Тема для встречи «Туризм – как механизм реализации программы «Рухани Жангыру» привлекла внимание представителей туристской сферы Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областей, руководителей этно-аулов, государственных национальных природных парков, преподавателей школ и вузов Алматы и области, организаторов-энтузиастов проектов событийного туризма.

Лейтмотив для конференции изначально задавался в сторону экологии и этнографии, поскольку эко-  и этнотуризм набирает свою популярность во всём мире и превращается в тренд. У Казахстана и Алматинской области в частности непосредственно есть все ресурсы для раскрутки этой тенденции. Именно здесь проходил Великий Шёлковый путь, на перекрёстных путях которого сохранились уникальные памятники материального наследия: археологические парки и архитектурные объекты, и нематериальные – в виде легенд, кюев, национальных традиций. Использовать этот роскошный потенциал в плюсе с нашей удивительной и разнообразной природой, казалось бы, легче лёгкого, но мы только начинаем этот путь. И во многом идём правильно, так как уже сегодня каждый третий турист в стране обязательно посещает Алматы и его окрестности.

Немало делается для развития сферы туризма в регионе Управлением туризма акимата Алматинской области. Из последних новостей, по сообщению руководителя управления Бакытжана Оразбаева, были собраны на один интернет-ресурс 750 видов виртуальных туров и огромное количество карт. Найти их можно, пройдя по ссылке www.2d-maps.kz.

Туристско-информационный центр Управления в последние годы реализует множество самых разноплановых проектов по продвижению эко- и этнотуризма. Казах-аул и резиденция волшебницы Умай были поддержаны ТИЦ на международном фестивале FourЭ, собравшем в августе настоящего года более 10 тысяч гостей из разных стран мира.  ТИЦ стал одним из организаторов фестиваля «Тойказан» в Талгарском районе, поддержал все инициативы этно-центра «Nomad», провёл обучающие мастер-классы для жителей села Саты, в котором сегодня интенсивно развивается сервис гостевых домов.

Поскольку конференция и данная статья – это не отчёт о проделанной работе, мы называем лишь базовые инициативы, стоящие уважения, внимания, и продолжения в своём развитии.

А прозвучали на конференции и просто интересные мысли, были озвучены некоторые идеи. К примеру, Даурен Валиев, исполнительный директор ТОО «МАЛ «Хан Тенгри», убежден, что как бренд страны мы должны преподносить самую древнюю философию мира – тенгрианство:

– Казахи и казахстанцы стоят над всеми религиями, обладая самой сакральной философией тенгрианства, являющейся матерью всех религий.

Развивать в себе и усиливать чувство собственной значимости, вспомнить, что кочевник всегда был свободным, а значит, несломленным и некоренным властью, читать больше книг, в том числе и в первую очередь «АЗиЯ» Олжаса Сулейменова, знать, что круче экотуристов, чем номады, никогда и никого не было, также уверен Даурен Валиев. И ещё у него есть идея создать в стране зрелищный национальный туристический продукт: церемониальный конный разъезд с батырами.

Айгуль Жансерикова, директор Центра ремесленников «Казак Онер», выступила с разработкой бренд-бука для Шымкента. У этого южного города не так давно появился очень стильный логотип, символизирующий тюльпан. Так вот, Айгуль предложила использовать этот логотип повсюду в Шымкенте: в одежде и обуви, аксессуарах и сувенирах, коврах и на постельном белье, в посуде и декоре городских объектов, начиная с аэропорта и заканчивая малыми архитектурными формами на местном Арбате.

– Шымкентцев должен отличать этот стиль. Они сами должны его пропагандировать, чтобы город стал узнаваем туристами, – эмоционально высказалась Айгуль Жансерикова. – Шымкентцы должна пить чай из пиалы с тюльпанами, дарить не живые тюльпаны, а сделанные из войлока, носить сумки и одежду в шымкентском стиле и так далее. Тем более, что Шымкент объявлен для следующего года как культурная столица стран СНГ.

Этно-аул «Гунны» стал настоящей визитной карточкой Алматы и востребованным туристическим продуктом. Его руководитель Асель Алишерова говорит, что в этом году этно-аул посетило 10 тысяч иностранных туристов. Обученные при поддержке Управления туризма акимата Алматинской области участники ансамбля «Сарбаз» при этно-ауле показывают невероятные стилизованные шоу-программы, презентуя национальные танцы, игры, традиции. «Гунны» также были представлены на фестивале FourЭ, где пользовались невероятной популярностью среди гостей этого проекта событийного туризма.

Поддержал этнический фестиваль FourЭ и наш журнал, став его партнёром и главным информационным спонсором. У «Ветра странствий» и своя великая миссия в продвижении туристических брендов страны и свои проекты по развитию экологического и событийного туризма. Уже традиционными стали два фестиваля на озере Алаколь, проводимые изданием совместно с Центром семейного отдыха «Пеликан», Управлением туризма акимата Алматинской области. Фестивали «Крылья Алаколя» и «Окуньколь» удобны в датах своего проведения и для самих гостей и участников, и для общего привлечения внимания туристов и отдыхающих. «Крылья Алаколя» проходит в праздничные выходные дни с 7 по 9 мая, как раз перед началом открытия купального сезона. «Окуньколь» собирает туристов и участников фестиваля в первые выходные сентября – в начале бархатного сезона, когда основной поток отпускников исчезает, но озеро остаётся тёплым и гостеприимным ещё всю осень. «Крылья Алаколя» привлекает главной целью – наблюдением за птицами, а также арт-программой и развлечениями, специально продуманными с учётом возрастных категорий и разных предпочтений. «Окуньколь» манит рыбалкой на серебристого окуня, медитативным состоянием опустевших пляжей, и опять же интеллектуальной и развлекательной программой.

И, конечно, для новых туристов страны всё более интересными становятся гостевые дома вблизи гор с этническим характером и наполнением.  Качество сервиса в таких точках всё более повышается благодаря неустанной деятельности Казахстанской туристской ассоциации КТА. Её директор Рашида Шайкенова отметила устойчивость самой КТА, созданной в 1999 году. Это позволяет профессионально вести целенаправленную деятельность в сфере туризма, мониторить все процессы, происходящие в отрасли, продвигать самые актуальные бренды и усиливать их основы. Согласно исследованиям КТА, Казахстан чаще посещают туристы из Европейских стран – 52 %, это резиденты Швейцарии, Франции, Испании, Польши, Германии, Нидерландов. Из Азиатских стран – 25 %, но цифры могут увеличиться в связи с новыми облегчёнными правилами визового режима. Основной возраст туристов – от 26 до 30 лет, за этим – от 41 до 50 лет.

– Раньше мы «продавали» туристам только природу, не наполняя её содержанием, – отмечает Рашида Рашидовна.  – В настоящее время происходит перезагрузка отечественного туризма. Создаются новые туристические продукты, бренды, туристические фирмы стали перестраиваться в сторону въездного туризма. Если мы уже можем показывать экодома в сёлах, то сегодня мы впервые заговорили и об агротуризме, когда можно презентовать всевозможные сельскохозяйственные и фермерские объекты – верблюжьи, конные, медовые, фруктовые.

Всю необходимую информацию о гостеприимстве можно найти на сайте, созданном КТА – www.hospitality-kazakhstan.kz.

Экологический, этнографический и агрономический туризм может стать особенно привлекательным для иностранных туристов и вывести Казахстан на карту одной из самых часто посещаемых стран на континенте, а, может, и в мире, если делать всё от души и с любовью. «Великое дело всегда ещё и романтично», – написал Мухтар Ауэзов. А мы занимаемся именно великими делами. Открывать Казахстан и его традиции любопытно не только иностранцам, но и казахстанцам. Создавая новые туристические продукты для наших гостей, обогащаемся духовно и мы сами.

 

Алматинская область
Фото из архива редакции

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *