Автор текста: Надежда ПЛЯСКИНА
Фото автора и Владимира ЗАИКИНА
Мотоциклист жмёт на газ, на спидометре скорость за 60, но тазы не отстают. Мгновения и борзая хватает муляж лисицы. В поле близ аула Караой прошли забеги «Кумай тазы», в которых ловкость, выносливость и быстроту продемонстрировали более 60 четвероногих охотников.
Про тазы ходит много легенд и сказок, но одно правда – эта порода особенная. Недаром казахи никогда не называют их собаками, а говорят – моё богатство. В былые времена тазы давали лучшее место в юрте и кормили с хозяйского стола. И было за что. Тазы, охотясь с хозяином могла прокормить целый аул в голодные времена.
Самки – лучшие охотники
… По дороге к месту состязаний нас обогнало несколько автомобилей за которыми, высунув языки, бежали тазы. Оказывается это своеобразная тренировка перед забегами, чтобы борзая размялась и разогнала кровь после долгого переезда.
– Я приехал с Чилика, это 160 км и конечно подъезжая, я выпустил своих тазы, чтобы они порезвились, справили нужду. А то начнётся курсинг (полевые испытания с приманкой. – Авт.), а борзой «приспичило», – улыбается Рашид Атамбай.
Рашид Атамбай со своими охотницами
У Рашида десять тазы, из которых он пять привёз на забег. Это не первые такие состязания, в которых они участвуют.
– Сегодня выставлю четырёх сук и одного кобеля, – говорит он. – У меня девочек больше, потому что они лучшие охотники. Обычно в забегах участвуют с года, моим сейчас по десять месяцев, но они уже готовы бежать. Девять лет назад ко мне в яблоневый сад (Рашид – управляющий яблоневым садом. – Авт.) пришла тазы. Вокруг было много рабочих, но она как хвостик пошла за мной. Я её отвёз домой, назвал Береке («Благословение») и вот с неё и началось моё увлечение этой породой. За это время у меня много тазы было. К сожалению, не редки случаи, когда воровали, отравляли моих собак.
В прошлом году мои щенки, им был всего год, выиграли подобные соревнования и на следующий день прямо со двора украли одного, а потом и второго. Всего 5-6 тазы украли за девять лет. Это всегда трагедия, и я тяжело переживаю такое. В прошлом году у меня умерла одна тазы. Я думал, что – всё закончу разводить породу, но от неё остались щенки – копия мать, поэтому решил не бросать. Для меня это хобби. Радует, что сейчас популяция тазы возрождается. Эта борзая замечательный охотник. Я тоже охочусь со своими тазы на зайцев, лисиц.
Говорят, что тазы очень добрые? Так как они охотятся тогда?
– В быту это милые животные. У каждой борзой, как у человека свой характер. У меня, например, есть альфа-самка, которая лидер во всём. Бросаешь кость, и пока она её не погрызёт, другим лучше даже не подходить. Есть хитрая, есть плаксивая, её нужно все время гладить, говорить, какая она красивая. Они действительно добрые, но ровно до того момента, когда видят добычу. В мгновение меняются, глаза кровью наливаются, и она готова разорвать добычу.
Чем вы их кормите?
– Требухой, мясными обрезками, костями. У меня есть отдельный холодильник для них, где всё храню. Мои тазы едят яблоки и морковь.
Дорогое удовольствие держать тазы?
– Одну нет, а вот когда десять, то да. Скорость у тазы в крови, поэтому нужно охотиться постоянно, чтобы они свои качества не потеряли.
Более 60 тазы приехали на забеги
На площадке перед стартом собрались самые разные тазы и их хозяева. Кто-то впервые выставил питомца, кто-то уже опытный, кто-то просто приехал посмотреть. К примеру, красавица Жулдыз многократная призёрша выглядит соответственно, в расшитой национальной накидке. Хозяин Аман Дукенов из аула Маканшы не скрывает своей гордости. Ещё бы! В прошлый раз Жулдыз принесла ему 300 тысяч тенге призовых. Впрочем, и на этом забеге четвероногая «Звезда» стала первой.
Журдыз вновь принесла хозяину победу
Чистых тазы мало
Проводят забеги «Кумай тазы» федерация по разведению тазы «Асыл мұра» Алматинской области и Областное управление физической культуры и спорта. Лучшие из четвероногих охотников потом поедут на республиканские старты. Состязания проходят весной и осенью. Хозяева тазы сами собирают призовой фонд и конечно мечтают, что придёт время, когда такие турниры будут проходить на государственной основе.
Забеги проходят просто. Участников разделяют на группы, по шесть тазы. Им нужно пробежать один километр. Первыми стартуют девочки, потом мальчики. Борзых отвозят на старт в машинах и там пускают за приманкой, которая привязана за мотоцикл. Грациозные, красивые они тут же устремляются за муляжом лисы. Наиболее быстрым и ловким удавалось даже схватить добычу, хотя бегут они в намордниках. По словам организаторов, делается это в целях безопасности, потому что четвероногие охотники могут в порыве азарта среагировать друг на друга.
…Тазы несутся так быстро, что фотоаппарат не успевает сфокусироваться. И кажется, что они не бегут, а летят. Дух захватывает от этой красоты.
За забегами наблюдают и специалисты. Камила Елеусизова занимается тазы больше 22 лет. Её часто приглашают на разные мероприятия, связанные с этой породой. В этот раз позвали посмотреть на молодняк.
– Сейчас казахской борзой стало больше, а качества нет. Лет десять назад завезли одну салюки (персидская борзая), которая испортила наше поголовье тазы. Порой мы видим, что собака неплохая, но всегда остаётся вопрос, не сидит ли в её генах салюки, – говорит Камила. – Мне было десять лет, когда папа привёз домой тазы, он нашёл её на помойке. Я не знала тогда, что эта за порода, но сразу в неё влюбилась и стала заниматься с нею, посещала выставки. Потом познакомилась с известным экспертом по тазы Константином Плаховым и с того момента стала профессионально изучать эту породу.
На что в первую очередь смотрят специалисты?
– На экстерьер и рабочие качества. В отличие от других борзых тазы должна иметь верхний и нижний нюх. То есть она должна уметь по ветру учуять зверя и по следу. Конечно скорость, манёвренность, выносливость и она должна думать. Если зверь петляет, то она просчитывает траекторию и идёт ему наперерез. Когда они работают в паре или в тройке, распределяют свои обязанности. Одна следит за жертвой глазами, другая чует, третья направляет зверя. Но мы на своих тренировках обучаем щенка всему: работать глазами, нюхом, включать мозг. Если собака постоянно работает в паре, то что-то одно отмирает.
Мы обратили внимание, что есть высокие тазы, а есть низкорослые.
– Это пустынные и степные. Степные по классике должны быть в холке 70 см, если за пределы выходит, это уже вне породы. Пустынные в холке должны быть 55. Что касается расцветки, то она тоже разная, но чистые тазы должны быть однотонными, никаких тигровых полосок и крупных пятен по корпусу. Приветствуется небольшие отметины на груди, лапах, морде и хвосте.
Что даёт такой курсинг?
– Популяризацию породы. Такими забегами рабочие качества не выявишь. Есть специальные тесты для этого. Искусственная охота на подсадного или вольного зверя. На подсадного, заранее отлавливается зверь, рассаживается по определённым точкам и тазы должна найти. А на вольного выбирают место, где много зайца или лисица и выпускают борзую. Я хочу сказать, что в том виде, в котором сейчас работают с породой мы её не сохраним.
Уменьшается качество, неправильная селекция и экспертиза. Как всегда говорит Константин Плахов: «Мы не работам с породой, мы работаем с людьми». В первую очередь владельцы тазы и клубы должны быть заинтересованы сохранить чистоту породы. Надо изучать кинологию и породу казахской борзой.
Алматинская область
Метки:
Надежда Пляскина