Не секрет, что в последние годы в Казахстане «взрослым» фестивалям «Астана», «Чимбулак», проходящим в июле, не было равных. Алматинские «Лиловый ветер», «Горное эхо», «Зимний аккорд» и прошлогодний «Звёздное небо», позиционирующие себя как фестивали авторской песни, по мнению Совета Центрально-Азиатского региона, пока слабоваты.
Усть-Каменогорский «Тургусун» – очень уж далеко расположен, да и разбросанность его по жанрам даёт что-то отличающееся от бардовской песни, а фестивали в других городах Казахстана – в Петропавловске, Джезказгане – носят периодический характер (за исключением детских и юношеских).
В общем, новость о фестивале на Байконуре была воспринята на ура.
Памятным событием для алматинцев, отъезжающих на Байконур, оказалась внеплановая встреча на «Острове песни». В этот день гостем Алматы стал питерский автор Вячеслав Ковалёв, чьё выступление понравилось всем без исключения, кто собрался в этот день в кафе «Янтарный берег» на берегу озера Сайран. Возможность услышать столь маститого автора нам представилась благодаря Аиде Туртаевой из Петропавловского клуба «Союз-автор», пригласившей Вячеслава Ковалёва в жюри Петропавловского фестиваля, и КСП «Звёздный», куда и направлялся Вячеслав в качестве председателя жюри.
И буквально на следующий день после концерта дружная поющая толпа в пятьдесят человек погрузилась в поезд № 7 «Алматы–Москва» и отправилась на станцию Тюратам, ехать до которой предстояло сутки и ещё чуть-чуть.
День в поезде не мог обойтись без песен и очень важной для всех репетиции новой песни, которую написал алматинский автор Владимир Бегунов – «Давай сбежим на Байконур», впоследствии ставшей хитом фестиваля.

А утром с приграничной станции Тюратам двумя автобусами нас доставили в город Байконур. И уже к полудню, расселившись в номерах комфортной студенческой гостинцы и получив бейджи, мы отправились на экскурсию – знакомиться со столь достопримечательными местами, где ступала нога первых покорителей космоса, где и по сей день не рвётся связующая нить Земли и неба, которое кажется как будто ближе и где солнце палит как будто жарче.
Маршрут экскурсии пролегал на Гагаринский старт (стартовый комплекс «Союз») и в Музей космонавтики. Сопровождал экскурсию заслуженный испытатель Байконура Александр Александрович Гущин, который знает о Байконуре практически всё. На дни фестиваля Александр Александрович (или как по-доброму его все называли – СанСаныч) стал для всех добрым талисманом.
Вот что «по секрету» поведала нам куратор алматинской делегации (СанСаныч-2) – Александра Корнилова: «Александр Александрович долгое время служил на космодроме, я его помню ещё с детства, он общался с моими родителями.
Я всегда его воспринимала как СанСаныча, не выпытывая никаких подробностей… Уже два года, как они с супругой живут в Калуге. А сюда СанСаныч наведывается в гости, по делам, вот и сейчас приехал на юбилейные мероприятия и фестиваль. СанСаныч пишет стихи, в юности пел в хоре Самарского авиационного института под руководством Ощепкова. Он турист, альпинист, на байдарке ходил. А гидом я его пригласила, так как этот человек знает о космодроме практически всё…»

Всю экскурсию Александр Александрович, не умолкая и не садясь (четыре часа на ногах!), рассказывал об истории Байконура и интересных фактах, которые всегда сопровождают ставший столь близким для нас, хоть и на время, мир космонавтики. Меня не оставляло впечатление какой-то нереальности от происходящего. Мы находились в тех местах, которые так часто видели на телеэкране: уходящая вверх ракета, непонятные с детства слова, среди которых запомнилось почему-то слово «кабель-мачта». Теперь, когда всё это рядом, можно было видеть, какой труд заложен и вкладывается в то, чтобы взлетали ракеты.
Как и Стартовая площадка, Музей космонавтики произвёл сильное впечатление. Любовно расположенные по многим залам материалы дают представление о том, как исторически происходит покорение космоса. Интересны экспонаты, которые были частями различных космических аппаратов.
Поразил спускаемый аппарат – колокол, который мы видим при посадке. Ох и тесно там, похоже, космонавтам! На заре космонавтики был сделан даже спускаемый аппарат для животных. Ну а продукты для космоса – это, как говорят, отдельная песня. Жаль, что еду нельзя было попробовать. Хотя по частому срабатыванию сигнализации во время экскурсии я сделал вывод, что попытки что-то попробовать предпринимались регулярно. Интересным было и кресло-катапульта с размещённым манекеном, который любовно назвали Иван Иванычем. Этому «человеку» доверяли и полёты и испытания катапульт. В результате на сегодняшний день российская космонавтика оказалась самой безопасной, а катапульты – надёжными, позволяющими спасать космонавтов в, казалось бы, безнадёжных ситуациях.
«Буран». Никак нельзя обойти в Музее космонавтики эту махину – космический корабль многоразового использования. К сожалению, в своё время он совершил всего один полёт. По разным причинам эта перспективная программа была свёрнута, о чём с сожалением рассказывал нам СанСаныч. Какое же счастье ожидало всех, когда каждому из нашей группы было позволено порулить, покрутить, пощёлкать всякими кнопочками и штучками в кабине челнока…
Вечером под впечатлением экскурсии мы были ещё более переполнены событиями открывающегося первого Международного фестиваля. Гостевой концерт, знакомство с делегациями других городов, коих насчитывалось восемнадцать, погружение в знакомые и незнакомые песни – было подчёркнуто значимостью фестиваля, посвящённого Гагаринскому старту. И изумлением для всех стало видеопоздравление участникам фестиваля от космонавтов, находившихся в это время на орбите. Это было эффектно.
Так стартовал фестиваль «Белое солнце пустыни». Название ребята взяли из одноименного фильма, который по традиции просматривают члены экипажей перед запусками кораблей в космос. Жюри фестиваля «Белое солнце пустыни» состояло из пяти человек: уже упомянутый выше Вячеслав Ковалёв – автор из Санкт-Петербурга, Александр Калистратов – автор, один из первых руководителей клуба «Звёздный», ныне тоже проживающий в Санкт-Петербурге, Евгений Зинин – президент клуба «Зелёная карета» (г. Усть-Каменогорск), руководитель Совета Центрально-Азиатского региона по вопросам авторской песни, Владимир Ким – автор клуба «Звёздный» города Байконур, Вета Ножкина – автор Алматы, руководитель проекта «Остров песни», объединившего клубы Казахстана и Центральной Азии. И этим пятерым, без сомнения, понимающим толк в бардовской песне и умеющим отличить хорошую песню от посредственной (поскольку сами они являются хорошими авторами и исполнителями, а также знают и чтут традиции бардовской песни), довелось прослушать за дни фестиваля сто двадцать одну конкурсную песню.
Двадцать первых участников номинации «Автор» представили на суд жюри по две песни. Из-за опоздания первого участника (Сергея Постолова) выступления в самой главной номинации открыла Елена Краснова – молодой автор из Абакана с настоящим русским характером. Эта девушка, без сомнения, необычна по манере подачи песен, которые она поёт с этакой сибирской угловатостью. Дмитрий Крюков из Челябинска запомнился сразу же тем, что его песни очень похожи на песни Олега Митяева. Вероятно, живя в Челябинске, на родине Олега Митяева, трудно уйти от соблазна и не быть похожим на Митяева. Плохо это или нет – вопрос… Особо же выделились два автора – алматинец Владимир Бегунов (Клуб «Тоника»), ставший лауреатом конкурса авторов и тот самый, опоздавший на своё выступление Сергей Постолов (Клуб «Грань», Белгородская область), которому был присуждён Гран-при фестиваля.
Владимир Бегунов уже около тридцати лет работает в жанре. Он хорошо помнит ещё первые составы «Тоники», алматинские фестивали и абонементы. В общем, то время, когда в Алма-Ату приезжали Визбор, Дольский и другие маститые авторы. Правда, до последнего времени, в силу жизненных обстоятельств, Владимир находился, как говорится, в засаде. Но в прошлом году он заявил о себе, выпустив свой первый CD-альбом «Рубежи».
Сергей Постолов стал для многих зрителей и участников открытием этого фестиваля. Правда, до этого его «открыли» на прошлогоднем (2010 г.) Грушинском фестивале – там он стал одним из лауреатов. Поразительно, но, живя в деревне с населением в тысячу человек, Сергей ведет обширную клубную работу, при этом в клуб постоянно приходят не менее 30 молодых ребят. Хороший пример для наших клубов, не правда ли?..
Выступления в последующих номинациях – исполнителей, авторов музыки, ансамблей, детского конкурса – подарили новые имена: Александра Малакеева (Белгородская область), Татьяна Клеветова (Челябинск), Ирина Ким (Байконур), Денис Горошко (Самара), Всеволод Новопашин (Бишкек), Николай Зверев (Шымкент), Суюнгали Шукуров (Уральск), ансамбль Акчуриных (Актобе) и два детских ансамбля Байконура клуба «Ваганты». Наших алматинцев, удостоенных наград, было больше всех – Елена и Александр Невские, Фарит Сахабутдинов, Ирина Лобода, Пулат Маликов, в детском конкурсе – Руслан Невский (9 лет, самый молодой автор) и трио сестрёнок – Настя Радаева, Ангелина Рябыш и Полина Мотянко.
История АП Казахстана теперь прочно впишет имена тех, кто организовал этот праздник бардовской песни: Владимир Тиньгаев, Борис Найштут, Андрей и Ольга Котович, Александра Корнилова, Владимир и Варвара Якимовы, Тарас Ворона, Елена Петелина, Олеся Азерникова, Владимир Ким, Снежана Фалеева, Анастасия Прийдун, Сергей Волобуев, Александр Гущин, Евгения Гаврилова, Владимир Жильцов, Изабелла Шагидуллина, Александр Шишкарёв, Елена Шкурина, а также благодаря помощи администрации города Байконур и руководителей различных управляющих организаций – А. П. Петренко, Ю. В. Петровский, С. П. Смирнов, С. Ю. Швед, А. В. Фокина, С. З. Малыгина, Г. К. Жалгазбаева.
Изнуряющая жара от палящего белого солнца стала испытанием на выносливость, но праздник песни получился. Алматинцы увозили с собой дипломы лауреатов и дипломантов. В поезде опять звучали песни, теперь уже немного щемяще-грустные, но ненадолго – до следующего фестивального праздника в Астане, на главном Международном фестивале Республики Казахстан.

 

Владимир НОЖКИН
Фото автора
Байконур

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *