Я довольно хорошо знаю эту речку и характерных скальных прижимов, нависающих над водой, удобных для обустройства гнезда на ней не припомню. На Тянь-Шане мне неоднократно приходилось находить гнёзда синей птицы. Все они располагались однотипно: практически вертикальный скальный прижим у горной реки шириной и высотой не менее трёх метров, а гнездо обычно располагалось в небольшой нише, выше уровня воды примерно на 1–1,5 метра. Исключением могут служить только гнёзда в местах рукотворных сооружений, как правило, из бетона: мосты, подземные туннели с водой и т. п. Такое расположение гнёзд практически недостижимо для наземных врагов синей птицы. Насладившись прекрасной песней самца, ещё около трёх часов я снимал. Сделал несколько снимков телеобъективом, но это всё было «не то».

В кадр всё время попадала самка, которую я ранее снимал много раз, а мне нужен был самец, который, как известно, у синей птицы очень осторожен и обычно не подпускает на достаточное расстояние для хорошего снимка. Время шло, солнце начало закатываться за высокие тянь-шаньские ели и освещение для съёмки в ущелье стало неприемлемым. Настало время отправляться домой. Из головы не уходила мысль: где же всё-таки находится гнездо? Ведь птицы всё время крутились рядом со мной. Но уж больно место было неподходящее для этого вида. Я медленно пошёл по тропе, которая начинала уходить от речки, поднимаясь немного на склон.

Как-то невзначай обернулся и бросил последний взгляд на бурлящую воду, скачущую по камням. И тут случилось самое интересное. На отдельно лежащем на берегу крупном камне (2 на 2 метра), прямо над водой в небольшой нише что-то зашевелилось. «Не может быть!» – промелькнула в голове мысль.

Повернув назад, я быстро подошёл к реке и увидел гнездо! В нём сидели четыре крупных птенца синей птицы! В ущелье уже упали глубокие тени, но с близкого расстояния в 4–5 метров, птенцы были хорошо видны через объектив фотокамеры. Честно говоря, я первый раз видел их так близко. Мне они показались симпатичными и немного потешными, похожими на маленьких пингвинов – за счёт двух крупных пуховых перьев по краям головы. Сделав несколько контрольных снимков «на всякий случай», я отправился в лагерь, который располагался ниже по течению реки, с твёрдым намерением вернуться сюда завтра утром.

На следующий день мы с другом уже в 9 часов утра были на месте. Расположились в тени небольшой ели, напротив гнезда, предварительно аккуратно выщипав высокую траву в направлении гнезда, чтобы она не мешала съёмке. С утра освещение было не очень удачным, полуконтровым, а птицы и вовсе садились на фоне белой пенистой воды, поэтому лучшие снимки, мы надеялись получить после обеда. С утра же было просто интересно наблюдать за работой птиц-родителей. Родители кормили птенцов довольно часто – через 10–15 минут.

Самка постоянно летала вниз по реке, а самец вверх. В жаркое время обе птицы обязательно купались в реке, в небольшой мелкой заводи в 20 метрах от гнезда. Так прошёл второй день наблюдений.

Третий день. Утром я решил перейти реку и поснимать птиц из засады по восходящему утреннему свету. С этой точки они присаживались не на фоне белых водяных брызг, а на фоне зелёных прибрежных зарослей, что позволяло полюбоваться фиолетовым отливом их оперения. Просидев до обеда под маскировочной сеткой, я сделал ряд хороших снимков. После обеда перебрался на противоположный берег, откуда хорошо было видно гнездо и пофотографировал кормление птенцов.

Четвертый день. С утра шло очень интенсивное кормление. Птицы то и дело появлялись у гнезда. Пищу в основном составляли земляные черви, но было немало и различных насекомых: кузнечики, саранча, осы, пчёлы и т. п. Создавалось впечатление, что птицы хватают всё, что могут поймать поблизости.

Два раза приносили мышь. В первый раз добыча была положена в рот птенцу целиком, а вторая – скормлена по кусочкам. На берегу у воды самка 0просто разорвала мышь мощным клювом, придерживая добычу крепкими когтями. Самец постоянно летал вверх по реке и однажды его рот был забит чем-то розовым – чем, через объектив невозможно было разобрать. Я решил прогуляться по реке и выяснить. Выше по реке, в ста метрах от гнезда находилась брошенная стоянка туристов. Возле кострища на камне лежало полбулки хлеба и… кусок докторской колбасы. Вот её-то и таскал смышлёный самец! Он носил её птенцам пока она вся не кончилась.

Птенцы к этому времени уже почти полностью оперились и по очереди вставали на длинные ноги, как бы разминались, всё время толкая друг друга. Временами казалось, что вот-вот кто-то кого-то вытолкнет из гнезда. И это неминуемо случилось. В какой-то момент после очередной кормёжки два птенца не удержались на краю гнезда и выпали в бурлящий поток. Через несколько секунд я уже потерял их из виду. Так закончился этот день. Спустились сумерки. Я ушёл к палатке, а засыпая, думал о судьбе выпавших птенцов.

Пятый день. С утра я обнаружил в гнезде только одного птенца. Замаскировавшись под ёлкой у берега, в 20 метрах от гнезда, на противоположном берегу, стал наблюдать. Вскоре выяснилось, что кроме птенца в гнезде есть ещё один, который сидит на берегу реки почти прямо подо мной. Мне его не было видно, но зато хорошо был слышен его призывный крик. Было понятно, что этот птенец как-то умудрился перебраться через реку. Значит, подумал я, и другие птенцы, возможно, тоже не утонули и выплыли где-то ниже по реке! Тем временем, родители приносили корм, то в гнездо, то под берег. Я затаил дыхание, так как появилась возможность увидеть и снять синюю птицу с близкого расстояния. Через некоторое время мне это удалось сделать. «Синий» красовался передо мной в 10 метрах! Несомненно, он видел меня, но всё равно немножко попозировал! Его незабываемые позы и чудо-песня останутся у меня в памяти. Наступила ночь, и я с превеликим удовольствием заснул в палатке под убаюкивающий шум горной реки.

Шестой день. С утра выяснилось, что птенец, сидевший под берегом, исчез и больше не появлялся. Единственный птенец подавал голос из-под крутого речного обрыва, в 15 метрах от гнезда. Это место было закрыто со всех сторон кустарниками и высокой травой. Я перешёл речку и до обеда, спрятавшись в зарослях неподалёку, наблюдал его кормление. Птицы явно чувствовали присутствие человека и поэтому подбирались с кормом к птенцу очень осторожно. Я бы сказал, по-пластунски. Съёмка в глубокой тени обрыва была невозможной, поэтому я решил, не беспокоить больше родителей и потихоньку покинул место своей засидки.

Так закончились мои наблюдения за синей птицей – одной из самых замечательных птиц нашей орнитофауны!