Наполнение кувшина произошло. Необожжённая глина стала символом нейлоновых струн гитары, и теперь самое время подумать, как будет переливаться песенная жизнь из одного кувшина в другой, и не даст ли трещин, и как сможет настояться жидкость его и превратиться в благородный напиток.
Только заботливые руки смогут, не расплескав, не смешав несовместимое, объединить схожее и разрешить противоречивое. Значит, нужна единая кладовая, где и год создания напитка на учёте, и вкусовые качества каждый год дегустируются, и пары рядом находящихся сосудов обогащают. Но одному хранителю кладовой не справиться, нужна команда единомышленников, поддерживающих единые температурные условия…
Такой командой стал «Остров песни» – одноимённый с рубрикой нашего журнала проект. Он же является виртуальным отражением на сайте «Авторская песня в Казахстане»: www.akbard.kz , целью которого стало «собрать по крупицам всё, что касается бардовской песни в Казахстане, – для роста молодых, здоровых, талантливых авторов и исполнителей».
За годы жизни на «Острове песни» прозвучали тысячи песен авторов не только их Казахстана, но и России, Узбекистана, Кыргызстана, Израиля, Германии, США, Канады и других государств, откуда слетались на «Остров» «певчие птицы».
Первый сезон «Острова песни» был открыт в 2003 году. Как правило, сезоны начинаются по осени и заканчиваются весной, а лето остаётся для посещений фестивалей, продумывания программ и новых встреч.
Сезон 2010-2011 годов завершился в апреле. Его итогом стал выпуск девятнадцати альбомов с авторскими программами. Девятнадцать дисков – девятнадцать авторов. У каждого своё лицо, своё имя, свои песни. Кого-то хочется переслушивать, а какой-то диск я просто положу на полку. Почему? Потому что слушать хочется песенную поэзию, именно песенную и именно поэзию. Но сколько «поэзии» должно присутствовать в песенной поэзии? Разговоров на эту тему с годами не убывает, но и разночтения и противоречия всё более усугубляют отношение к самой поэзии. В одной из своих литературных работ на тему размышлений и исследований поэзии поэт и литературовед Игорь Шкляревский пишет: вот уж чего у нас не хватает, так это стихов. Количество пишущих растёт на глазах…
Им приведённый стихотворный пример всего одним словом даёт ощутить тело поэзии:

Приходит с работы он поздно.
И долго смывает с лица
Грохочущий дым паровозный…
(Анатолий Кобзев)

«Только поэт может смыть с лица грохочущий дым. И не имеет значения, в рифму это или без рифмы, как у Габриэля Маркеса…» – делает заключение Шкляревский.
И у меня напрашиваются выводы: поэзия призвана не просто волновать, а изменять нас, показывая силу слова, сталкивая лоб в лоб мысли, гуляя сквозняком по спинам и нащупывая ощущения вкуса, но не давая сам вкус. Поэзия не терпит заимствований: если что-то уже ранее было, оно не может родиться второй раз. Поэзия не любит быть изречённой, искусственность обезличивает её и превращает в обыкновенную рифмовку. Для поэзии не обязательны точные рифмы, и уж тем более строгость в их отношении – поиск точных рифм уводит естество в сторону. Поэзия – это характер, упругость мысли, эстетическое наслаждение, бабочки, щекочущие душу, осознание невозвратности уходящего мгновения… Поэту следует избегать нежности, слащавости, душещипательности, позирования и изрекания. Поэт – тот, кто способен увидеть в шаркающих друг о друга куртках – зажжённую спичку взаимоотношений, кто в спичечном коробке разглядит сотню незажжённых костров, в капле воды – Вселенную, в травинке – её непримятость опавшей бедой…
«Остров песни» жаждет встречи с песнями-поэзами, с песнями, в которых виден богатый мир автора, озвучившего своё мироощущение, наградившего слушателя метаморфозой «прийти одним человеком, а уйти другим».
Авторы сезона готовились к своим программам в течение полугода, и у каждого была возможность показать лучшее, рассказать себя, раскрыть, удивить слушателя и озадачить. Несмотря на то что ты можешь знать человека давно и по невнимательности своей не ожидать уже от него открытий, как вдруг приоткрывается завеса, и ты видишь оголённость души, натянутость мысли. Попробую рассказать о своих удивлениях, пока затронув только двух авторов, стараясь задеть и твоё удивление, дорогой читатель, чтобы ты искал встречи с тронувшими тебя – словом, чувством, человеком, поэтом, бардом.

Сергей СОШНИКОВ – туристский романс

Лирический герой песен Сергея Сошникова не утомляет своими заботами, ведь заботы его – не надуманные, они – его жизнь, с удачами и промахами, болью и счастьем:
…Запах дороги – я на пороге больших перемен…
Он делится своим жизненным опытом, не назидая:
Кто не прощал, тот вряд ли нас поймёт…
Светлая печаль пронизывает его песни, ностальгируя по прошлому, рисуя в мечтах картины будущего:
Я в предчувствии новой разлуки,
Всё равно возвращаюсь к тебе…

В повороте судьбы угадаю желание встречи…
Преобладание в песнях картин туристских троп, природных сравнений говорит о том, что Сергей описывает знакомое ему – это и вид из окна сторожки, турбазы, это дорога на турбазу и лыжные тропы, это взгляд на горы бывалого человека. И всё это преподнесено с любовью и заботой – в романсовой, размеренной манере. Если и присутствует надрыв, то исключительно из-за переживаний за близкого человека.
Любимая в его песнях преподнесена как «прелесть живая», как олицетворение не конкретного человека, а любимые сердцу места, в которых Сергею довелось оставить частицу себя.
Дорогу, оставшуюся за спиной, он сравнивает с беззаботной юностью, с босоногой девчонкой из далёкой памяти, олицетворяющей танцем петляющие тропы на перевале. И вот уже песенная дорога превращается у Сергея в жизнь:
Подхватила меня, закружила,
Наше лето вернулось, ожило…

Поворот – вмиг закончилось лето,
На подъёме не держатся лужи,
Как мне бег беззаботный твой нужен,
Полный детской надежды и света.
Всё пересеклось в песнях Сергея Сошникова – детские мечты и реалии, жизнь, полная романтики, и быт, сладость воспоминаний и тёплое ожидание будущего.

Максат САРСЕНБЕКОВ:
Когда вернусь – поговорим…

Максат Сарсенбеков более известен бардовскому сообществу как организатор международного фестиваля «Астана». В третьи выходные июля 2011 года ожидается очередной, 13-й фестиваль. И уже есть предположение, что в гостевой состав войдёт известный автор – поэт Юлий Ким.
Неугомонность Максата начала проявляться ещё в школе – комсомолец-активист, один из инициаторов создания школьного ансамбля. Уже одно то, что в 70-е было «стыдно» быть левшой (я по себе знаю), а он, как будто противореча всем, всё делал наоборот и даже гитару взял наоборот – уже выдало в нём незаурядность, которая и по сей день бурлит, свербит и вершит.
Клуб авторской песни «Фламинго» был создан им и его друзьями в тот самый период, когда ещё не давали покоя целинные отголоски, а они, ищущие жизненной правды ребята, хотели петь другие песни, не те, что наполняли цензурный эфир, а тоже цензурный, но по отношению к нравственным поискам. Это был период удивления песнями Окуджавы, Визбора, и думалось, что они тоже так смогут, сумеют…
Максат Сарсенбеков – автор. За годы его творчества у Максата состоялось всего три авторские программы, и это несмотря на то что десяткам именитых российских авторов он организовал концертные выступления. «Остров песни» горд тем, что третья программа организована нами.
Поскольку правым быть – преотвратно…

Мы рвёмся в дали – а всё по кругу…

Мы режем души о грани слова,
Пытаясь правду сказать друг другу…
Он поступательно входит в осознание своей мудрости:
Я сомнений не знал,
Значит, был я другим до сих пор…
«Три тысячи лет» он уже ищет свою Атлантиду, где есть частичка его любви к жизни и её достаточно, чтобы спасти этот мир от чёрствости. Он не идёт чужими путями, а торит свою дорогу. Вроде бы обыкновенная бытовая история рассказана в песне «Я не хотел», но недоумения и нелепости жизненных передряг вводят его в непонимание этой самой жизни, и автор готов уступить дорогу рвущимся, терзающимся, взирая на это мудро и спокойно.
Только случай нас может свести,
Так давайте молиться на случай…
Пропащую судьбу Максат показывает в песне «Только случай…», но не ропщет на внешнюю «обделённость», принимая происходящее как должное. Вином он пробует залить виноватость перед «грузной неряхой судьбой», извиняясь, что был слаб и «нужных слов не нашёл», а она «кружила его и вела за собой, и за этот вот бросила стол», где душа героя поёт, но молчит «громче всех за столом». И его обращение к друзьям с просьбой простить в разочаровании, и его боль за то, что даже «листва облетала с дерев», как будто по его вине, выдаёт в авторе тонкую ранимую душу человека, желающего предостеречь всех идущих следом в возможных разочарованиях.
И хотя автор в междусловии говорит о том, что его переживания – не что иное, как желание «пробить на слезу гуманную часть человечества», он лукавит, наверняка осознавая, что ему есть что сказать. И как подтверждение этому – песня «На мушке у судьбы», где автор признаётся, что «нам нечего делить», встречаясь в жизни «на полчаса», расставаясь «не простясь». «Алхимия стиха», «гитара поперёк» пересекают судьбу пишущего человека, и если он к этому готов, он выйдет из этого состязания, но метаморфозно всё равно останется на мушке, на прицеле, в эпицентре, потому что его назначение – сгореть в огне своих же слов.
За каждый свой поступок и за то, что он живёт на этой земле, он просит прощения, потому что боится навредить ненароком, обидеть невзначай. Противоречия его слов – это те же метаморфозы, это та же истина, имеющая свою обратную связь с ложью, благородной ложью:
Простите мне, мы не синхронны –
                                                          в этом дело,
Простите мне – я не умею быть другим,
Простите мне – вчера всю ночь не пелось.
 Я не вернусь…Когда вернусь – поговорим.
Следующий сезон «Острова песни» предполагает открыться осенью 2011 года. В уже запланированных программах – встречи с гостями из Павлодара Михаилом и Зулейхой Сербиными, с автором из Астаны Юрием Насыбуллиным, с юбиляром Леонидом Терновым.

 

Автор: Вета НОЖКИНА

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *