На этот ментально-культурный концепт указывает Н. А. Назарбаев в своей статье «Семь граней Великой степи», говоря, что культурное шежіре Казахстана в широком смысле слова включает в себя богатство всей мировой культуры.

Понимание исторической миссии Степи как глобального коммуникативного и культурного центра в пространстве Евразии стало главной идеей Международного фестиваля древних технологий и культурных коммуникаций имени Тура Хейердала Desht-Thor, который во второй раз проходил 28–30 июня 2019 года в Костанайской области.

Название фестиваля кратко, но ёмко раскрывает его суть. Оно сложено из двух слов: Дешт – ключевое слово в названии исторического региона Великой cтепи Дешт-и-Кипчак, который простирался от низовий реки Дунай до Иртыша и озера Балхаш, Thor – имя Тура Хейердала, норвежского археолога, путешественника и писателя. Он был одним из первых реконструкторов и основателей теории древних коммуникаций, влияния степных культур на культуры Западной Европы в древности, которая сейчас находит подтверждение исследованиями современной археологии и палеогенетики. Это имя символически объединяет Восток и Запад. Для «легализации» имени учёного в названии фестиваля одна из его идейных вдохновителей, археолог Эмма Усманова обратилась к дочери путешественника Хелене Элизабет Хейердал, с которой лично знакома, с просьбой дать семейное согласие на присвоение имени Тура Хейердала фестивалю. Разрешение было получено, что придало фестивалю научный и мировой контекст.

Логотипом фестиваля стало изображение золотой бляшки, найденной в Костанайской области при раскопках некрополя эпохи бронзы Новоильиновский. Своей формой бляшка напоминает изображение лодки с наскальных рисунков в Швеции. Логотип Элины Алтынбековой (научно-реставрационная лаборатория «Остров Крым») удачно вписался в концепцию фестиваля, лозунг которого «Реконструкторы всех стран, объединяйтесь в Великой степи!».

История фестиваля начинается с 2018 года, когда коллеги-реконструкторы Виталий Лукашов (клуб исторической реконструкции «Легион», Петропавловск), Иван Семьян (ассоциация экспериментальной археологии «Археос», Челябинск), Эмма Усманова (археолог, Караганда, Лисаковск) и Андрей Воловинский (гуманитарий, Нур-Султан) решили провести в городе Лисаковске первый фестиваль древних технологий и культурных коммуникаций.

Художник по войлоку С. Каратаева, Лисаковск

Почему именно там? Потому что здесь более тридцати лет на памятниках эпохи бронзы Лисаковской округи, в районе Беимбета Майлина проводит археологические исследования Эмма Усманова. Находки Лисаковской археологической экспедиции стали основой для экспозиции Лисаковского музея истории и культуры Верхнего Притоболья. Интерпретация найденных артефактов послужила для реконструкции древних технологий.

Фестиваль получил административную поддержку акимата и музея Лисаковска. Деньги на его проведение были собраны друзьями-энтузиастами, и событие состоялось. Первый фестиваль получился не только зрелищным, но искренним и интеллектуальным. На площадь перед музеем пришли коллеги-музейщики, учителя, краеведы, туристы, жители города, чтобы увидеть, как льётся металл, лепится глиняный сосуд по древним технологиям. Пришли удивиться костюмам разных народов из разных времён: от андроновцев до кипчаков и викингов.

Международный фестиваль древних технологий и культурных коммуникаций имени Тура Хейердала Desht-Thor стал первым фестивалем в культурной жизни Казахстана, посвящённым реконструкции древних  технологий и костюма, культурных связей на основании археологических данных. Создатели фестиваля не стали отказываться от популярной сегодня демонстрации военных искусств и ремесла кочевых культур Евразии, но придали этому научно-образовательный смысл. Реконструкция объектов культуры от эпохи палеометалла до эпохи Средневековья на основании точных научных знаний и подлинных артефактов является главным креативным ресурсом фестиваля.

Мастер-класс по изготовлению каменных орудий. Ассоциация экспериментальной археологии «Археос»,  Челябинск

Фестиваль предложил и реализовал новую модель экспонирования археологического и культурного наследия. Его главный опыт – это воссоздание материальной культуры древнего населения евразийской Степи. Фестиваль освещает историю места и гения места, по сути, является живым краеведческим музеем, демонстрируя культурное значение региона, организуя познавательный, просветительский туризм для детей и взрослых.

Первый фестиваль запомнился как яркое образовательно-культурное событие, и поэтому в 2019 году организаторам поступило предложение от ТОО «Полиметалл Евразия» о спонсорстве фестиваля как социально-образовательного проекта. Компания ведёт горные разработки в районе Беимбета Майлина и заинтересована в социальном развитии района. Главным условием было проведение фестиваля в ауле Әйет (бывший поселок Тарановское Костанайской области). Жители провинции, аула или села чаще всего лишены возможности посещения масштабных образовательных мероприятий по культурному наследию Великой степи. Проведение фестиваля позволило местным жителям соприкоснуться с реалиями родной истории.

Второй Международный фестиваль Desht-Thor был посвящён демонстрации основных технологических и духовных достижений сообществ эпохи бронзы, всаднической культуры и цивилизации Золотой Орды в пространстве Великой степи.

Организаторами события стали клуб исторической реконструкции «Легион» (Петропавловск) и Лисаковская археологическая экспедиция. Им помогали Тарановский историко-краеведческий музей им. Б. Майлина, Лисаковский Делегация Югры в традиционных костюмах. Центр народных художественных промыслов и ремёсел, г. Ханты-Мансийск музей истории и культуры Верхнего Притоболья, отдел культуры и развития языков акимата района Беимбета Майлина, а также ряд туристических и просто дружественных компаний.

Для участия в событии съехались археологи, историки, учёные-реконструкторы, реставраторы, художники и музейные специалисты из Казахстана, России, Украины. Они привезли вещи, которые удалось реконструировать, делились секретами их изготовления.

Делегация Югры в традиционных костюмах. Центр народных художественных промыслов и ремёсел, г. Ханты-Мансийск

Художник-керамист из Салехарда (полуостров Ямал) Лариса Пастернак показала процесс изготовления глиняных дымокуров. Они известны трёх видов – средние по размеру одевались на шею оленю, самые маленькие – на спину человеку и самые большие, которые ставились или подвешивались в жилище, чтобы выкуривать мошкару. Эту древнюю технологию избавления от мошки народы Севера используют и сегодня.

Приёмами изготовления лепной глиняной посуды и циновок делились мастера Центра народных художественных промыслов и ремёсел из Ханты-Мансийска: гончар С. Лебедева, ткачихи Л. Шестакова и Е. Смирнова. Плетение циновок – один из древнейших промыслов, известный ещё с каменного века. На территории Казахстана для этого обычно использовали стебли чия (ши) – степного тростника. Делегация Югры во главе с художником-дизайнером О. Бубновене – это целое открытие соседней финно-угорской культуры для нас, степных жителей. Наши культуры часто соприкасались в тысячелетиях.

Площадка ассоциации археологической реконструкции «Археос» во главе с И. Семьяном провела качественный эксперимент по археометаллургии. В земляной металлургической печи, сделанной на глазах зрителей, плавился металл и затем отливалось орудие в литейной форме. Посетители познавали тайны древней металлургии, которыми в совершенстве владели жители Великой степи.

Кроскультурные ткацкие технологии рождали одежду, ковры, бытовые аксессуары. Без них невозможно представить жизнь древнего и современного человека. В руках Умит Багысбаевой, народного ремесленника из Костаная, нити на горизонтальном ткацком станке превращались в орнаментальный баскур. Т. Крупа демонстрировала старинные приёмы ткачества харьковского коца. Это особый вид ковра ручной работы с длинным наклонным ворсом. И перед зрителями появился фрагмент пышного ковра. Войлоковаляние относится к нетканым текстильным технологиям. Древность войлока очевидна, как очевидна сегодня его популярность. Войлок обернулся в красивые изделия в руках художников из Лисаковска С. Каратаевой и О. Толмачёвой из Югры. На глазах посетителей серебряная проволока в руках мастера-ювелира Р. Шарипова становилась дивным национальным казахским украшением, а у его ученика Р. Яковлева (Кокчетав) кусок кожи становился волшебным тумаром.

Мастера-уста из Кокчетава Р. Шарипов и Р. Яковлев

Кульминационным моментом фестиваля стал парад Great Steppe Fashion с демонстрацией костюмов жителей и гостей Великой степи. В «дефиле» участвовали костюмы народов не только разных эпох, но и различных географических зон. Зрители увидели андроновский женский костюм, знаменитые штаны всадника, одежду саков и сарматов, женский и мужской костюмы Золотой Орды, традиционные одежды обских угров (хантов и манси). Некоторые костюмы создавались руками современных мастеров Е. Казаковой, Н. Жиляевой, Е. Калинкиной, Э. Алтынбековой, С. Каратаевой на основе аутентичных материалов: домотканное полотно, шёлк, войлок ручного валяния.

Археолог Эмма Усманова и реставратор археологических тканей Татьяна Крупа рассказали о дизайне, текстиле костюмов народов степной зоны Евразии, которые обогатили культуру Европы. Именно степняки-всадники придумали и сшили штаны. А странный «сапожок» из бересты на женском головном уборе бокка времён Золотой Орды, который носили замужние женщины, служил для того, чтобы прятать в него косу. На какое-то время пространство аула Әйет приобрело фантастический вид, почти как в фильме «Игра престолов», когда вместе разгуливали андроновцы, саки, викинги, угры и золотоордынская красавица. Посетители фестиваля с восторгом фотографировались с ними.

Женский костюм Золотой Орды,
XIII в. Реконструкция

Особенный интерес вызвали у зрителей костюмы саков тиграхауда, проживавших в I тыс. до н. э. на территории Жетысу. Их представили Данияр Байдаралин с супругой Асылгуль, организовавшие в Алматы семейную мастерскую «Байдаралы-студио». Они на основе подлинных артефактов восстановили одежду, конскую упряжь и вооружение, которыми пользовались племена саков. При этом опробовали все свои реконструкции в реалити-шоу. Данияр верхом на коне лихо демонстрировал приёмы стрельбы из лука и использования чекана в бою. Настоящее мужское удальство родом из тысячелетий. «Байдаралы-студио» талантливо соединяет в своей деятельности реконструктора, художника и исследователя. Попробовать свои силы в стрельбе из лука, стать на минуту воином-саком мог каждый посетитель, пустив стрелу в мишень.

Никого не оставил равнодушным постановочный бой на мечах между «саком» (Данияр Байдаралин) и «викингом» (президент клуба исторической реконструкции «Легион» Виталий Лукашов). «Воины» показывали приёмы владения оружием и объясняли зрителям преимущества разных видов оружия. Так, в отличие от длинного меча викинга сакский акинак предназначен для ведения близкого боя. Сакскому воину, чтобы удар попал в цель, необходимо было сокращать дистанцию ведения боя с противником. В результате победила дружба времён и народов.

Кроме зрелищности, важным компонентом фестиваля был его научно-просветительский формат. На второй день работы фестиваля в Тарановском историко-краеведческом музее им. Б. Майлина состоялся семинар «Семь граней Великой степи и историко-культурные ресурсы Костанайской области». Участники делились своими знаниями по истории и культуре Великой степи с педагогами школ и музейными сотрудниками района. Это был тот редкий случай, когда можно было «вживую» увидеть и услышать учёных с мировыми именами, которые рассказывали об исторических фактах, об отдельных случаях из своей практики, о специфике работы реставраторов и реконструкторов, о её трудностях и способах их преодоления.

Участники фестиваля в Тарановском музее им. Б. Майлина

Демонстрация костюмов, ткацких технологий и способов ношения древней одежды позволяла буквально «примерить историю на себя». Транслировались новые знания, которые проживались участниками семинара практическим путём. Тематика презентаций была широкой – от методов изучения технологий ткачества и реконструкции казахского вооружения до конкретных рекомендаций ведения уроков истории. Были открыты выставка «Ұлы Дала Елі: образы, реконструкции и культурные архетипы» и фотовыставка «Сакральный Улытау». Насыщенный образовательно-просветительский курс, безусловно, будет хорошим подспорьем в учебном процессе и в музейном деле для местных специалистов.

Ещё один важный аспект «полезности» фестиваля – это повышение туристической привлекательности региона. Создание комбинированных точек притяжения внутреннего туризма, посвящённых экспериментальной археологии и живой истории древности, является прогрессивной мировой тенденцией. События, подобные фестивалю, отвечают задачам программы «Рухани жынгыру» по модернизации сознания современного казахстанского общества. Фестиваль проходил на приграничной территории между Казахстаном и Россией. Участие российских коллег способствует укреплению дружественных культурных связей между нашими странами в осуществлении гуманитарных программ и формировании оригинального туристического бренда Костанайской области.

Завершился фестиваль экскурсией «Ритуалы эпохи бронзы: действительность и реконструкция» с выездом на археологические раскопки около села Новоильиновка. Здесь на фоне степного ландшафта Верхнего Притоболья состоялась фотосессия участников в исторических костюмах. В этот момент степь ожила, застывшие в магическом молчании каменные кольца андроновских курганов приобрели аромат исторической фантазии с подлинными героями, родом из архаики.

Фестиваль стал продуктивной площадкой для обмена знаниями, открытиями, мнениями между учёными, реконструкторами, художниками и мастерами из разных стран и регионов. Обладая ярко выраженным просветительским форматом, он представил новые знания по истории и культуре Великой степи. «Семь граней» были материально оформлены в контексте региональной истории как часть глобальной мировой истории. «Границы? Никогда не видел ни одной. Но слышал, что они существуют в умах некоторых людей» – это выражение Тура Хейердала является ключевым для фестиваля. Способствуя мировому прогрессу, культурные достижения и технологии не имеют границ. Историко-культурное наследие Великой степи – лучшее этому доказательство.

 

Костанайская область
Материал подготовили Лариса Плетникова – музеолог. Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык», artdeshty@mail.ru
Эмма Усманова – археолог. Карагандинский государственный университет им. Академика Е. А. Букетова, Национальный историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау», emmadervish2004@mail.ru
Фото: Эмма Усманова, Сергей Кочмарёв

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *