Азамат ОМАРОВ
2019 год – время важных качественных изменений в туриндустрии Казахстана.
Но пандемия коронавируса стала для неё серьёзнейшим испытанием. Как будет дальше развиваться туристическая отрасль страны?
Об этом мы попросили рассказать председателя правления национальной компании Kazakh Tourism Ержана Еркинбаева.
Ержан Маликович, расскажите, что уже сделано с начала года…
– В январе совместно с национальными отделениями международного клуба SCIJ (Международный клуб журналистов-лыжников) из России и Казахстана, горным курортом «Шымбулак» мы выиграли право проведения этого престижного мероприятия на территории Казахстана в 2021 году. Учитывая большой потенциал горнолыжного кластера, нам есть что показать и чем удивить взыскательную журналистскую аудиторию, а их, даже по скромным расчётам, приедет более ста человек.
Что интересно, привлечение и проведение таких мероприятий – это именно тот формат событийных проектов, на которые мы ориентируемся: участники прибывают за свой счёт, местный стейкхолдер, «Шымбулак», например, берёт на себя все организационные моменты. То есть фактические затраты государства ограничиваются только организацией пре- и посттуров и других программ. А благодаря публикациям этих журналистов по завершении мероприятий мы сможем в итоге с минимальными затратами привлечь широкую аудиторию.
В начале года одним из знаковых событий для нас стало вступление в ICCA (International Congress&Convention Association) от лица Министерства культуры и спорта Республики Казахстан. Членство в ICCA является частью плана по развитию MICE-туризма в Казахстане. Сотрудничество с этой ассоциацией даёт возможность участвовать в конкурсах (биддингах) на проведение мероприятий различных международных ассоциаций у нас в стране, как тот же SCIJ.
По данным ICCA, в 2018 году в Казахстане проведено всего девять мероприятий, соответствующих критериям (т.е. участие в мероприятии не менее 50 международных делегатов, из не менее трёх стран, само мероприятие при этом должно проводиться ежегодно в разных локациях). И по этому показателю мы на 99-м месте среди 117 стран. Есть уверенность в том, что по итогам 2019 года мы улучшим этот показатель минимум на десять пунктов.
Большим событием для нашей отрасли стала новость о том, что в скором времени в Казахстане откроются швейцарские школы гостеприимства (Les Roches и SHL») и академия ЮНВТО. На данный момент на территории бывшего СССР такая академия есть только в Грузии, но в скором времени ожидается открытие в Португалии и КНР.
Первостепенной задачей центра на ближайшие годы является подготовка 1200 специалистов из числа уже работающих в отрасли, а также новых кадров. Упор будет сделан на линейный персонал гостиниц и ресторанов, а также на среднее звено менеджеров в отделах с наибольшей текучестью кадров, как сервис номеров, обслуживание в ресторанах, гастрономия, общепит, продажи, маркетинг и др.
По программе Les Roches будут подготовлены топ-менеджеры отрасли, SHL возьмёт на себя функцию по переподготовке кадров и реализации краткосрочных курсов обучения, а представительство академии ЮНВТО выступит научно-академической и аналитической подпиткой образовательного процесса, предоставляя доступ к самой последней информации в отрасли, трендам, научным исследованиям. Наличие такой академии поможет увеличить привлекательность дестинаций в академическом плане: специалисты будут способствовать привлечению иностранных студентов и международных мероприятий ЮНВТО в Казахстан.
Что интересно, с начала года Казахстан как место для следующего отдыха отмечено в ряде крупных зарубежных изданий, а также в аналитических материалах профессиональных объединений.
К примеру, Британское общество бэкпэкеров (British Backpacker Society) ежегодно составляет рейтинг стран обязательных к посещению, и в 2020 году для любителей самостоятельного и активного путешествия предлагают посетить Казахстан. Согласно данному рейтингу, наша страна расположилась на 5-м месте среди стран mustvisit по итогам голосования экспертов в сфере приключенческого туризма со всего мира, входящих в состав данного общества.
Авторитетное британское издание The Telegraph отметило Казахстан в своём рейтинге самых быстрорастущих туристских дестинаций.
Ежедневная газета на английском языке Gulf News, издаваемая в Дубае (ОАЭ) с 1978 года, опубликовала пост, в котором их читатели определили ТОП-20 туристских дестинаций по всему миру, в котором Большое Алматинское озеро вошло в пятёрку лучших.
Ежедневная французская газета «Фигаро» (фр. – Le Figaro) с ежемесячной аудиторией 87 млн. человек опубликовала статью «Пять причин посетить Казахстан. Страна горнолыжного отдыха, степей и небоскрёбов».
То есть можно говорить, что из страны terra incognita мы обозначились на мировой карте туризма. Нас уже прочно начинают ассоциировать с направлением для приключенческого и активного отдыха.
Что планируется на этот год?
– Начало этого года мир потрясло, ставшее уже пандемией, заболевание COVID-19, что незамедлительно сказалось и на всей travel-индустрии.
Поэтому нам пришлось скорректировать свои планы в сторону отмены или переноса мероприятий.
С самых первых сигналов от властей КНР касательно вируса нашей компанией пересмотрены запланированные мероприятия на 2020 год в Китае, впоследствии и в других странах, где распространился вирус. В частности, отменено участие в международных туристских выставках COTTM в Пекине, ITB в Берлине, MITT в Москве, перенесены роуд-шоу, инфо- и пресс-туры на второе полугодие.
Но продвижение и рекламу, в том числе в социальных сетях КНР, планируем продолжать, чтобы оставаться на радаре у потенциальных туристов в дальнейшем, после спада кризиса.
И на этот год в планах – усилить работу в части создания контента, раскрывающего туристский потенциал страны, а также особый акцент сделать на продвижение через цифровые каналы.
Большое внимание уделяется и внутреннему туризму, в особенности развитию школьных туров. К примеру, в этом году в пилотном режиме планируем реализовать проект «Детский туристический поезд» по двум маршрутам:
1) Актобе – Актау – Атырау – Уральск – Актобе;
2) Нур-Султан – Байконур – Туркестан – Шымкент – Тараз – Алматы – Нур-Султан.
Участие в проекте примут более 400 детей со всех уголков страны в возрасте от 12 до 15 лет.
В этом же году ожидаем запуск проекта Kids Go Free, который будет действовать в каникулярное время. Основным условием меры является механизм «1+2» (на 1-го взрослого бесплатно 2 детей), то есть при путешествии двух взрослых родителей четверо детей имеют возможность осуществить перелёт бесплатно.
Баянаульский национальный парк
С другой стороны, сам рынок авиаперевозок становится доступным для казахстанцев как в ценовом, так и в плане географии. Только с начала года запустились более 10 новых рейсов благодаря отечественному лоукостеру Fly Arystan».
Помимо этого летом этого года анонсировано открытие крупных гостиничных комплексов в курортных зонах страны. Например, в Актау на берегу Каспийского моря откроется пятизвёздочный отель с концепцией all inclusive, в Бурабае – четырёхзвёздочная гостиница Wynd-ham Garden с концепцией восстановления здоровья, в Туркестане – гостиница семейства Rixos.
Такие меры однозначно позволят в разы увеличить внутренние потоки. Если учесть, что в стране сейчас идёт инфраструктурный бум, в особенности в ТОП-10 туристских дестинаций, то в ближайшие годы мы придём к тому, что соотношение выездного потока к внутреннему будет в пользу последнего.
Нур-Султан
Фото предоставлено АО «НК Kazakh Tourism»
Метки: