Рис. 001. Галечники Каркары в средней части ущелья. С борта вертолёта МИ-8,
19 июля 1989 г. Фото автора

Впервые Каркару я увидел с кабины вертолёта МИ-8, с которого мы 19 июля 1989 г. проводили учёт серпоклюва и на этих обширных галечниках насчитали 44 особи (не менее 25 пар). Поэтому, как только представилась возможность наземного обследования этой территории, в начале июня 1993 г. мы с Б.М. Губиным посетили это ущелье на автомобиле ГАЗ-69 по пути в долину Чулкудысу.

Рис. 002. Река Каркара, в средней части ущелья выше теснины. Начало галечников.
3 июня 1993 г. Фото автора

Рис. 003. Анатолий Ковшарь идёт к маленькому островку, на котором гнездо серпоклюва. 3 июня 1993 г. Фото Б.М. Губина

В долине Каркары и её притоков нам удалось обнаружить только одну пару и найти её гнездо – в среднем течении основного русла, выше границы леса, на высоте 2600 м, в месте впадения правобережного притока Уш-Сюлюн-Куйганы. Дальше вверх, по направлению к Сарыджазскому перевалу, на протяжении 16 км довольно пологое днище долины реки (перепад высот 2600-2740 м) занято в основном кочковатым лугом (рис. 004), где подходящих галечников нет, и самих серпоклювов мы не встретили.

Рис. 004. Кочковатый луг в верхней части ущелья, называемой «Турык». 3 июня 1993 г. Фото автора

Рис. 005. Международный альплагерь «Хан-Тенгри» на выходе из ущелья, с борта МИ-8. 19 июля 1989 г. Фото автора

Пологая равнина на выходе из гор (2000 м), где в 1989 г. мы наблюдали 13 серпоклювов, оказалась залитой водой и недоступной для автомашины. Широкое (200-300 м) галечниковое русло Жель-Каркары изобилует подходящими для серпоклюва местами на протяжении 10 км (высота 2040-2440 м), однако ни одной особи их мы здесь не встретили, что вообще трудно объяснимо.

Спустя 12 лет, в конце июля 2005 года, мне посчастливилось проехать всё Каркаринское ущелье в обратном направлении, о чём стоит рассказать подробнее. Наша очередная зоологическая экспедиция с международным немецко-киргизским составом завершала свой трёхнедельный маршрут на Сарыджазских сыртах, которые я давно мечтал увидеть, а попал впервые. Поскольку добирались сюда мы кружным путём – через Иныльчек, Оттук, перевал Чон-Ашу и Тургень-Аксу – а на возвращение тем же путём времени уже не оставалось, то при въезде на сырты на погранзаставе Эчкили-таш (3020 м) мы пытались выяснить: можно ли из Сарыджаза, не возвращаясь, попасть в Каркару, чтобы оттуда вернуться в Бишкек по северному берегу Иссык-Куля. Оформлявший документы офицер Улан сказал, что на Каркару на наших машинах проехать можно, только там в одном месте болото, а в другом придётся лопаткой поработать. При этом он отметил место на сыртах, откуда по утрам при хорошей погоде бывает виден Хан-Тенгри.

Не без сожаления оставили мы свой Сарыджазский лагерь и в 11 час 30 июля 2005 г. направились искать дорогу на перевал в Каркару. Солнце сквозь мглу, но при полном штиле, пригревало хорошо – становилось даже жарко. Вернувшись на 1 км (на карте там обозначена какая-то пещера), мы стали подниматься на склон мимо будочки, от которой должен быть виден пик Хан Тенгри. Интересно, что на подъёме растительность стала выше за счёт какого-то дикого ячменя (Hordeum sp.) или тонконога (Koeleria sp.) высотой до 20-30 см. К сожалению, в 11-20 пошел дождик, и нам не удалось увидеть Хан-Тенгри. С другой точки, уже почти на уровне перевала (3 221 м), мы увидели пик Фритьофа Нансена (только его основание!). Это, по сути, сам перевал так растянулся – около километра почти горизонтальная дорога по уплощённой поверхности хребта, покрытой сыртами. Здесь нередки коньки – лесной (Anthus trivialis) и горный (Anthus spinoletta), а в небе виден чёрный гриф (Aegypius monachus) и в двух местах – типичные курганники (Buteo rufinus), светлоголовые, со светлыми хвостами.

Самого перевала, в обычном понимании этого слова, мы так и не заметили. Просто после длительного пути по практически горизонтальной сыртовой равнине с высоты 3356 м (координаты: 42o 24’16.1’’ с.ш. и 79o 24’26.3’’ в.д.) начался спуск. Перед этим местом мы сделали часовую остановку для сбора материала около небольшого временного озерка. Здесь – стадо яков, массовое цветение белой «горечавки» и других красивых цветков; в воде растёт оригинальное, напоминающее рис растение, которое Ульф Хауке назвал как Hepures sp., а из птиц – всё те же коньки, рогатые жаворонки и курганники.

В 13.30 начали спуск прямо в ущелье – узкое, но открытое, с небольшими скалками, но без леса и даже без кустарников в самом начале. По дну – небольшой ручеёк. Здесь в массе цветут герань и котовник. А чуть ниже началась Caragana jubata и небольшие осыпи.

Рис. 006 и 007. Каркара, Турык, средняя часть, с кустарником и галечниками.
30 июля 2005 г. Фото автора

Дорога местами отвратительная, и я не раз гнал от себя мысль: «А что, если по ней вдруг придётся возвращаться?». Ведь подниматься намного труднее. Из встреченных по пути птиц наиболее интересен был бородач (Gypaetus barbatus), а гималайские вьюрки попались на склоне стаей более 50 особей. К 14 час спустились уже метров на 500, а вокруг всё такие же луга, много цветущего Aconitum sp., но ни деревьев, ни даже приличных кустарников нет. Дно ущелья расширилось до 150-200 м и покрыто сырым кочковатым лугом. Дальше долина ещё более расширилась, а на кочкарниковом дне появилось больше мокрых мест. В одном месте наши машины прошли с трудом, в другом пришлось их выталкивать. Направление долины – прямо на север, а экспозиция склонов восточная и западная; они голые, без леса и почти без скал. Вскоре появились стелющиеся арчевники вместе со скалами.

Здесь я поймал себя на мысли о том, что это место очень похоже на то, куда мы доехали в 1993 году с Борисом Губиным снизу по Каркаре! Но тогда мы с ним и понятия не имели – куда дальше ведёт эта дорога. Догадка моя впоследствии подтвердилась. В 14-55 появился первый маленький галечник среди сплошных лугов. Всё время грозившийся пойти дождь наконец-то начался. И тут я прямо из машины увидел серпоклювов (Ibidorhyncha struthersii): взрослая и молодая птицы кормились под дождём на ручье среди луга, совсем недалеко от машины, которую я тут же остановил и начал видеосъёмку.

Наши немцы зашевелились и стали доставать из рюкзаков свои фотоаппараты – каждому хочется сфотографировать такую птицу вблизи! В результате этой возни машина ходила ходуном, и мне трудно было поймать птиц в объектив – сколько я ни просил хоть немого потерпеть… Но несколько минут, которые подарила нам эта семья, были достаточны, чтобы вдоволь налюбоваться самими птицами и их приёмами добывания пищи. После окончания съёмки я вышел и вспугнул молодого – он нормально полетел!

Рис. 008 и 009. Место кормёжки семьи серпоклювов под дождём. Каркара, Турук, 30 июля 2005 г. Фото автора

Всего через километр от этого места сбылось предупреждение офицера Улана: в одном узком месте дорогу размыло и оползень со склона всё-таки сделал её непроезжей! Пришлось браться за лопаты и потратить часа три на расчистку дороги в трёх местах (рис. 010).

Рис. 010. Каркара, Турук – ремонт дороги и вынужденная днёвка.
30 июля 2005 г. Фото автора

Когда мы кое-как преодолели это препятствие, уже был вечер, и надо было устраивать лагерь, тем более что рядом оказалась подходящая для него площадка (Lagerplatz – к выбору её наши немецкие коллеги относились очень тщательно!), а впереди зиял вход в узкое ущелье (я его хорошо помнил по 1993 году!). Координаты нашего лагеря: 42°36’16.6’’ с.ш. и 79°18’57.3’’ в.д.; абсолютная высота 2571 м, а всего за день мы с трудом одолели 31 км.

Сориентировавшись по карте, мы выяснили, что находимся на берегу одного из истоков Каркары, который называется Турык, а противоположная сторона ущелья (правый берег) – уже территория Казахстана (граница здесь идёт по речке!). Речка течёт на север. Склон западной экспозиции покрыт стелющейся арчой с редкими елями и «украшен» огромным обвалом как раз против нашего лагеря. Склон восточной экспозиции (левобережный) также покрыт арчой и группами елей. И то, и другое спускается до дна ущелья, ширина которого 100-150 м. Ширина речки 10 м. Везде юрты, чабаны (лошади, овцы).

Рис. 011, 012. Цветущий аконит среди арчи и гвоздика пышная
(Dianthus superbus). 31 июля 2005 г. Фото автора

Здесь мы решили сделать днёвку, т.е. провести весь день и две ночи. Наутро выяснилось, что кроме арчовых зарослей здесь много лиственных кустарников, а также – вездесущая Caragana jubata. Особенно много кустарниковой ивы, которая вместе с караганой идёт до самой верхней границы леса. Просто удивительно! Фауна птиц была примерно такой же, как в Заилийском Алатау, но встречи некоторых птиц для меня оказались интересными. Отправившись вверх по речке, не доходя 3-4 км до места вчерашней встречи серпоклюва я встретил ещё двух – как раз в том месте, где мы вчера начали ремонт дороги (300 м ниже моста). Сначала на галечник прилетел молодой серпоклюв и стал кормиться. Вскоре сверху с криком прилетел взрослый и, сев, стал окрикивать работающего в 30 м от этого места Вернера. А через час в этом же месте взрослый серпоклюв атаковал нас с Анни, после чего сел на полузаросший галечник и залёг, как на гнезде!!! Анни издалека сделала два снимка. Это тот же галечник, где было гнездо в 1993 году! Только тогда мы не знали, что это Турык, а называли просто Каркара.

Интересной была и встреча двух молодых канюков (Buteo buteo) – тёмных, только хвосты белые с рыжиной. С криком они прилетели и сели на склон рядом. При этом второй сел прямо на первого, при столкновении они подняли крылья с характерными белыми подмышками. Ещё несколько раз наскакивали друг на друга, потом успокоились и сидели рядом, время от времени «канюча». Вездесущий Маркус над вершиной восточного склона видел двух молодых полевых луней (Circus cyaneus), что позволяло предположить, что они также здесь вывелись.

Любопытный разговор получился с чабаном. По его словам, ущелье называется Каратурук, а впадающий в него справа ручей – Кызылтор. Стоящие там два дома под красной крышей – это база какого-то казахского министра, он там зимой охотится и не пускает туда киргизских баранов. И вообще раньше по Каратуруку шла граница между Киргизией и Казахстаном. Оказывается, она проходит здесь и сейчас!!! Вечером мне удалось провести интересные наблюдения за семьёй жуланов, предположительно кашгарских (Lanius isabellinus isabellinus) гибридных с туркестанскими (Lanius phoenicuroides). Перед закатом удалось наблюдать за охотой курганника (Buteo rufinus): он висел над обрывом, как пустельга, на одном месте, но крылья держал неподвижно. Опущенная вниз голова светло-жёлтая, распущенный хвост – светло-охристый, с тёмной оторочкой на конце. Потом он сложил крылья, почти как сокол, и круто спикировал на склон…

Утром 1 августа мы продолжили путь вниз по Каркаре, чтобы через перевал Санташ спуститься в Иссык-Кульскую котловину. Вскоре после лагеря дорога вошла в ущелье со скалами и лесными склонами (именно здесь мы поднимались в 1993 г. с Губиным). Здесь прекрасный густой ельник. Дальше ущелье немного расширяется и среди елового леса довольно много рябины – как в Заилийском Алатау. Это царство двух видов пеночек – зелёной (Phylloscopus trochiloides viridanus) и тусклой зарнички (Phylloscopus inornatus humei), кроме них часто видны и слышны московки (Parus ater), чечевицы (Carpodacus erythrinus) и седоголовые горихвостки (Phoenicurus caeruleocephalus). Здесь же мы встретили двух кедровок (Nucifraga caryocatactes) и настоящего тёмного сарыча (Buteo buteo).

Спускаясь пешком, чтобы больше посмотреть птиц, я на противоположном берегу речки увидел альплагерь «Хан Тенгри», к нему как раз прилетел с гор вертолёт. Здесь ущелье превращается в широкую (до 1 км) долину, на левом (нашем) берегу какое-то селение, а к альплагерю идёт дорога через хороший мост. Однако заезжать времени у нас уже не было (я тогда ещё не знал, что вскоре побываю здесь!).

В 11.30 мы достигли перевала Санташ. В самом начале спуска к Тюпу остановились на полчаса около озера Санташ среди посевов слева от дороги. Это маленькое, вытянутое в длину до полутора километров при ширине не более 100 м озерко с открытыми берегами и с массой птицы на нём. К сожалению, от дороги это озеро отгорожено каналом, который построен в 1988 г., когда собирались перебросить воду из Каркары в Иссык-Куль (помнится, много шуму было!). Теперь эта непреодолимая преграда шириной около 10 м не дала нам возможности подъехать к воде ближе. А у юго-восточной оконечности озерка – каменная гора Чингисхана, которую он создал, приказав каждому воину положить в кучу один окатанный булыжник, а на обратном пути забрать тоже один. Оставшиеся означали число погибших. Красивая легенда, впечатляет!..

*****

Через два года, 5-8 июля 2007 г., я снова оказался в Каркаре – на дне рождения Казбека Валиева.

Рис. 013. Международный альпинистский лагерь «Хан-Тенгри» в Каркаре.
5-7 июля 2007 г. Фото автора

Здесь я познакомился с целым рядом интересных людей, так или иначе связанных с альпинизмом. В частности, с очень известным казахстанским журналистом Геннадием Бендицким (1970-2017), который оказался близким другом, почти родственником Анатолия Левина – одного из самых первых моих учеников и близкого сподвижника ещё с далёкого 1967 г. Автор самых острых критических материалов и фельетонов популярной в те годы в Казахстане газеты «Караван» оказался очень весёлым, остроумным молодым человеком, гитаристом, певцом. А главное тоже альпинистом в прошлом, своим «в доску» в кругу самых именитых альпинистов Казахстана. Очень интересно было познакомиться с людьми редкой профессии – каскадёрами Бахадуром Исмаиловичем Джалметовым и его другом Макаримом Кусаиновичем Тлесбаевым. Их рассказы о разных происшествиях во время съёмок фильмов украсили наш праздник, также как альпинистские песни, которые здесь любили все (да их и невозможно не любить).

Рис. 014. Река Каркара после выхода из ущелья на подгорную равнину. 7 июля 2007 г. Фото автора

Рис. 015. Дорога в ущелье Каркара, вид с альплагеря «Хан-Тенгри». 7 июля 2007 г.
Фото автора

Но приехал я в Каркару не только на праздник. Давно уже братья Валиевы обещали мне возможность посмотреть вблизи знаменитый Хан-Тенгри: каждое лето они отправляли туда вертолётом группы. Уже побывал там Олег Белялов (1960-2020), которому они заказали провести фотосессию и сделать рекламные материалы для их фирмы, после него с группой туда летала моя дочь Виктория и тоже привезла прекрасные снимки – и самого пика и не менее знаменитого озера Мерцбахера. Посмотреть Хан вблизи было мечтой…

Рис. 016. Геннадий Бендицкий, Бахадур Джалметов, Макарим Тлесбаев. Фото автора

И вот в этот раз Даурен сказал, что прямо после праздника из Каркары можно будет слетать на Хан-Тенгри. Поэтому в моём рюкзаке было всё необходимое для заснеженного высокогорья – от неизменной пуховки до чёрных очков, которые я специально купил на этот случай. Однако мне не повезло: из Киргизии сообщили, что вертолёта в этот раз не будет – только через неделю.

Рис. 017. Цветущие луга Каркары у альплагеря. 6 июля 2007 г. Фото автора

Правда, Даурен предложил мне погостить эту недельку в альплагере «Каркара», но я не смог позволить себе такой роскоши, хотя места вокруг были очень красивые. Проведя пару утренних орнитологических экскурсий, я убедился, что увидел всё, что здесь живёт, а наблюдать одно и то же ежедневно целую неделю нет смысла. Тем более, что уже 18 июля я должен был участвовать в проходящей в Алма-Ате региональной встрече по внесению Западного Тянь-Шаня как трансграничного объекта природного наследия в список Всемирного наследия ЮНЕСКО…

Рис. 018. Буйное позднелетнее высокотравье на выходе из Каркары. Фото автора

Рис. 019. Цветущая купальница в Каркаре. Фото автора

Так и не увидел я Хан-Тенгри. Но красота июльской Каркары осталась со мной навсегда.