Логово волки всегда устраивают вблизи источника воды: речки, родника или даже временного водоема, образованного весенними талыми водами. Интересно, что около своего логова волки никогда не охотятся, ведут себя очень осторожно. При малейшем беспокойстве самка переносит потомство в другое место. Волчица кормит щенков молоком до 1,5 месяцев, в это же время волк-отец отрыгивает волчатам полупереваренное мясо, а потом приносит живую добычу. Получая такое полноценное питание, волчата быстро растут.
В июле-августе начинается их обучение: молодые знакомятся с территорией, другими членами стаи. По утрам и вечерам в это время слышен многоголосый вой – волчий концерт. Волчья песня производит на человека неизгладимое магическое впечатление. Вой начинает матёрый волк с низких густых нот на пороге слышимости, сначала просто не понимаешь, что это. Задрожала земля перед землетрясением или лес «застонал»? Но вот до сознания доходит, что это воет волк, становится жутко, мороз пробегает по коже. К величественному голосу матерого присоединяется заунывный вой волчицы и звенящий, торопливый, с подлаиванием взахлеб, хор молодой стаи. Постепенно разноголосая мелодия становится синхронной, набирает силу и вот уже мощная песня катится над лесом в лунную ночь. В ней сосредоточено все: вселенская тоска, страх, угроза, тайна бытия, отголоски первобытного прошлого и борьба за жизнь в настоящем. Волчьи концерты – одно из самых загадочных явлений в природе.
Настоящее обучение молодёжи искусству охоты начинается в октябре-ноябре. Именно в это время не редкость их опустошительные набеги на отары и стада домашних животных, когда волки режут подряд десятки голов скота. Такие случаи, не что иное как волчьи «курсы молодого бойца». Однажды в 2 км от села Жабаглы семья волков зарезала 84 барана за одну ночь. Кажется, такому бессмысленному (ведь волк не может съесть столько мяса) кровопролитию нет оправдания. Отчасти в нем виноват и чабан, который не закрыл овец в кошаре, а оставил в поле. Волки воспользовались оплошностью человека и преподали жестокий урок, обучая молодёжь приёмам убийства беззащитных животных. Конечно, животноводам необходимо учитывать особенности охотничьего поведения хищников и предупреждать случаи подобных нападений на домашний скот. Опыт показывает, что при умелой пастьбе и охране стада потери от хищных зверей минимальны.
У каждой стаи волков существует своя пищевая специализация. Одни охотятся преимущественно на мышей, другие на оленей, третьи на домашних животных, включая дворовых собак, ну а четвертые скромно ходят на скотомогильники и поедают падаль. Для человека опасен только бешеный, больной волк. Здоровый зверь, вопреки предрассудкам, на людей не нападает.
Владимир Шакула
ОО «Дикая природа», заповедник Аксу-Жабаглы
с. Жабаглы