К наиболее древним из них относяться наскальные рисунки «Грота Драверта», «Олентинские писаницы», петроглифы Акбидайык. Организованы комплексные историко-археологические исследования на сакских курганах Торайгыр, могильниках «Золотая грива», Кемпиртас и Акмола. Проведены этнографические экспедиции по местам исторических событий, связанных с казахско-джунгарскими сражениями: Абылайтас, урочище Найза, горы Калмаккырган.

Особый интерес представляют природные объекты, это и знаменитая скала Кемпиртас, и  родники Аулиебулак и Сарыадыр, расположенные в туристической зоне Баянаула.

Значительный пласт культовых объектов составляет наследие культурных и религиозных деятелей Павлодарского Прииртышья, среди них поэт и писатель Султанмахмут Торайгыров, композитор Естай Беркимбаев, певец Жаяу Муса Байжанов, ученый Машхур Жусуп Копеев, просветитель Муса Шорманов, религиозные деятели Исабек ишан и Габдул-Уахит хазрет.

В представленной вашему вниманию статье мы познакомимся с семью сакральными объектами Павлодарской области, которые вошли в республиканский список общенациональных сакральных памятников Казахстана.

Пещера Конур аулие

Пещера Конур аулие (Аулиетас) расположена в Баянаульском районе Павлодарской области. Ещё несколько столетий назад в середине XVIII века молва о необычной пещере, в которую казахи «ходят купаться и верят, якобы через то купание вылечиваются от разных болезней» – сообщает П. И. Рычков, первый член-корреспондент Императорской Академии Наук, историк Оренбургского края. Упоминания о священной пещере встречаются в трудах ученых Ш. Валиханова, Г. Потанина и других авторов досоветского периода.

Интересная информация о пещере Аулиетас содержится в путевых заметках Н. Коншина «От Павлодара до Каркаралинска»: «Пещера находится выше чем на середине горы и кажется издали какой-то чёрной дырой. Вход в пещеру значительно выше роста человека, имеет треугольную форму. Пещера носит ясные следы частого посещения её казахами. К ней ездят молиться больные и просто бедные казахи, а главным образом бездетные женщины. Молиться в таких местах особенно полезно».

Пещера Коныр аулие (Аулиетас) и сегодня активно посещается паломниками. Она состоит из «зала», длиной около 30 м, который переходит в узкое, поднимающееся коридорообразное продолжение. Далее вверх ведёт очень узкий проход, где находится углубление, в котором скапливается влага, стекающая по трещинам.  Подъём к пещере Коныр аулие оборудован лестницами длиной 110 метров.

Вокруг пещеры хорошо развита инфраструктура: установлены информационные щиты и дорожные указатели, благоустроена прилегающая территория, созданы все условия для паломничества и туристического посещения сакрального памятника.

Археологический комплекс Аулиеколь

Следующий наш объект открыт павлодарскими археологами на берегу озера Аулиеколь в 60 км северо-западнее г. Экибастуз. В результате многолетних раскопок здесь изучен некрополь XIV-XV вв. возникший в период расцвета Золотой Орды и функционировавший до времени сложения Казахского ханства.

В сакральной части Аулиекольского некрополя исследованы остатки двух мавзолеев-кумбезов. Первый мавзолей размером 19х12 м в плане имел прямоугольную форму, был ориентирован входной частью в южную сторону и внутри делился на два помещения. Первое помещение – зиаратхана, предназначалось для молитв и поминовения усопших. Оно имело в плане восьмигранную форму и располагалось под куполом, в центральной части сооружения. Второе помещение – гурхана предназначалось для захоронений кочевой элиты.

Стены и купол сооружения были богато декорированы терракотовыми плитками и резным кирпичом. Среди архитектурного декора, имеются образцы с фрагментами арабской вязи, растительным и геометрическим орнаментом. Особое место среди артефактов занимает найденный в гурхане мавзолея свёрток дорогой ткани с вышитыми золотом изображениями оленя, цветов, символов веры и фрагментом золотой арабографичной надписи, обозначающей титул средневекового правителя معرض السلطان – Ас-султан ал-гадыл («Султан справедливый»).

О незаурядном и высоком сакральном статусе погребенных на некрополе Аулиеколя говорят и находки, сделанные во втором мавзолее. Здесь в ходе раскопок семейной усыпальницы найдено захоронение с кирпичным надгробием, вокруг и внутри которого под известковой штукатуркой – ганчем, а также, в разных местах кирпичной кладки обнаружены десятки серебряных монет, чеканенных в период правления ханов Золотой Орды. Рядом с погребением найдены остатки жертвоприношения в виде костей мелкого рогатого скота. Очевидно, что монеты и жертвоприношения фиксируют особую значимость погребенного имевшего священный статус – аулие. Обращает на себя внимание и архитектура мавзолея с красиво декорированным порталом и покрытым голубой глазурью куполом.

Строительство сложных культово-мемориальных сооружений, подобных кумбезам Аулиеколя, подчеркивает особую роль ислама в жизни средневековых кочевников, который кроме, духовно-религиозной имел и образовательную функцию, способствовал распространению в степях Прииртышья письменности и знаний об окружающем мире.

Усадьба Султанбет султана

История казахского народа богата выдающимися людьми. В их числе и Султанбет султан – известный казахский государственный деятель XVIII в., один из сподвижников и двоюродный брат Абылай хана. В течении многих лет являлся правителем улуса Среднего Жуза, основная территория которого в настоящее время расположена в административных границах Павлодарской области. Сыграл важную роль в укреплении казахской государственности в восточных и северо-восточных районах Казахского ханства.

Реконструкция усадьбы выдающегося политического деятеля Султанбет султана в 2017 году была инициирована ректором ПГПУ А. Нухулы. Усилиями коллектива университета и потомков султана резиденция была восстановлена по описаниям и чертежам, полученным в ходе архивной и источниковедческой работы.

Сегодня воссозданная усадьба Султанбет султана, расположенная в исторической части города Павлодар, открыта для посещения жителями и гостями города, интересующимися историей Павлодарского Прииртышья.

Историко-мемориальный комплекс Аккелин – усадьба и мавзолей Мусы Шорманова

Муса Шорманов (1818-1884 гг.) – глава Баянаульского внешнего округа, государственный и общественный деятель, этнограф, фольклорист и просветитель. Он оставил заметный след в истории изучения культуры и быта казахов Среднего жуза, был дядей и духовным наставником первого казахского учёного Шокана Валиханова.

Благодаря просветительской деятельности Мусы Шорманова открылись первые казахские школы, что в последствие подарило казахскому народу выдающихся учёных и известных представителей искусства и культуры.  Уже в то время имя М. Шорманова было известно просвещённому Петербургу, членам Императорского Русского Географического Общества. В 1881 году на Всероссийской промышленной ярмарке, проходившей в Москве, были представлены экспонаты казахского национального прикладного искусства, переданные Мусой Шормановым.

В 2018 году на берегу реки Ащису на родовом кладбище у села Тендик Баянаульского района Павлодарской области над могилой Мусы Шорманова был возведен мавзолей из белого камня. Высота объекта составляет 9 метров, общая площадь мавзолейного комплекса – 500 кв. метров. Данный объект пополнил список сакральных памятников, стал духовно-историческим комплексом Павлодарского Прииртышья.

Мавзолей Машхура Жусуп Копеева

Машхур Жусуп Копеев (1858-1931 гг.) – учёный, фольклорист, историк, этнограф, философ и поэт. Имя, которое дали будущему поэту при рождении – Адам Жусип, но позже, когда ему исполнилось восемь лет, ага султан Баянаульского округа Муса Шорманов за великолепное исполнение легенд, дастанов, поэм прозвал его Машхуром, т.е. «Известным», это имя закрепилось впоследствии за ним в народе навсегда.

Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил просвещению народа, обучал детей и молодежь грамоте. Глубокое знание арабского и персидского языков, природный дар и талант, великолепное знание истории, обычаев и обрядов казахского народа вдохновляли его создавать оригинальные произведения, которые в разное время вошли в хрестоматии, учебники и сборники посвященной казахской истории и культуре. М. Копеев был не только поэтом и писателем, но и собирателем народного фольклора, оставил богатое наследие по генеалогии казахских родов и племен.

В 2006 г. в урочище Ескельды у села Жанажол Баянаульского района над могилой Машхур Жусупа был воздвигнут мавзолей. В настоящее время мавзолей является местом паломничества огромного количества людей из разных стран, что определяет важное сакральное значение культового объекта.

Мавзолейный комплекс Исабек ишана

Исабек ишан хазрет – известный и почитаемый в народе духовно-религиозный деятель. Родился во второй половине XVIII в. в урочище Шакшан, в предгорьях Баянаула. Происходит из рода кожа, потомок Акку ишана, сын Мурат ишана. С семи лет обучался в медресе г. Бухара, закончив обучение и вернувшись на родину, в Прииртышье в местности Акколь-Жайильма построил мечеть и открыл медресе. Посвятив жизнь религиозному просвещению и распространению ислама Исабек, снискал глубокое уважение и почёт среди современников как праведник и незаурядная личность. О необычайных способностях Исабек ишан хазрета до сих пор можно услышать немало легенд, в том числе рассказывают о чудесных случаях исцеления людей больных различными недугами.

В 2011 г. усилиями общественных деятелей, организаций и меценатов Павлодарской области над захоронением Исабек ишан хазрета, его родственников и потомков был возведены каменные мавзолеи, построена мечеть и дом для паломников. У стен мавзолея хазрета воздвигнуты каменные стелы с фрагментами знаменитого жоктау посвященного Исабек ишану Машхур Жусупом Копеевым.

Место захоронения Жасыбай батыра

Жасыбай батыр Омирулы – легендарный казахский батыр, защитник Родины, сражавшийся против джунгар. Происходит из рода – аргын, племени – басентиин. В родословии его имя связывают с известным батыром Олжабаем, который приходился ему дядей.

В конце 30-х начале 40-х годов XVIII в. отряды казахов во главе с батыром Жасыбаем вытесняют джунгар с Баянаульских гор. Сам Жасыбай батыр погибает от стрелы джунгарского война. Час возмездия, за смерть Жасыбая, наступил в местечке «Сериктас» недалеко от современного села Акшиман, где казахское ополчение во главе с Олжабай батыром нанесло сокрушительное поражение вражескому отряду. Эта местность впоследствии получила название «Қалмаққырған» – место истребления калмыков. Недалеко от побережья Шойындыколь тело Жасыбай батыра было предано земле. С тех пор в народе это озеро зовется Жасыбай.

Память о храбрости батыра Жасыбая, об его мужестве и полководческом таланте живы по сей день. Могила Жасыбай батыра расположенная на старом перевале у дороги из Баянаула к озеру Жасыбай представляет собой каменную насыпь и памятник, установленный потомками в 2005 г.

В перспективе продолжение масштабной работы по систематизации и изучении сакральных памятников Павлодарской области, создание реестра культовых объектов и популяризация полученных знаний, для гармоничного развития народа Казахстана.

Сакральные места Павлодарского Прииртышья – это богатство истории нашей страны, которое способствует духовному развитию человека, основанному на его связах с родной землей, культурой и традициями.

 

Материал подготовлен Енлик Абеуовой
заведующей научно-исследовательской
лаборатории «Рухани жаңғыру» Margulan Centre
Павлодарского государственного педагогического университета

 

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *