Александр, ваш концерт назывался «Продолжение Пигмалиона». Что вы вкладывали в это название?

– «Продолжение Пигмалиона» – название стихотворения поэта Виктора Сосноры. Это произведение с историей. Оно написано в ответ на стихотворение замечательной ленинградской поэтессы Майи Борисовой «Ночной шёпот Галатеи, обращённой к ученику Пигмалиона». Диптих из этих стихотворений и прозвучал в концерте. Фактически половина концерта состояла из звучащих под музыку стихотворений моих любимых поэтов Виктора Сосноры и Бориса Пастернака. Стихотворчество многообразно, но я больше всего ценю высокую поэзию, близкую к классике, к Серебряному веку. Название «Продолжение Пигмалиона» было призвано подчеркнуть тональность концерта.

Не принижает ли определение концерта – «Интонируемая русская поэзия» – значение музыки в вашем выступлении?

– Оно не принижает, а расставляет приоритеты. Вначале было слово. В моём концерте тоже вначале слово, а музыка – это дополнение. Песня может восприниматься в первую очередь как музыкальное произведение. Но если за песней не стоит глубокий смысл, красивое стихотворение, мне такие произведения не очень интересны.

Кто из поэтов, кроме Сосноры и Пастернака, вам близок и на чьи стихи вы чаще пишете музыку? Чьи стихи, напротив, сложно превратить в песни?

– Это очень индивидуально. У каждого своё. Дольский как-то сказал, что он может спеть даже учебник математики. Я нисколько не сомневаюсь, что он действительно смог бы это сделать. Поют даже Маяковского и других поэтов, произведения которых, казалось бы, не были предназначены для того, чтобы быть положенными на музыку. Я очень люблю Бродского. Мне очень близки стихи поэтов военного поколения – Юрия Левитанского, Давида Самойлова. Я обожаю классику – от Пушкина и Лермонтова до поэтов Серебряного века. Серебряный век – это, наверное, самая любимая часть поэзии. Именно там я нахожу самое близкое мировосприятие в стихах, которое вдохновляет меня на их собственное прочтение. Есть также песни на стихи современных поэтов.

В прошлом году вы были членом жюри фестиваля авторской песни «Южный ветер» в Шымкенте. Дождливая ветреная погода и отсутствие крытой сцены превратили выступление многих гостей, в том числе и ваше, в суровое испытание. Вас даже окрестили несдуваемым со сцены. Учли ли организаторы эти уроки?

– В этом году фестиваль авторской песни «Южный ветер» проходил уже не на Бадамском водохранилище, а на реке Арысь, как и три года назад. Я снова был в числе приглашённых. Этот майский фестиваль очень важен для Казахстана – он открывает сезон музыкального туризма, привлекает множество гостей из Узбекистана, Киргизии. В этом году собралась интересная компания из городов Казахстана и постсоветских стран. Жюри возглавил Евгений Зинин из Усть-Каменогорска, выступил «Северный ветер». К счастью, в этом году во время их выступления сцену не сносил ветер. Среди гостей были россияне Павел Фахртдинов, дуэт «Зелёная лампа» – Владислав Шадрин и Дмитрий Обухов. Мы наблюдали нашествие молодых авторов. Гран-при завоевала 24-летняя Анастасия Селихова из Павлодара. Было очень интересно. В этом году фестивальные концерты не были сорваны, организаторы учли уроки прошлого года и установили крытую сцену. На ней можно было выступать и во время дождя.

В Шымкенте проходит «Южный ветер», в столице проводят фестиваль авторской песни «Астана» – крупнейший в стране, «Степной аккорд» проводят в Актобе. Что мешает алматинцам проводить  свой большой фестиваль, как это было в прошлые годы?

– Возможно, Алматы не устраивает крупные фестивали именно потому, что они проходят в других городах. А культурная столица довольствуется большим количеством небольших фестивалей и слётов. На самом деле, всё зависит от организаторов. Когда появляется двигатель этого процесса, который хочет всех объединить, появляются и крупные проекты. Организация таких мероприятий – это очень сложный процесс. Во-первых, это значительные расходы. Но самое главное, чтобы его организацией занимались авторитетные люди, уважаемые в этом жанре. Как это было в 2001–2003 годах, когда Ольга Качанова и Вадим Козлов выступали организаторами фестиваля «Поющие горы». В итоге получились замечательные фестивали с солидным жюри, интересными участниками, и все прошло на высоком художественном и организационном уровне. На самом деле, если бы такой фестиваль был востребован сейчас, нашлось бы и предложение. А сейчас хватает и тех небольших слётов и фестивалей, которые проводит клуб «Тоника» и другие творческие объединения. Концерты проходят регулярно, и мы не ощущаем недостатка в общении.

Вы являетесь старшим преподавателем AlmaU, советником Национального центра космических исследований и технологий, экспертом дискуссионного клуба «Мир Евразии», заместителем главного редактора в газете «Московский комсомолец» в Казахстане», и при этом у вас остаётся время на концерты. Как вам удаётся совмещать столько занятий?

– К сожалению, я не знаю секрета Цезаря. У меня постоянно не хватает времени для того, чтобы заняться тем, чем очень хочется. Например, чтением художественной литературы. Нужно готовиться к занятиям, читать лекции. Теперь к этому добавилась работа в редакции, которая также отнимает немало времени. Как удаётся это совмещать? Всё дело в расстановке приоритетов и в правильной организации времени. Так получилось, что моя деятельность во всех трёх организациях – в редакции, университете и в центре космических исследований хронологически не пересекается, а тематически часто дополняет и поддерживает одна другую. Хотя времени, конечно, очень мало. Но мой переход к такому графику произошёл не одномоментно, а постепенно. Однако, как бы ни был занят, в моём графике всегда найдётся время для того, чтобы приехать на музыкальный фестиваль, установить палатку на фоне нетронутой природы и окунуться в океан песен.

 

Фото из архива Александра ГУБЕРТА

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *