Ольга ЗОРИНА
Фото Деонисия МИТЬ
В Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева при поддержке Министерства иностранных дел РК, офиса ООН и компании Ipsum Finance открылась персональная выставка известного казахстанского фотохудожника Деонисия Мить. Экспозиция, названная «Казахстан – страна гор и степей», посвящена 25-летию творческой деятельности автора. Всего представлено 50 фото-картин, распечатанных на холсте, среди которых презентуются и масштабные панорамные композиции. Увидеть работы можно до 10 января 2022 года.
Не случайно местом для проведения выставки работ Деонисия Мить стал зал Востока. Здесь не так давно находились работы знаменитого философа и певца природы Николая Рериха. Как Рерих умел чувствовать настроения и пейзажи гор, видеть и создавать неповторимый цветовой колорит, так и Мить нашел свое видение красоты, которая нас окружает.
Не просто с фотографиями, а с произведениями искусства Деонисия Мить, действительно, можно совершать виртуальные путешествия. Знаток природы Казахстана, альпинист, он может сутками, месяцами, а порой и годами отслеживать нужный ракурс, необходимое и видимое только ему состояние атмосферы. Потому и каждой фотографией зритель всегда удивлен. Кажется, что поймать, выхватить из окружающей среды какой-то редкий отблеск, контраст, подсветку нереально. Но потому и не каждый из нас фотограф, и даже не каждого фотографа можно назвать большим профессионалом.
– Персональная выставка «Казахстан – страна гор и степей» является промежуточным подведением итогов, своеобразным отчетом о многолетнем изучении уникального разнообразия природных ландшафтов, очаровывающих каждого, кто хоть раз побывал в этих краях. Среди представленных на выставке фотопейзажей можно увидеть серию работ, привезенных из Западного, Северного, Центрального и Южного Казахстана. Вот Прикаспийская низменность, вот плато Устюрт полуострова Мангыстау, вот «Сибирская Швейцария» – Боровое, а вот возвышается над Жетысу Заилийский Алатау, а здесь из-под низко стелящихся облаков обнажаются заснеженные хребты Северного Тянь-Шаня. Произведения Деонисия Мить – это повествование, фото-рассказ о стихиях, неподвластных человеку, – о стихии воды, земли и воздуха. Поэтому персонажи, как таковые, будь то человек или животное, встречаются не часто, становясь контрастно малым, почти незаметным пятном на фоне всей головокружительной масштабности представленных панорам, – говорит куратор выставки, искусствовед Оксана Танская. – Деонисий Мить предпочитает сложные, многослойные композиционные решения, сочетающие в себе одновременно прямые и диагональные линии, плавные и ломаные контуры, холодные и теплые оттенки, – играет с кадром. Фотографическая «полиритмия» в купе с чёткой детализацией первых планов и мягкой моделировкой тональных переходов дальнего плана создают непоколебимую иллюзию трёхмерности пространства. В живописи такой приём использования сильных и смелых контрастов между светлыми и тёмными областями получил название «сфумато», а в искусстве фотографии подобную цветовую и тоновую настройку называют «кьяроскуро». Вместе с тем, Деонисий весьма точно и очень правильно расставляет акценты, иногда центрируя кадр, иногда помещая главный объект фотографии в точку схождения основных линий, а иногда выделяя его резким контрастом или цветом.
Работая над созданием фотографии, Деонисий предпочитает наблюдать пограничные состояния природы: на закате дня, во время утренней зари или перед грозой, когда все пространство степи и гор, вместе с белоснежными ледниками озаряется розовыми, оранжевыми, янтарными оттенками. Он буквально ловит, останавливает мгновения, придавая этим мгновениям еще большей таинственности, ещё большей зрелищности.
Совершенно невообразимые контрасты в пейзажах даются ему словно легко: вот сочная зелень степи граничит с алыми тюльпанами, разбивая фотополотно на две разные части, а вот туманы обнимают коронованную гостиницу «Казахстан», создавая волшебный шлейф загадочности, а вот горы, уходящие к самому краешку неба, уплывают от нас далеко-далеко, высоко-высоко. В горах автору, кажется, живётся наиболее комфортно.
– Я живу в горах, а в городе просто работаю, – откровенничает Деонисий.
Он с детства ходит в горы, и его знает практически каждый альпинист, а не только фотограф и ценитель прекрасного. Деонисий говорит, что мечтает попасть на все вершины мира, на которых еще не бывал, в том числе, желает осуществить мечту подняться на Эверест.
Мало кто знает, что человек он и воцерквленный, воспевающий и величественную тайну и красоты храмов Казахстана.
Принимает он иногда и участие в таких необычных проектах, как-то «Реинкарнация работ художника Сергея Калмыкова» для «Ночи в музее» Кастеева. В нём он выступил не только, как фотохудожник всех воссозданных картин известного алматинского гения, но и как один из главных персонажей холста под названием «Человек с Орденом Мухи». И на открытии данной выставки Деонисий стал главным героем для фоторепортажей, одним из любимых для многих казахстанцев.
Алматы
Метки:
Деонисий МИТЬ Музей им. А. Кастеева Ольга Зорина природа Казахстана фотовыставка фотовыставка в Алматы