Мы решили встретиться с одним из главных фотохудожников города, чтобы узнать секреты съёмки эффектных городских пейзажей, а также выяснить, чего в этих работах больше – желания приукрасить действительность или попытки показать, как должен выглядеть город в идеале.

Максим, в настоящий момент вы один из главных фотопромоутеров Алматы. Своими снимками вы показываете южную столицу как город-сказку. Но реальный образ Алматы значительно отличается от этого. По состоянию воздуха это один из самых загрязнённых городов Центральной Азии. Вы намеренно создаёте этот контраст?

– Я стараюсь показать город с наиболее интересной стороны. Выбираю наиболее подходящие точки для съёмки максимально красивых состояний. И это тоже реальность.

Но она снята по большей части ранним утром, когда большинство спит…

– К сожалению, застать красивые состояния с каждым годом становится всё тяжелее. Зимой это практически невозможно. Что касается неприглядных картин города со смогом, то я очень долго работал в прессе. Много снимал грязи, мусора, различных нарушений. И в какой-то момент понял, что жизнь состоит не только из отрицательных моментов. В конце концов, их снимать гораздо проще. Для этого не надо мучительно выбирать точку и время съёмки. Достаточно выйти на улицу, а иногда просто взглянуть в окно. А положительные моменты, которые я ловлю, заряжают людей позитивом и особой энергией, которую я не могу не чувствовать.

Вы считаете, что к этим позитивным изображениям потянутся и люди, и что-то начнёт меняться?

– Можно сказать и так. Моя задача – сделать фотографию красиво, интересно, профессионально. Иногда и страшные вещи тоже делать достаточно тяжело. Но в целом снимать отрицательные стороны жизни легче.

Вы часто используете съёмку с верхних точек. У вас есть пропуск на все крыши Алматы?

– Такого пропуска у меня нет. Его не может существовать в принципе. Приходится договариваться с различными структурами.

Городской акимат помогает в этом процессе?

– У меня есть рекомендация к собственникам зданий от городского акимата с просьбой помочь мне в проведении съёмок. Это рекомендательное письмо, оно необязательно к исполнению, но многие люди узнают меня и охотно помогают. Зачастую мне во многих случаях не приходится предъявлять письмо. Люди рады, что я пришёл именно к ним.

ПО СОСЕДСТВУ С КАРЛСОНОМ

Приходилось ли встречать Карлсонов, которые живут на крыше?

– Бомжей встречать не приходилось, видно, они чаще осваивают подземные пространства. А вот наркоманов встречаю.

Не было конфликтов с ними?

– Нет, они, как правило, сами всего боятся. Чаще всего они встречаются на крышах жилых домов, где замки на дверях, ведущих на крышу, можно взломать.

Почему вы не используете для своих съёмок дрон?

– Потому что на охоту с установкой «Град» тоже никто не ходит. Дрон зачастую превращает творчество в простой способ зарабатывать деньги. Я хочу снимать фотографии, которые сделать очень непросто. Поэтому они получаются эксклюзивными. Большое значение имеют точка съёмки, выбор времени. А дрон упрощает задачу – достаточно поднять его и начать съёмку. По большей части, состояние среды не так важно. Мне же нравится делать законченные вещи. Я хочу, чтобы мои снимки использовались в виде картин или календарей, а также в презентационной продукции.

Насколько ваш стиль неповторим?

– Я бы не назвал это особым стилем. Это съёмка красивых городских видов. Для этого нужно уметь выбирать интересную точку в интересное время и обладать определёнными навыками фотографирования. В мире таких фотографов достаточно много. Есть они и в Алматы. Может быть, мои снимки мелькают в соцсетях чаще других – значит, в них существует определённая востребованность.

Наверняка, вам пришлось освоить навыки метеорологии?

– Температуру предсказывать я не могу, а вот возможность красивого восхода или заката на 30–40 процентов уже угадываю. Но в любом случае, если ты куда-то поднимаешься в горы или даже на высокую крышу, это всегда непредсказуемо.

Бывает так, что небеса помогают и преподносят вам живописную картинку?

– Такое случается. Бывает, что иногда снимаешь и думаешь: вот я сейчас выложу в фейсбук, а люди не поверят, что такое было. Поэтому я всегда стараюсь заручиться поддержкой людей, которые в тот момент могли наблюдать эту картину, например, кто-то ехал на ранний самолёт. Я прошу их подтвердить, что это реальная красота, а не фотошоп.

Я хочу снимать фотографии, которые сделать очень непросто. Поэтому они получаются эксклюзивными. Большое значение имеют точка съёмки, выбор времени.

КАК ПОБЕДИТЬ СМОГ?

В определённом смысле вас можно назвать борцом со смогом. Вы единственный человек, который хотя бы на снимке может освободить наш город от этой страшной напасти.

– Я намеренно показываю, как должен выглядеть город в идеале. Очень многие люди показывают, как страшно город выглядит сейчас. Но моя борьба со смогом заключается в том, что я показываю эталон, к которому надо стремиться. Если государство примет необходимые меры, то город будет выглядеть именно так.

Были ли у вас приглашения на съёмки в другие города Казахстана?

– Довольно часто езжу снимать столицу. Меня приглашали структуры, связанные с проведением ЭКСПО. В 2018 году я ездил на большой фотофестиваль, который проводился к 20-летию Астаны. В нём участвовали 20 известных фотографов, приехавших со всего мира. Целью было изобразить характер города в самых разных жанрах. В числе приглашённых были портретисты, репортёры, фотографы-урбанисты. В течение недели мы снимали город, затем была проведена выставка и выпущен фотоальбом.

Создаётся впечатление, что вы специализируетесь лишь на городских пейзажах.

– На самом деле я снимаю во всех жанрах. Не зря же я отработал 17 лет в газетах. Часто в соцсетях выставляю и репортажи, которые мне кажутся интересными. Снимаю портреты. Но так получилось, что наибольшую известность приобрели мои виды Алматы. Однако если я буду снимать только городские пейзажи, я не смогу обеспечить своё существование.

Используют ли акиматы ваши работы для создания календарей и презентационной продукции?

– Я не могу сказать, что с их стороны поступают предложения по созданию календарей, но они довольно активно используют мои снимки в книгах и альбомах, посвящённых Алматы. В частности, я сотрудничаю с Visit Almaty.

Во многих странах проводят фотосафари не только на природу, но и по городам. Подходит ли для этого Алматы и насколько активно используется этот потенциал?

– Алматинская область прекрасно подходит для фотосафари. Есть люди, которые специализируются на фототуризме, организуют поездки. Пока их не так много, как хотелось бы. С Алматы всё сложнее, потому что это город с непредсказуемыми атмосферными условиями. Например, можно собрать группу и три дня просидеть на Кок-Тобе, но так ничего и не снять. Я думал над организацией подобных туров в Алматы, но понял, что не смогу гарантировать людям результат. Можно просто зря потратить время.

У вас есть серия необычных снимков, где вы парите в воздухе…

– Это работы моей супруги Наталии Фаворской. Я выступал в роли модели – на мне отрабатывали фототрюки.

Обошлось без травм?

– Конечно, потому что это фотофокусы. Это направление можно отнести к Fun Art, хотя она делает и традиционные фотосессии без эффектов Photoshop.

Вы активно представлены в соцсетях. А насколько активно вы участвуете в фотоконкурсах, часто ли организуете персональные выставки?

– В выставках я периодически участвую. Несколько раз устраивал и свои экспозиции. Организовать персональную выставку крайне дорого. Она может обойтись в 2–3 тысячи долларов. Это аренда зала, распечатка фотоматериалов. Поэтому я сторонник того, чтобы делать персональные выставки раз в 5 или 10 лет. Но когда проводят сборные выставки, я с удовольствием в них участвую.

Вас можно назвать экспертом по имиджу города. Что бы вы посоветовали для развития и укрепления бренда Алматы?

– В числе главных проблем развития туризма и в Алматы, и в Алматинской области – создание инфраструктуры и комфортных условий для туристов. Если решить эти вопросы, то народ потянется. Очень много сопутствующих факторов. Необходимо открывать туристские хабы, такие как Visit Almaty. Если приезжают туристы, они всегда смогут найти поддержку и помощь в подобных центрах. На мой взгляд, у нас не хватает качественной сувенирной продукции. То, что делают частники, это по большей части кустарное производство. Нередко их делают на дешёвом оборудовании, иногда из незаконно используемых материалов. На мой взгляд, можно было бы запустить государственную программу поддержки производства сувениров, чтобы появилась сеть по продаже качественной и креативной продукции. То, что я вижу, пока не может конкурировать с зарубежными аналогами. В этой сети могли бы занять достойное место и туристические календари. Пока я каждый год в начале осени выпускаю небольшим тиражом свой календарь с видами Алматы. Для этого отбираю двенадцать снимков, соответствующих двенадцати месяцам. По этому календарю можно увидеть, каким город был в течение предыдущего года. Если появится проект по созданию конкурентоспособных туристических календарей города, я с удовольствием в нём поучаствую. Виды Алматы обладают волшебной магией.

 

Фото: Максим ЗОЛОТУХИН

keyboard_backspace
arrow_right_alt

Поделиться:

Ваш комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *