Автор: Надежда ПЛЯСКИНА
Чувствовать и задумываться… Эти слова, пожалуй, лучше всего передают атмосферу второго фестиваля документального кино «Образ жизни – экспедиция», о котором мы уже рассказывали. В этом материале мы хотим поделиться впечатлениями о втором и третьем днях события, которые не оставили равнодушным никого из зрителей.
Режиссёры представили три абсолютно разные, но одинаково интересные фильмы. Каждый из них вызвал у публики массу эмоций и впечатлений.
В гармонии с природой
– Для меня важно, что среди зрителей было немало молодёжи студенты, участники экологических организаций, курсанты Пограничной академии КНБ РК, – отметил один из организаторов фестиваля, генеральный директор телеканала «Туран ТВ», представитель географического общества «Qazaq Geography» в Алматинской области Роман Ботабеков. – Радует, что они активно задавали вопросы, узнавали тонкости организации экспедиций, секреты съёмки. Тесный контакт с молодым поколением – один из главных итогов кинофорума. Мы активно помогаем всем участникам нынешнего фестиваля в съёмках по Казахстану и даже в соседних странах. Это значит, что самые недоступные уголки нашего региона можно увидеть в фильмах на канале «Туран ТВ» и на каналах наших партнёров в других странах.
В первый день был показан фильм Алексея Никулина «Цитадель», который тронул зрителей до глубины души. Некоторые плакали в зале.
Второй день фестиваля подарил гостям встречу с известным немецким режиссёром Генри Миксом. Вместе с оператором Владимиром Филипповым он представил картину снятую для BBC, «Азия. Замёрзший север». Работа над фильмом шла три года.
Кадр из фильма
Съёмки проходили в самых удалённых и суровых уголках мира: в Заполярье, Сибири, высокогорьях Тибета и на Севере Японии. Главными героями картины стали не только дикие животные, чья жизнь предстает перед зрителями с поразительной близостью, но и люди, сумевшие научиться жить в гармонии с природой в условиях экстремальных и почти неприступных уголков планеты.
После просмотра у зрителей был шквал вопросов к создателям фильма. Всех интересовало как они соблюдаю баланс, чтобы снять близко животных и не помешать их жизни, насколько это экстремально и бывали опасные моменты для жизни.
Генри Микс (слева) и Владимир Филиппов. Фото Олега Белова
– Я рад, что наш фильм вызвал такой интерес и такие эмоции, – сказал Генри Микс. – У нас есть кредо «Главный директор – это природа». Мы никогда не вмешиваемся в жизнь животных, мы наблюдаем и выжидаем. Этот фильм мы снимали три года. Каждая съёмка – отдельная история.
– Снимать дикую природу – это всегда экстремально, но интересно, – продолжает оператор полевой продюсер картины Владимир Филиппов. – К примеру, на Байкале мы снимали нерпу, это эндемичный тюлень, который живёт именно там. Нам приходилось много перемещаться по льду. В тот год весна началась очень рано и подвижки льда были достаточно сильные. И один раз мы были практически заблокированы льдами и долго не могли выбраться с островов. Но это того стоило, потому что наши результаты признали учёные, потому что некоторых фактов об этих нерпах они не знали.
Генри и Владимир входят топ пять мастеров, снимающих дикую природу.
Таинственный Алтай
Финальной лентой фестиваля стал фильм «Многоликий Алтай» казахстанской путешественницы и режиссёра Мадины Ашиловой (посмотреть можно здесь). Картина уже успела завоевать несколько призов на международных фестивалях и привлекла внимание зрителей своей глубиной и уникальностью. Мадина, известная своими смелыми и душевными проектами, вновь продемонстрировала мастерство в съёмках природы и человеческих историй.
Мадина Ашилова. Фото Надежды Пляскиной
– Всё началось с того, что мои друзья в Китае пригласили меня в уникальную экспедицию по китайской части Алтая, – рассказывает Мадина. – Это Синьцзян, довольно закрытый регион, поэтому мы с моими ребятами-операторами сразу согласились. Я загрузила детей в машину, папу и мы поехали.
Мадина мама шестерых детей. Но это не мешает ей путешествовать. Два года назад она вместе с супругом и семьей совершила кругосветное путешествие на машине и вошла в Казахстанскую книгу рекордов. Экспедиция на Алтай пришлась на летние каникулы, поэтому дети отправились в поездку вместе с мамой.
– Я когда в Китай поехала у меня младшей дочке полгода было, – улыбается она. – Мы начали путешествие с места, где Иртыш берёт своё начало, на границе Монголии и Китая, и завершили его на границе Китая и Казахстана. Когда мы ехали туда, то думали, что будем есть китайские салаты, а на деле оказалась, что китайская часть Алтая – казахская. 50 процентов населения этого региона составляют казахи. Везде – от национальных парков до ресторанов и театров – вас встречают с казахскими танцем «Қара жорға» и народными песнями. К слову, казахская культура, как культура малого народа, находится там под защитой государства.
Слияние двух рек Чуи и Катуни. Горный Алтай. Фото из архива Мадины Ашиловой
Побывав на китайской стороне Мадина, решила не останавливаться и проехать ещё российскую, монгольскую и казахстанскую часть Алтая.
– У нас родилась идея показать Алтай в его многообразии всех четырёх стран, – говорит она. – Поэтому мы поехали прямо через Маркаколь, через Катон-Карагай в наш Алтай. Потом по труднодоступным тропам, которых нет на карте отправились в российский Алтай. Там мы искали старообрядцев в горах, встречались с мистиками, побывали в музеях. Это было невероятно увлекательное и необычное путешествие. Затем наш путь лежал в Монголию. Алтай там нас потряс больше всего. Там почти 90 процентов населения – казахи.
Озеро в монгольском Алтае. Фото из архива Мадины Ашиловой
Не обошлось без приключений и мистики. Ведь недаром ещё Николай Рерих писал, что Алтай имеет особое, мистическое значение, называя его «Алтай – Гималаи, два полюса, два магнита».
– На российской стороне мы попали в гости к замечательному человеку в селе Староалейское, – рассказывает режиссёр. – И он предложил нам поехать горными дорогами, чтобы прочувствовать дух Алтая. Мы последовали его совету и отправились в путь. Интернета нет, карты нет. У нас был список сёл, где мы спрашивали дорогу в следующий населённый пункт. Так и ехали. Я думала, что будет если, мы вдруг проколем колесо. Слава богу обошлось. Хотя были сильные камнепады. В одном селе нам сказали, чтобы мы по дороге не выходили из машины. Почему? Оказывается, в тех местах медведей много. И вот мы едем, только наша машина, пустая дорога и сгущающиеся сумерки. В какой-то момент впереди видим огромную сломанную «Газель». Это был серпантин, горный Алтай, узкая дорога. У машины пробило колесо, её развернуло, и она стала поперёк дороги. Мне пришлось объезжать её по самому краю, над пропастью. В этот момент мне стало страшно. Я подумала: « Господи, куда я привела свою семью? Как мы отсюда выберемся? Сколько ещё километров до места, где можно будет ночевать? Уже темнело. Я попросила папу сесть за руль, а сама попыталась прийти в себя. Села, закрыла глаза… И неожиданно провалилась куда-то – не в сон, а в странное состояние, которое накрывает, когда организм не выдерживает страха. Это длилось считаные секунды – пока очередная кочка не встряхнула машину и не вернула меня в реальность. Но за эти секунды я увидела образ: старец в белом одеянии, сидит на вершине горы и улыбается. И пришло странное чувство спокойствия. Я открыла глаза и сказала папе: «Давай, я сама поведу. Всё будет хорошо». И действительно мы добрались до следующего села без приключений.
Уникальная природа Алтая. Фото из архива Мадины Ашиловой
Позже уже в селе старообрядцев ей сказали, что по поверьям дух Алтая – это седобородый старец в белых одеждах. Он показывается только людям с чистой и доброй душой.
– После того видения я ничего не боялась, знала, что мы под защитой, – призналась Мадина. – Нам говорили, что старообрядцы нас не пустят к себе, а они приняли нас радушно. Все герои были добродушными и открытыми. В целом поездка получилась плодотворной. Конечно, в час времени невозможно уместить весь отснятый материал. Фильм получился скорее ознакомительный, но я хочу вернуться снова на Алтай и сделать более глубокий фильм и может ни один.
После показа публика громко аплодировала, выражая своё восхищение. И конечно было много вопросов к режиссёру. Она с удовольствием отвечала на них. Одна из зрительниц вышла прямо на сцену, чтобы обнять Мадину и сказать, как она ей восхищается.
На показе фильма про Алтай был аншлаг. Фото Олега Белова
Организаторы проекта Qazaq Geography и «Русское географическое, общество», университет AlmaU и старейшая в республике общественная экологическая организация «Казахское общество охраны природы» отметили, что фестиваль стал не просто площадкой показа фильмов, а важным форумом для обмена опытом и идеями. Он открыл новые горизонты для документального жанра, объединив людей разных профессий, интересующихся вопросами природы, истории и культурного наследия.
Алексей Никулин (слева), Мадина Ашилова и Роман Ботабеков
– Зрители фестиваль приняли, – считает ответственный секретарь оргкомитета фестиваля, документалист Алексей Никулин. – Народ с интересом посещал показы, мастер-классы и уже ждёт следующего события. На будущий год мы планируем расширить формат и географию проекта, сделав его региональным. Мы хотим создать конкурсную программу с призовым фондом, привлечь спонсоров и превратить фестиваль в значимый культурный проект.
Алматы
Метки:
