В двухтысячном году Индонезию посетило пять миллионов туристов. Из них 90 процентов отдыхали на морских курортах и только десять процентов путешествовали по стране в поисках природы и культурных достопримечательностей. В 2018 году Индонезию посетило почти 16 млн. туристов, и среди них более миллиона интересовались познавательными турами.

Министр туризма Индонезии запускает рекламную кампанию, которая позволит в 2020 году достичь потока иностранных туристов в 20 млн.

В минувшем году Индонезию посетило более шести тысяч казахстанцев – большая часть отдыхала на острове Бали. В 2018 году в Индонезии побывало два с половиной миллиона туристов из Малайзии, примерно столько же из Китая, 1,7 – из Сингапура, 1,3 млн. из Австралии и 1,7 млн. из Восточного Тимора, 90 тыс. туристов из Испании, 120 тысяч из Росии и 567 тыс. туристов из США.

Спрос на разные виды туров имеет прямую корреляцию со страной проживания туристов. Экологическими и познавательными видами туризма в первую очередь интересуются туристы из Европы и США. Туристы из стран – членов Ассоциации Юго-Восточной Азии интересуются пляжным отдыхом и сакральным туризмом.

В минувшем году доходы Индонезии от международного туризма составили 14 млрд. долларов США, что составило 7,3 процента от общего экспорта. Темпы роста оборота туристической индустрии Индонезии растут быстрее других отраслей экономики, хотя экономика Индонезии развивается довольно динамично. В 2018 году темп прироста ВВП Индонезии составил 5,2 процента. Для примера, в Казахстане этот показатель составил 4,1, а в России от 1,2 процента.

Кроме ВВП есть ещё один важный международный показатель. Он называется Happy Planet Index, или «Индекс Счастья». В Индонезии он составляет 35,7 пункта. Для сравнения, в США – 20,7, в Казахстане – 19,1, а в Российской Федерации – 18,7.

В докладе Группы высокого уровня ООН по глобальной устойчивости говорится о том, что материальное благосостояние не может быть единственным мерилом благополучия.

Восьмой Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил с высокой трибуны, что внутренний валовой продукт не учитывает социальные и экологические издержки так называемого «прогресса». Он считает, что миру нужна новая экономическая парадигма, которая бы отражала взаимосвязь трёх столпов устойчивого развития. По его мнению, социальное, экономическое и экологическое благополучие – не разделимы. Вместе они и составляют «валовое глобальное счастье».

Такой показатель, как валовой внутренний продукт, он тоже, конечно, важен, но всё же вторичен. ВВП – это часть ВВС (внутреннее валовое счастье). Целое – всегда больше его части. Деньги нужны для счастья, а не наоборот.

Ещё один важный показатель – это Индекс экологического следа. В Индонезии он составляет 1,6 пункта, в Германии – 5,3, в США – 8,2, в Росии – 5,7, а в Казахстане – 5,6.

Под термином «экологический след» (ecological footprint) понимают меру воздействия человека на среду обитания. Этот показатель помогает рассчитать размеры территории, необходимой для производства потребляемых нами экологических ресурсов.

По данным доклада WWF, на протяжении более чем 40 лет потребление человечеством природных ресурсов превосходило способность Земли к воспроизводству, что привело к дефициту биоёмкости. По оценкам экологов, для воспроизводства всех ресурсов, которые потребляет человечество ежегодно, нужно примерно полторы планеты Земля.

Как мы видим, в Индонезии этот показатель значительно ниже, чем во многих других странах. Наземные особо охраняемые природные территории (заповедники и национальные парки) занимают 12,2 процента площади Индонезии и 3,1 – морские ООПТ.

Охрана природы в Индонезии – символ Патриотизма

В стране действует очень жёсткое природоохранное законодательство. Комодский варан – эндемик острова Комодо. Самая крупная ящерица планеты. На земле осталось 3200 особей этих редких животных. Несмотря на то что комодские вараны могут представлять определённую опасность для человека, особенно для детей, за последние годы не зарегистрировано ни одного случая браконьерства на этих редких животных. Охота на комодских варанов была запрещена ещё в колониальные времена голландской администрацией, а сейчас за убийство варана предусмотрено пожизненное заключение. Население острова понимает, что дракон является национальным брендом, привлекает туристов и косвенно обеспечивает доходы, необходимые для удовлетворения жизненных потребностей населения.

После обретения независимости охрана природы в Индонезии стала одним из символов патриотизма. Это очень важный момент. Жители разных стран, разные этносы и социальные группы по-разному восприимчивы к идеям патриотизма, к принципам охраны природы и к соблюдению норм и законов в целом. Нужно сказать, что браконьерство в Индонезии – явление исключительно редкое. И связано это, по-видимому, с национальным характером.

Индонезийцы считают, что человек, устроивший пьяный дебош или просто шумевший и скандаливший в общественном месте, теряет лицо. После такого соседи его перестают уважать. Для любого индонезийца репутация – это капитал. Потерять её страшно.

Тем не менее в стране под угрозой исчезновения находится 191 вид млекопитающих, 160 видов птиц и 166 видов рыб.

В двадцатом веке вымерли балийский и яванский тигры, а суматранский тигр находится на грани исчезновения.

Впервые балийский тигр был убит на острове Бали в 1913 году бароном Оскаром Войничем (барон описал этот случай в собственной книге «В Восточном Индийском архипелаге», вышедшей в Будапеште в 1913 году). Последний балийский тигр был застрелен в 1937 году в Западном Бали. Подвид был объявлен вымершим 27 сентября 1937 года, после того как последнего тигра, взрослую самку, застрелили в Западном Бали.

Яванский подвид тигра вымер предположительно в 80-е годы прошлого века из-за охоты и разрушения среды обитания. Уже к середине XX века численность яванских тигров сократилась до 25 особей. Последнего яванского тигра видели в природе в 1979 году. Хотя время от времени поступают непроверенные сведения о встречах, достоверность их вызывает у учёных сомнения. В 1972 году численность яванских тигров сократилась до семи особей, обитавших на территории Meru Betіrі Forest Reserve, и, возможно, ещё пять особей обитали на других заповедных территориях. В 1979 году оставалось лишь три особи.

Популяция тигров суматранского подвида насчитывает около трёхсот особей. Ареал подвида вне особо охраняемых территорий стремительно сокращается из-за экстенсивного расширения хозяйственной деятельности человека. В августе 2011-го была создана специализированная ООПТ для суматранских тигров на острове Бетет у побережья Южной Суматры.

Яванский носорог также находится в критическом состоянии. Он сохранился только в национальном парке «Уджунг-Кулон» на острове Ява в Индонезии. Популяция насчитывает пятьдесят особей.

Численность суматранских и калимантанских орангутанов за последние полвека сократилась в четыре раза из-за деградации среды обитания из-за хозяйственной деятельности, но после того как в Индонезии начался процесс экономической модернизации, появились средства для организации особо охраняемых территорий и на природоохранные проекты.

Недавно около 70 суматранских орангутанов переселили из охваченных хозяйственной деятельностью регионов в национальный парк «Букит Тига Пулух».

Критерии экотуризма

Огромный потенциал для экологического туризма имеют морские побережья. Сноркелинг и дайвинг – очень популярные виды отдыха, которые соответствуют всем критериям экотуризма. С одной стороны, богатый подводный мир коралловых рифов привлекает туристов, с другой стороны, туристы могут нанести ущерб хрупким подводным экосистемам при чрезмерном использовании. Определить тонкую красную линию, отделяющую пользу от вреда, призвана устойчивая система управления туристическими ресурсами называемая экотуризм.

Существует несколько определений экотуризма, самое краткое из которых гласит, что экотуризмом называют те виды туризма, которые способствуют охране природы.

Международный союз охраны природы (МСОП) под экологическим туризмом, или экотуризмом, понимает «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности».

WWF даёт сходное определение: «Экотуризм – это туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создаёт такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения».

И тут неизбежно встаёт вопрос: способствует ли сохранению природы массовое паломничество в дикую природу толп туристов?

На этот вопрос одним предложением ответить невозможно, но можно тремя.

– Неорганизованные туристы, особенно приезжающие в места обитания животных на транспортных средствах, не только не способствуют охране природы, но, напротив, вредят, создавая дополнительный фактор беспокойства.

– Экологический туризм может способствовать сохранению природы, если соблюдаются нормы рекреационной нагрузки. В Индонезии за образец взята лучшая в мире северо-американская система национальных парков. Рекреационная зона занимает незначительную часть парка: процентов 10–15 территории. Сюда проложены дороги, здесь развита туристическая инфраструктура (рестораны, отели, смотровые площадки).

Используя для туризма 15 процентов площади, ООПТ получает большие средства на содержание остальной территории. 85 процентов ООПТ – это зона покоя, где животные могут отдохнуть от назойливого внимания человека.

– Туристы должны платить, а заплаченные ими деньги должны способствовать удовлетворению жизненных потребностей местного населения. Местное население начинает ценить свои природные ресурсы в том случае, если они приносят им выгоды.

По данным сайта TripАdvisor, 30 процентов современных туристов называют себя экотуристами. Также 85 процентов из 10 тысяч опрошенных экологических туристов ответили, что при выборе туристической программы они обращают внимание на экологическую составляющую. Людям приятно осознавать, что тратя свои деньги, они способствуют сохранению дикой природы. Особенно это касается специальных туристов. Если человек приехал посмотреть на какой-то редкий вид животного, то для него важно осознавать, что его деньги пойдут на сохранение именно этого вида.

В каких же сегментах международного туристического рынка востребованы экологические туры?

Сейчас насчитывается около 25 млн. человек, увлечённых наблюдением за зверями и птицами. Они как бы коллекционируют увиденные виды. Поскольку Индонезия богата эндемичными видами, то поток специальных клиентов растёт с каждым годом.

В каждом ценовом диапазоне своя целевая группа.

Управленцы среднего и высшего звена с доходами выше среднего готовы оплачивать специальные «приключенческие» экспедиции в самые экзотические места. К этой же группе относятся специалисты: учёные, фотографы, журналисты и блогеры, для которых такие путешествия связаны с профессиональными интересами.

Люди старше пятидесяти и пенсионеры позволяют себе «посмотреть мир» в стандартных путешествиях, большими группами, в среднем бюджетном диапазоне, и без особого экстрима. Молодые люди, большей частью студенты, участвуют в самых дешёвых экотурах с минимальным уровнем комфорта либо стараются попасть в волонтёрские программы.

Казахстанские туристы уже достаточно хорошо освоили пляжные курорты острова Бали, но увлекательные путешествия по национальным паркам Индонезии у нас ещё впереди.

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *