Для разговора я задумала пригласить на страницы нашего журнала свидетелей этого праздника.
Как известно, фестиваль – это праздник итогов, подведённых определённым периодом жизни. Поскольку фестиваль «Астана» проходит один раз в год, по традиции в последние выходные июля, значит, и итоги его отсчитываем от XII фестиваля. Съехались сюда авторы, исполнители, слушатели со всего Казахстана и российских городов – Челябинска, Омска, Новосибирска, Москвы и даже из Петропавловска-Камчатского. Дипломы победителей увезли: Омск (лауреат – Максим Попов, трижды лауреат в номинациях, автор, исполнитель, композитор), Караганда (лауреат – ансамбль «Марианна»), Алматы (дипломант Юрий Хайленко – автор, дипломант Николай Хан – исполнитель, дипломант Ирина Лобода – исполнитель).
Полный забот руководитель фестиваля Максат Сарсенбеков, как всегда озадаченно, появлялся в нужные минуты в нужных местах. Сцена этого года была великолепна. Оформление, звук – всё на высоте. Суетилась художественный руководитель фестиваля Гульзада Жаркимбаева, это на ней была организация программ от городов и тематические концерты. Мы, алматинская команда «Острова песни», были заранее предупреждены о своём тематическом часе, и благодаря Гульзаде выступле-ние наше состоялось вовремя, и мы смогли донести до слушателей почти всё задуманное – программу «Летопись «Острова песни» – авторы Алма-Аты 80-х».

Важно исполняли свои обязанности приглашённые члены жюри: Владимир Васильев (Харьков), Роман Ланкин (Томск), завсегдатаи фестиваля Андрей Козловский и Раиса Нур (Москва), талисман фестиваля Женис Искаков (Омск), почётный гость фестиваля Владимир Юн (Алматы) и воспитанник фестиваля «Астана» Эдуард Двухимённый (Алматы).
Как идёт подбор кандидатур членов жюри фестиваля, выработана ли оргкомитетом фестиваля единая политика для работы жюри, как оргкомитет фестиваля использует итоги работы жюри – в чём они могут пригодиться для АП KZ? Эти вопросы повисли в воздухе, так как в суете организаторам некогда было на них ответить.
Карагандинский ансамбль «Марианна» стал лауреатом фестиваля. Хотелось бы узнать, в чём причина успеха ансамбля, как вообще обстоят дела с авторской песней в Караганде, как клубу удаётся поддерживать традиции многоголосья, да и подробности жизни клубной не помешали бы, ведь существуют они ни много ни мало уже почти 30 лет, а ещё интересно, как сложилась судьба уехавших из Караганды бардов – Виктора Баранова, Владимира Шемшученко, Мереке Искакова, Владимира Марченко и др.
На фестивале мы перекинулись лишь парой фраз – не до поднятия серьёзных тем, некогда: один концерт сменяется другим – и так с утра до поздней ночи. Набросали устный план намерений с руководителем ансамбля Нурханом Жумабековым, с руководителем клуба «Марианна» Ольгой Пынка, с руководителем ещё одного карагандинского клуба Владимиром Вишняковым…

Ольга ПЫНКА (Зиборова), президент клуба «Марианна»:
– …Мне ближе определение «хранительница очага и традиций». История бардовской (авторской, самодеятельной, туристской – как её только ни называли) песни в Караганде (и области) насчитывает уже более полувека. В 50–60-х годах прошлого столетия творческая студенческо-туристско-альпинистская молодёжь стала объединяться, сочинять и петь свои песни и песни других авторов. В составе ансамбля, ставшего лауреатом в Рязани, были В. Баранов, Г. Айгистов и сестры Рыбаковы. Кроме них известными личностями были К. Агельменев, П. Ломакин, С. Сошников, В. Юн, В. Савин (Санчо), В. Марченко (Марчелло). Самым активным был, конечно (и остаётся! – хотя живёт уже много лет в Санкт-Петербурге. – Прим. авт.), Виктор Баранов – отец родной.
Как клуб «Марианна» появился благодаря Татьяне Митрофановой – методисту ДК, услышавшей о бардовском движении, поехавшей на соответствующий семинар в Москву, где ей и рассказали, что у вас-то в Караганде (о-го-го!) есть очень известная в этих кругах личность – Виктор Баранов.
По приезде домой Татьяна разыскала Витю, был брошен клич и… В 1984 году родился клуб, названный в честь самого большого угольного пласта, залегающего под Карагандой. Баранов сказал: «Угольный пласт «Марианна» есть, теперь будет и песенный!». Так все и случилось.
Меня в клуб позвал Баранов. С ним мы познакомились годом раньше на туристском слёте, где он был в жюри конкурсной программы, а я, соответственно, в качестве конкурсанта-исполнителя. Ну а после того как я проникновенно и с азартом, глядя прямо ему в глаза, спела «Ты – моё дыхание» А. Якушевой, нам ничего не осталось, как стать друзьями.
Друзьями, практически родственниками, стали многие из тех, кто приезжал тогда в ДК «Молодёжный» в Пришахтинске (это достаточно отдалённый район города – другой конец географии. И ведь ездили же!). К слову о родственниках: на мой взгляд, «Марианна» (в разные времена и в разных её составах) тем жива и сильна, что, несмотря на временные трудности и разногласия, старается держаться «семьёй», перенося свои интересы из сферы творческой в житейскую. Семьи, рождённые в клубе (или с его помощью), уже вырастили детей, которые, в свою очередь, дружат между собой и поют НАШИ песни.
Ещё в нашем клубе есть такая тенденция (которая, с одной стороны, радует, а с другой – огорчает до невозможности) – это творческий рост наших друзей и… их последующий отъезд. Причины – самые разные, начиная от семейных обстоятельств и кончая… всякими «житейскими и творческими»: Виктор Баранов, Владимир Марченко, Катя и Михаил Гейер (Гершкович), Владимир Шемшученко, Леонид Мараков (светлая ему память), Виктор Поплавский, Николай Старченков, Дана Барменова, Лариса и Саша Ежковы, Гульзада Жаркимбаева, Сергей Аксенов, Евгений Сухотерин, Денис Цветков, Женис и Мереке Искаковы, Лена Максименко (Артемьева) и др. Эти отъезды – основная причина того, что у клуба были периоды спада активности и существования клуба как такового. Представляете, как пустел клуб? Но оставались люди, которые продолжали встречаться, петь, ездить по фестивалям и даже организовывать концерты.
Проходило время, и «Марианна» в очередной раз возрождалась, сохраняя своё имя и традиции бережного отношения к бардовской песне (у нас, к счастью, были в этом плане хорошие учителя, привившие вкус к хорошей песне) и, конечно же(!), нашу любовь к хоровому пению.
Ни для кого не секрет, что бардовская песня – это увлечение и образ жизни людей, имеющих профессии, далёкие от музыкальных и литературных. Мы – любители и ценители, а профессиональные музыканты (или имеющие хотя бы какое-то музыкальное образование) в нашем жанре – редкость.
Другое дело, что для некоторых это увлечение со временем становится профессией. Большая удача «Марианны» в том, что на нашем пути нам в разное время повстречались (казалось бы, случайно) два хормейстера: в самом начале «Марианны» Катя Гейер и буквально полгода назад – Нурия.
Это те люди, которые старались и стараются сегодня привить нам, у которых всё музыкальное образование испорчено бардовской песней (шучу), хоть какие-то азы и навыки хорового пения, чувствовать дыхание и локоть друг друга. А это, поверьте, остаётся на долгие годы.
На сегодняшний день мы «доросли» до звания «Народный коллектив», хотя ещё работать и работать… Очень хочется иметь своё помещение, а не просто место для репетиций, хочется работать с молодёжью – делиться тем, чем сами богаты, – нашими песнями.
А по поводу того, что бардовская песня меняется или уходит в прошлое… Долго вести речи об этом или о том, как же всё-таки следует правильно называть жанр, как-то не в наших правилах. Уж так сложилось. Вот что по этому поводу сказал А. Козловский: «Все остальные только теории двигают, спорят, истину рожают, а «Марианна» поёт. Ей все эти споры по фигу. Грубовато, но по сути верно. Ну а если по существу вопроса, то:
– даже мир не стоит на месте – это раз.
– каждый внутри жанра может найти то, что ему ближе, – это два.
– если у молодёжи не будет достойных примеров и учителей (как у нас в своё время и как Тагир Айтбагинов в Астане сейчас), откуда молодёжь сможет понять, что такое настоящая хорошая «бардовская песня», – это три.
– нужно давать больше информации и (главное!) стараться проводить больше концертов, встреч, идти в школы, в вузы – это четыре.
…Ольга предложила очень много интересного материала, которого хватило бы на ещё одну статью. Отдельная история – забавные рассказы клубовцев… Все материалы в полном объёме мы выложим на нашем сайте www.akbard.kz. Но всё это стало свидетельством того, что победа на фестивале в Астане была для клуба не случайной, а планомерным итогом работы коллектива, которым в настоящее время вдохновенно дирижирует Нурхан Жумабеков, говорящий о своём творчестве шутливо: «В народе Жума…
Страшно люблю Маму и Папу, Гульзаду Жаркимбаеву, Мереке Искакова, Дашку Баранову, о, Крутову люблю (!), девчонок наших люблю! Имею пристрастие к кумысу, курту и мясу… Обожаю солнце, воду и воздух (или наоборот?!) Имею палатку, рюкзак, плавки, лыжи беговые… В перспективе – коньки, горные лыжи и парашют!
P.S. Имею недостатки! Ну а если серьёзно – авторской песней «заболел» во взрослом возрасте благодаря общению и дружбе с Гульзадой Жаркимбаевой.
Автор. А на данном отрезке времени – динамо-моторчик и «толкатель» клуба «Марианна» в официально-документальных кругах. Клубу есть чем делиться – песнями. Пусть этот багаж даст им ещё немало успехов, в том числе на «больших» фестивалях! Накануне отъезда с фестиваля Владимир Вишняков скромно протянул мне сборник своих стихотворений, который я прочла с удовольствием, – нетри-виальные стихи, размеренные, и в них достаточно поэтической образности:

Улыбнись, прощаясь мысленно
С рыжегривою печальницей.
Оглянись – полётом быстрых ног
День серебряный кончается…
(«Улыбнись…»)

Мысли мои пахнут дождём,
Пасмурным небом и светлою прядью.
Я и погода – в октаву поём:
Дождь – за окном, я – над тетрадью…
(«Мысли мои…»)

– Владимир, ты уже не первый год являешься ведущим концертных программ фестиваля «Астана» и на твоих глазах происходит взросление фестиваля. Какие песенные тенденции ты можешь отметить? Что, по твоему мнению, происходит с бардовской песней?
Владимир ВИШНЯКОВ, руководитель карагандинского клуба «Пятница»:
– Наш жанр всегда отличался особой интонацией и содержанием. Я имею в виду песни тех, кто стоял у истоков жанра. Окуджава – прежде всего поэт. Он сам признавался в том, что аккомпанемент лишь помогает ему доносить до слушателей содержание стихов. Думаю, что эта подача (песенная) значительно увеличивает аудиторию слушателей и поклонников бардовской песни. Важно отметить, что мелодии писались и на опубликованные стихи известных поэтов. Самым значимым из них в нашем жанре лично я считаю Юрия Левитанского. Не помню, кто из мэтров сказал: «Бардовская песня – это продолжение разговора». Когда мы («Пятница») представляем песню «Не поговорили» на стихи Левитанского, то выражаем надежду на возрождение утраченного искусства беседы. И вновь хочу здесь обратить внимание на интонацию и содержание. Прошедший в Астане фестиваль меня порадовал тем, что звучало много песен, которые уже стали классикой жанра. Ещё два-три года назад, представляя «Пятницу» на фестивале, организаторы говорили, что «в их репертуаре преобладает классическая бардовская песня». Года четыре назад на фестивале после основной программы были «тематические» костры: у одного костра – туристская песня, у другого – авторская, у нашего была классика. Так тогда решили организаторы. Интонация и содержание фестиваля меняются сейчас определённо. У меня ощущение, что все, кто выходит на сцену, одной из задач для себя считают повеселить публику, дать эдакого «драйвеца». В том числе – члены жюри. Четыре года назад драмати ческую песню «После дождичка» Окуджавы нам советовали давать полегче.

Более того, было сказано, что якобы и сам Окуджава относился к теме войны легче, «веселее»… В бардовскую песню пришли ритмы и интонации из рок-н-ролла, блюза, джаза. Наверное, это неизбежно. В то же время, я думаю, что тяга к классической форме у отдельной части аудитории сохранится, но доля этой публики в общей массе, наверное, уменьшится.
– Три первых места фестиваля получил Максим Попов. Как ты думаешь, почему так произошло, достойных больше не было?
– Насчёт трёх призов в одни руки, по меньшей мере, странно. Я слушал тех, кто вышел во второй тур и, думаю, что, например, в номинации «композиторы» были конкуренты сильнее лауреата. Моё мнение разделяют и другие «старожилы» фестиваля. Мне думается, причина не в том, что лучшего, чем трижды лауреат, в конкурсе не было. Но я не член жюри и не хозяин фестиваля.
– Расскажи подробнее о своём клубе «Пятница».
– Нам пятый год. Мы именуемся квартетом, так как на данный момент это «закрытый» по форме клуб бардовской песни. Так сложилось. Вначале я хотел и попробовал поднять упавшее знамя «Марианны», так как из прежних лидеров никого не осталось. Но в чужой монастырь со своим уставом – дело гиблое. Я чётко озвучил свою программу: регулярные (два раза в неделю) репетиции без опозданий, а перед концертами – три-четыре раза в неделю; планы: по репертуару, продвижению, концертам и т. д. В итоге нас осталось четверо из десяти человек, и это уже никакого отношения к «Марианне» не имело. Зато теперь оживилась «Марианна», нашлись новые лидеры, и я рад их успеху.
«Пятница» периодически выступает на корпоративных мероприятиях, юбилеях, в одном из клубов Караганды. На осень-зиму готовим сольный концерт в Караганде. Мы первые, кто перестал ходить с протянутой рукой и начал понемногу зарабатывать. Наши концерты всегда имеют должную «упаковку»: билеты и афиши в цвете, баннер, реклама в отдельных СМИ, сценический образ. У нас своя репетиционная база, звуковое оборудование, печатное оборудование, студия звукозаписи. Не так быстро, как хотелось бы, но работаем и над альбомом «Пятницы». Цель – выйти с творческим багажом «Пятницы» за пределы региона и республик. Но это отдельная тема…

 

Вета НОЖКИНА

Фото Владимира НОЖКИНА , 
Евгения ЗИНИНА ,
фотохроника из архива Даны БАРМЕНОВОЙ

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *