Часть 1. Археологические памятники
Автор: Ринат Мукатаев – журналист, историк, экскурсовод.
Фото из архива автора
Коккольский водопад
Дорогие читатели «Ветер странствий»! Сегодня мы начинаем публикацию серии статей про Катон-Карагайский район. Это самый восточный регион нашей республики, здесь расположен самый большой национальный парк страны – Катон-Карагайский.
Чтобы попасть сюда необходимо проехать через областной центр – Усть-Каменогорск – один из городов с самой неблагополучной экологичной обстановкой, а дальше двигаться по берегу самого большого водохранилища Казахстана – Бухтарминского, из которого вытекает самая протяжённая река – Иртыш. По пути попадётся самый длинный Курчумский мост (если ехать по левому берегу водохранилища) или самый высокий мост через Пихтовку (если ехать по правому). Катон-Карагай – он такой во всём – самый, самый, самый…
Здесь в Катоне мы найдём музей–заповедник «Берел», где хранятся самые древние сохранившиеся благодаря мерзлоте артефакты (войлочные седла).
Проедемся по долине реки Бухтармы, где живут потомки самых свободолюбивых старообрядцев, которые добывают самый вкусный мёд в стране. Посетим самую уникальную отрасль сельского хозяйства – мароловодство. Поднимемся к подножию самой высокой вершине Алтая и Сибири – Музтау Белухе, полюбуемся на один из самых высоких водопадов – Кокколь.
Именно здесь, в Катон-Карагайском районе, природа предстаёт перед нами во всём своём первозданном величии. Этот уголок Казахстана – перекрёсток культур и традиций с магнетическим притяжением как любителей активного отдыха и экологического туризма, так и интересующихся историей и духовной культурой. Здесь вас ждут захватывающие горные пейзажи Южного Алтая, густые хвойные леса, кристально чистые реки и озёра, а также уникальная флора и фауна, многие представители которой занесены в Красную книгу, и ещё исторические памятники и духовные тайны и легенды Беловодья.
В предстоящей серии статей подробно расскажем о самых интересных и значимых местах Катон-Карагайского района. Исследуем археологические комплексы древнего и средневекового Алтая, погрузимся в культуру старообрядцев, узнаем секреты мараловодства, познакомимся с исследователями, которые открыли миру это райский уголок и совершим восхождение к подножию величественной Белухи. Также поделимся полезной информацией для тех, кто планирует посетить этот удивительный регион, расскажем о маршрутах, вариантах размещения и необходимых мерах предосторожности.
Мы полагаем, что наши материалы помогут вам открыть для себя новый, неизведанный Казахстан, полный загадок и чудес. Приготовьтесь к захватывающему путешествию в сердце Алтая, где вас ждут незабываемые впечатления и яркие эмоции.
Откройте для себя Катон-Карагайский район вместе с «Ветром странствий» и окунитесь в мир дикой природы, богатой истории и самобытной культуры. Присоединяйтесь к нам в этом увлекательном исследовании, и вы поймёте, почему этот регион по праву называют «Жемчужиной Алтая».
И начнём мы сегодня с рассказа об археологических исследованиях в верховьях Бухтармы.
Ведь каждый из нас задаётся вопросом: кто я? Откуда веду свой род? Кто мои предки? Почему и как возникли устоявшиеся традиции, обычаи? В поисках ответа мы обращаемся к археологии. Данные учёных говорят что земля Катон-Карагая была одним из центров формирования кочевой цивилизации. Отсюда веками расселялись племена, народы по всему континенту. Об этом говорят исторические, культурологические, генетические исследования.
В научном мире существует теория возникновения цивилизаций в речных долинах. Катон-Карагайский регион не стал исключением. Покрытый множеством рек, озёр, речушек, заросший дремучими лесами, полными дичи, с богатыми недрами полиметаллов край издревле привлекал древних обитателей Алтая. Учёные находят места стоянок, погребения около рек и очень много археологических памятников в долине реки Бухтармы.
Впервые археологические памятники ранних кочевников в верховьях Бухтармы обнаружены в 1865 г. Василием Васильевием Радловым. Тогда в Берельской степи им были раскопаны семь курганов. В 1911 г., то есть через сорок шесть лет после работ археолога Александр Васильевич Адрианов раскопал ещё семь курганов времени ранних кочевников: четыре у деревни Черновой (правый берег Бухтармы) и три под Солонечным Белком (левый берег Бухтармы). В 1927 г. Сергей Иванович Руденко под Катон-Карагаем раскопал три кургана, в одном из которых оказалась монета танского времени.
После исследований учёного археологические работы в верховьях Бухтармы не производились в течение почти трети века: они были возобновлены в 1959 году, когда для систематических исследований в этом районе Государственный Эрмитаж (г. Ленинград, ныне Санкт-Петербург) организовал Южно-Алтайскую археологическую экспедицию под руководством Сергея Сергеевича Сорокина. В 1959 г. был доследован Большой Берельский курган, в 1960 г. осуществлена разведка от Катон-Карагая по долине Бухтармы до устья р. Курту и в 1961-1963 гг. проведена широкая разведка и раскопки под Катон-Карагаем и на левом берегу Бухтармы на участке между устьями Курту и Тау-теке.
В результате всех этих работ памятники ранних кочевников в верховьях Бухтармы в настоящее время известны в пятнадцати пунктах. Мы сознательно акцентируем внимание читателей на географических названиях археологических памятниках, чтобы у гостей возникло представление о древней истории Катон-Карагая. Большинство курганов расположено на популярных туристических маршрутах. Внешний вид: кольцевая куполообразная выкладка из камней и земли.
Большинство из них исследовано или ограблено чёрными копателями. Многие задернованы и заросли деревьями. Наблюдательный гид-экскурсовод, учёные -археологи могут показать эти памятники, объяснить их значение, описать религиозно-мифологические представления древних алтайцев. Ведь нам современникам со своим мироввоззрением подчас непонятны некоторые традиции древних, и миссия исследователей – пролить свет на загадки наших предков.
Берельское плато. Два могильника, состоящие из разновременных курганов с каменными набросками: один – в 6 км ниже устья Берели; раскопано четыре кургана второй половины первого тысячелетия до н.э. (В. В. Радлов, 1865 г.; С. С. Сорокин, 1959 г.) и три кургана тюркского времени (В. В. Радлов, 1865 г.), другой на северном крае плато (зарегистрирован в 1960 г.).
Степь в районе деревни Черновой (правый берег Бухтармы): а) каменные курганы, расположенные по одному и группами по дороге из Катон-Карагая в д. Черновую (А. В. Адрианов, 1911 г.; С. С. Сорокин, 1961 г.); б) каменные курганы в 5 км к западу от д. Черновой (А. В. Адрианов, 1911 г.; С. С. Сорокин, 1961 г.); в) каменные курганы вблизи д. Черновой (В. В. Сапожников, 1895 г.); г) могильник, состоящий из каменных – и земляных курганов диаметрами 10-25 м и каменных оградок, к востоку от д. Черновой (А. В. Адрианов, 1911 г.; раскопано четыре кургана); д) курганы диаметрами от 3 до 20 м восточнее д. Черновой (А. В. Адрианов, 1911 г.).
Степь в районе деревни Аккайнар (Черновой) – правый берег Бухтармы
Степь под Солонечным Белком. Около двух десятков курганов (7 км к западу от Катон-Карагая). Насыпи из земли и камня, иногда обведённые каменным кольцом, мелкие кольца из крупных камней, каменные наброски. Раскопано три кургана майэмирского этапа (А. В. Адрианов, 1911 г.; в 1962 г. составлен план могильника).
Полтора десятка каменных курганов диаметрами 8-10 м (один обведён кромлехом-оградкой* из вертикально вкопанных камней); отмечены А. В. Адриановым в 1911 г. как расположенные между селениями Алтайским и Катон-Карагаем, а С. И. Руденко – как лежащие на северо-западной окраине Катон-Карагая (С. И. Руденко 1927 г.; раскопано три кургана). В настоящее время не существуют: их закрыли постройки Катон-Карагая.
Чингистай. Небольшие скопления галечных и каменных насыпей на западной окраине посёлка и в 3-5 км к востоку от него (А. В. Адрианов, 1911 г.; С. С. Сорокин, 1959 г.).
Каменные курганы в 2-3 км от Чингистая по дороге на перевал Бурхарт (А. В Адрианов, 1911 г.).
Енбек. Небольшие насыпи из земли и камня в районе посёлка (осмотрены в 1959 г., разрушаются).
Урыль. Могильник, видимо, тюркского времени, в 3 км к северу от посёлка. Небольшие каменные наброски и плоские квадратные каменные выкладки. На углах одной из таких выкладок установлены полутораметровые стелообразные камни (вскрыта одна сферическая наброска-кенотаф, С. С. Сорокин, 1959 г.).
Урочище Кара-дала (правый берег Бухтармы по дороге на д. Черновую). Учителем Алтынбеком Касыбековым и школьниками Чингистайской школы им. Абая в 1950-х годах в том месте на пашне найдено каменное изваяние, изображающее усатого мужчину с широким лицом, с серьгами в ушах и с чашей в правой руке перед грудью .
Урочище Джалгыз-карагач («Одинокая лиственница») – в 3 км от Чингистая по дороге на Урыль. Здесь Алтынбек Касыбеков со своими учениками нашёл ещё одно каменное изваяние – изображение безусого юноши (женщины?) с чашей в правой руке перед грудью. Изваяние передано в историко-краеведческий музей в г. Усть-Каменогорск.
Каменное изваяние – изображение безусого юноши (женщины?) с чашей в правой руке перед грудью
Урочище Курту (участок левого берега Бухтармы между устьями речек Курту и Тау-теке). Около сотни различных могильных сооружений (большие и малые каменные кольца, каменные наброски и др.), расположенных группами (составлен общий план могильника; раскопано четыре малых кольца раннего майэмирского этапа и семь курганов с каменными набросками второй половины первого тысячелетия до н. э.; зарегистрирован курган, от которого на восток тянется цепочка балбалов; С. С. Сорокин, 1960-1961 гг.).
Катон-Карагай – могильник на восточной окраине поселка; двадцать девять каменных курганов (один с кромлехом); раскопано семнадцать (C. C. Сорокин 1961-1964 гг.
Катонский могильник в восточной части села
Катон-Карагай. Могильник в урочище Копай (к югу от поселка, на левом берегу р. Сарымсак); две группы курганов: шесть и восемь каменных насыпей. Раскопано два кургана (С. С. Сорокин, 1963 г.).
Наскальные изображения в пяти пунктах вблизи Катон-Карагая: на Больших скалах, в урочищах Чугуль, Баирманкин лог, Кабарга и на камне в долине Тау-текелы. Изображены фигуры козлов, маралов и др. животных, а также схематические фигуры людей и лук с натянутой тетивой и наложенной на тетиву стрелой.
Наскальные изображения к северу от поселка Ново-Березовка.(совр Алтынбель).
Могильник Курту. Курганы вдоль левого берега Бухтармы растянулись почти на 10 км. Зарегистрировано шесть групп (Курту-1,2,3,4,5,6). Курганы расположены на мысу в полукилометре ниже устья речки, от которой могильник получил своё название. В этом месте было не менее полутора или двух десятков каменных насыпей. В настоящее время все они почти совершенно разрушены недавними грабительскими раскопками.
Группы Курту 2 и 3 почти сливаются друг с другом. Они занимают пространство около километра в длину и 50-100 м в ширину в 6-7 км от группы Курту 1. Здесь зарегистрировано сорок намогильных сооружений различного облика: а) небольшие (3-4 м в диаметре) кольца, сложенные из крупных камней; на северо-западе могильника такие кольца образуют цепочку вдоль долины; б) кольца диаметром 12-15 м, тщательно выложенные из крупных камней. В некоторых случаях площадь, ограниченная кольцом, как бы замощена булыжником. В центре кольца, как правило, имеется небольшая западина; в) каменные сферические наброски (диаметрами 6-10 м), в большинстве случаев задернованные; г) каменные сферические наброски, почти совсем не задернованные.
Статьи об исследования в современный период читателей ждут в следующих выпусках.
*Кромвлех – оградка из камней. Кенотаф – символическая могила, под которой не останков умершего.
Продолжение следует
Метки:









