Чтобы попасть сюда необходимо проехать через областной центр – Усть-Каменогорск – один из городов с самой неблагополучной экологичной обстановкой, а дальше двигаться по берегу самого большого водохранилища Казахстана – Бухтарминского, из которого вытекает самая протяжённая река – Иртыш. По пути попадётся самый длинный Курчумский мост (если ехать по левому берегу водохранилища) или самый высокий мост через Пихтовку (если ехать по правому). Катон-Карагай – он такой во всём – самый, самый, самый…

Бухтарминское водохранилище

Здесь в Катоне мы найдём музей–заповедник «Берел», где хранятся самые древние сохранившиеся благодаря мерзлоте артефакты (войлочные седла).

Музей Берел – Царский Курган

Проедемся по долине реки Бухтармы, где живут потомки самых свободолюбивых старообрядцев, которые добывают самый вкусный мёд в стране. Посетим самую уникальную отрасль сельского хозяйства – мароловодство. Поднимемся к подножию самой высокой вершине Алтая и Сибири – Музтау Белухе, полюбуемся на один из самых высоких водопадов – Кокколь.

Именно здесь, в Катон-Карагайском районе, природа предстаёт перед нами во всём своём первозданном величии. Этот уголок Казахстана – перекрёсток культур и традиций с магнетическим притяжением как  любителей активного отдыха и экологического туризма, так и интересующихся историей и  духовной культурой. Здесь вас ждут захватывающие горные пейзажи Южного Алтая, густые хвойные леса, кристально чистые реки и озёра, а также уникальная флора и фауна, многие представители которой занесены в Красную книгу, и ещё  исторические памятники и духовные тайны и легенды Беловодья.

Гора Музтау Белуха

В предстоящей серии статей  подробно расскажем о самых интересных и значимых местах Катон-Карагайского района. Исследуем археологические комплексы древнего и средневекового Алтая, погрузимся в культуру старообрядцев, узнаем секреты мараловодства, познакомимся с исследователями, которые открыли миру это райский уголок и совершим восхождение к подножию величественной Белухи.  Также поделимся полезной информацией для тех, кто планирует посетить этот удивительный регион, расскажем о маршрутах, вариантах размещения и необходимых мерах предосторожности.

Ринат Мукатаев – журналист, историк, экскурсовод

Мы полагаем, что наши материалы помогут вам открыть для себя новый, неизведанный Казахстан, полный загадок и чудес. Приготовьтесь к захватывающему путешествию в сердце Алтая, где вас ждут незабываемые впечатления и яркие эмоции.

Откройте для себя Катон-Карагайский район вместе с «Ветром странствий» и окунитесь в мир дикой природы, богатой истории и самобытной культуры. Присоединяйтесь к нам в этом увлекательном исследовании, и вы поймёте, почему этот регион по праву называют «Жемчужиной Алтая».

И начнём мы сегодня с рассказа об археологических исследованиях в верховьях Бухтармы.

Ведь каждый из нас задаётся вопросом: кто я? Откуда веду свой род? Кто мои предки? Почему и как возникли устоявшиеся традиции, обычаи?  В поисках ответа мы обращаемся к археологии. Данные учёных говорят что земля Катон-Карагая была одним из центров формирования кочевой цивилизации. Отсюда веками расселялись племена, народы по всему континенту. Об этом говорят исторические, культурологические, генетические исследования. 

В научном мире существует теория возникновения цивилизаций в речных долинах. Катон-Карагайский регион не стал исключением. Покрытый множеством рек, озёр, речушек, заросший дремучими лесами, полными дичи, с богатыми недрами полиметаллов край издревле привлекал древних обитателей Алтая. Учёные находят места стоянок, погребения около рек и очень много археологических памятников в долине реки Бухтармы.

Впервые археологические памятники ранних кочевников в верховьях Бухтармы обнаружены в 1865 г. Василием Васильевием Радловым. Тогда в Берельской степи им были раскопаны семь курганов. В 1911 г., то есть через сорок шесть лет после работ археолога Александр Васильевич Адрианов раскопал ещё семь курганов времени ранних кочевников: четыре у деревни Черновой (правый берег Бухтармы) и три под Солонечным Белком (левый берег Бухтармы). В 1927 г. Сергей Иванович Руденко под Катон-Карагаем раскопал три кургана, в одном из которых оказалась монета танского времени.

После исследований учёного археологические работы в верховьях Бухтармы не производились в течение почти трети века: они были возобновлены в 1959 году, когда для систематических исследований в этом районе Государственный Эрмитаж (г. Ленинград, ныне Санкт-Петербург) организовал Южно-Алтайскую археологическую экспедицию под руководством Сергея Сергеевича Сорокина. В 1959 г. был доследован Большой Берельский курган, в 1960 г. осуществлена разведка от Катон-Карагая по долине Бухтармы до устья р. Курту и в 1961-1963 гг. проведена широкая разведка и раскопки под Катон-Карагаем и на левом берегу Бухтармы на участке между устьями Курту и Тау-теке.

Общая схема курганного погребения: кольцевая куполообразная выкладка из камней и земли

В результате всех этих работ памятники ранних кочевников в верховьях Бухтармы в настоящее время известны в пятнадцати пунктах. Мы сознательно акцентируем внимание читателей на географических названиях археологических памятниках, чтобы у гостей возникло представление о древней истории Катон-Карагая. Большинство курганов расположено на популярных туристических маршрутах. Внешний вид: кольцевая куполообразная выкладка  из  камней  и земли.

Большинство из них исследовано или ограблено чёрными копателями. Многие задернованы и заросли  деревьями. Наблюдательный гид-экскурсовод, учёные -археологи могут показать эти памятники, объяснить их значение, описать религиозно-мифологические представления древних алтайцев. Ведь нам современникам со своим  мироввоззрением подчас непонятны некоторые традиции древних, и миссия исследователей – пролить свет на загадки наших предков.  

Курган у села Катон

Берельское плато. Два могильника, состоящие из разновременных курганов с каменными набросками: один – в 6 км ниже устья Берели; раскопано четыре кургана второй половины первого тысячелетия до н.э. (В. В. Радлов, 1865 г.; С. С. Сорокин, 1959 г.) и три кургана тюркского времени (В. В. Радлов, 1865 г.), другой на северном крае плато (зарегистрирован в 1960 г.).

Плато Берель  

Степь в районе деревни Черновой (правый берег Бухтармы): а) каменные курганы, расположенные по одному и группами по дороге из Катон-Карагая в д. Черновую (А. В. Адрианов, 1911 г.; С. С. Сорокин, 1961 г.); б) каменные курганы в 5 км к западу от д. Черновой (А. В. Адрианов, 1911 г.; С. С. Сорокин, 1961 г.); в) каменные курганы вблизи д. Черновой (В. В. Сапожников, 1895 г.); г) могильник, состоящий из каменных – и земляных курганов диаметрами 10-25 м и каменных оградок, к востоку от д. Черновой (А. В. Адрианов, 1911 г.; раскопано четыре кургана); д) курганы диаметрами от 3 до 20 м восточнее д. Черновой (А. В. Адрианов, 1911 г.).

Степь в районе деревни Аккайнар (Черновой) – правый берег Бухтармы

Степь под Солонечным Белком. Около двух десятков курганов (7 км к западу от Катон-Карагая). Насыпи из земли и камня, иногда обведённые каменным кольцом, мелкие кольца из крупных камней, каменные наброски. Раскопано три кургана майэмирского этапа (А. В. Адрианов, 1911 г.; в 1962 г. составлен план могильника). 

Солонечный Белок

Полтора десятка каменных курганов диаметрами 8-10 м (один обведён кромлехом-оградкой* из вертикально вкопанных камней); отмечены А. В. Адриановым в 1911 г. как расположенные между селениями Алтайским и Катон-Карагаем, а С. И. Руденко – как лежащие на северо-западной окраине Катон-Карагая (С. И. Руденко 1927 г.; раскопано три кургана). В настоящее время не существуют: их закрыли постройки Катон-Карагая.

Чингистай. Небольшие скопления галечных и каменных насыпей на западной окраине посёлка и в 3-5 км к востоку от него (А. В. Адрианов, 1911 г.; С. С. Сорокин, 1959 г.).

Каменные курганы в 2-3 км от Чингистая по дороге на перевал Бурхарт (А. В Адрианов, 1911 г.).

Енбек. Небольшие насыпи из земли и камня в районе посёлка (осмотрены в 1959 г., разрушаются).

Урыль. Могильник, видимо, тюркского времени, в 3 км к северу от посёлка. Небольшие каменные наброски и плоские квадратные каменные выкладки. На углах одной из таких выкладок установлены полутораметровые стелообразные камни (вскрыта одна сферическая наброска-кенотаф, С. С. Сорокин, 1959 г.).

Урочище Кара-дала (правый берег Бухтармы по дороге на д. Черновую). Учителем Алтынбеком Касыбековым и школьниками Чингистайской школы им. Абая в  1950-х годах в том месте на пашне найдено каменное изваяние, изображающее усатого мужчину с широким лицом, с серьгами в ушах и с чашей в правой руке перед грудью .

Урочище Джалгыз-карагач («Одинокая лиственница») – в 3 км от Чингистая по дороге на Урыль. Здесь  Алтынбек  Касыбеков  со своими учениками нашёл ещё одно каменное изваяние – изображение безусого юноши (женщины?) с чашей в правой руке перед грудью. Изваяние передано в историко-краеведческий музей в г. Усть-Каменогорск.

Каменное изваяние – изображение безусого юноши (женщины?) с чашей в правой руке перед грудью

Урочище Курту (участок левого берега Бухтармы между устьями речек Курту и Тау-теке). Около сотни различных могильных сооружений (большие и малые каменные кольца, каменные наброски и др.), расположенных группами (составлен общий план могильника; раскопано четыре малых кольца раннего майэмирского этапа и семь курганов с каменными набросками второй половины первого тысячелетия до н. э.; зарегистрирован курган, от которого на восток тянется цепочка балбалов; С. С. Сорокин, 1960-1961 гг.).

Катон-Карагай – могильник на восточной окраине поселка; двадцать девять каменных курганов (один с кромлехом); раскопано семнадцать (C. C. Сорокин 1961-1964 гг.

Катонский могильник в восточной части села

Катон-Карагай. Могильник в урочище Копай (к югу от поселка, на левом берегу р. Сарымсак); две группы курганов: шесть и восемь каменных насыпей. Раскопано два кургана (С. С. Сорокин, 1963 г.).

Наскальные изображения в пяти пунктах вблизи Катон-Карагая: на Больших скалах, в урочищах Чугуль, Баирманкин лог, Кабарга и на камне в долине Тау-текелы. Изображены фигуры козлов, маралов и др. животных, а также схематические фигуры людей и лук с натянутой тетивой и наложенной на тетиву стрелой.

Изображание оленя на камне к северу от села Катон-Карагай. Фото С.С. Сорокина

Наскальные изображения к северу от поселка Ново-Березовка.(совр Алтынбель).

Могильник Курту. Курганы вдоль левого берега Бухтармы растянулись почти на 10 км. Зарегистрировано шесть групп (Курту-1,2,3,4,5,6). Курганы расположены на мысу в полукилометре ниже устья речки, от которой могильник получил своё название. В этом месте было не менее полутора или двух десятков каменных насыпей. В настоящее время все они почти совершенно разрушены недавними грабительскими раскопками.

Петроглифы местечка Сары-кора у Катона

Группы Курту 2 и 3 почти сливаются друг с другом. Они занимают пространство около километра в длину и 50-100 м в ширину в 6-7 км от группы Курту 1. Здесь зарегистрировано сорок намогильных сооружений различного облика: а) небольшие (3-4 м в диаметре) кольца, сложенные из крупных камней; на северо-западе могильника такие кольца образуют цепочку вдоль долины; б) кольца диаметром 12-15 м, тщательно выложенные из крупных камней. В некоторых случаях площадь, ограниченная кольцом, как бы замощена булыжником. В центре кольца, как правило, имеется небольшая западина; в) каменные сферические наброски (диаметрами 6-10 м), в большинстве случаев задернованные; г) каменные сферические наброски, почти совсем не задернованные.

Статьи  об исследования в современный период читателей ждут в следующих выпусках.

*Кромвлех – оградка из камней. Кенотаф – символическая могила, под которой не останков умершего.

Продолжение следует

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *